С неделей мясопустной, называемой «О страшном Суде»!

23.02.2025

С неделей мясопустной, называемой «О страшном Суде»!

Эта неделя так называется так, по сути Евангельского чтения, в котором как мы слышали, Господь показывает нам о том страшном дне, которого никто не избежит.

Подумаем, на кого же прогневался так Царь небесный? Кого это проклинает Он и ввергает на вечные мучения вместе со злыми дьяволами? Нас, грешных! Нас, неправедных! Нас, живущих по своей злой воле и нарушающих благую волю Божию! Это нам, немилосердным, отказано во всякой милости на Страшном суде!

Страшный суд, грозный приговор праведного Судьи, огонь вечный и неугасимый, жизнь со злобными демонами, не перестающий плач и скрежет зубов наводят ужас одним воспоминанием. Каково же нам будет тогда, когда всё это совершится с нами в действительности!

А ведь настанет день, когда Господь явится во всей Своей славе со множеством ангелов и сядет на Престоле, чтобы произнести суд над всеми народами, жившими во все времена. После нашей смерти наши дела, запечатленные в душе, откроются на Суде, когда душа предстанет пред Богом. Тогда обнажатся все наши тайные помыслы, мечты и греховные деяния, от которых мы не очистились в Таинстве Исповеди. Как будет больно осознавать, что ничего уже нельзя изменить, потому что время на покаяние, данное нам на земле, давно истекло…

Несмотря на то, что в преддверии Великого Поста Церковь напоминает нам о грядущем Страшном Суде Христовом, мы остаемся равнодушными к этому напоминанию, словно нас это нисколько не касается. Но верим мы тому или нет, готовим свою душу ко встрече с Богом или проводим дни в праздности, Господь придет снова, чтобы воздать каждому той мерой, которой человек воздавал своему ближнему. Напрасно думать, что милосердие Божие упразднит Его Праведность, а долготерпение обратится в потворство беззакониям. Ничто скверное и нечистое не сможет войти в Вечность. Рядом с Вечной Любовью не может соседствовать человеческая ненависть и злоба. Критерием отбора праведников для вечной жизни с Богом будет любовь. То, что мы сделали для людей, то же сотворили и для Бога. Накормили ли мы алчущих? напоили ли жаждущих? посетили больных и отверженных? Если все это мы делали во имя Христово и с любовью к ближним, то Господь уже сейчас обещает, что мы пойдем с Ним в Вечную жизнь.

Но сколь ни страшна будет участь грешников на том свете, грешники вполне её заслужили. Ведь мы знали, что нас постигнет за грехи такая участь, и, однако же, не позаботились отклонить её от себя. Нас приглашали к покаянию и исправлению греховной жизни, и, однако же, мы не позаботились вовремя покаяться и исправиться. Можно сказать, мы сами идём на свою погибель, оставаясь грешниками нераскаянными. И мы не смеем жаловаться на жестокость воздаяния, потому что в будущем веке с нами поступят так же, как мы на этом свете поступаем с другими. Ведь мы других не милуем: за что же миловать нас? Мы неумолимо строги к нашим ближним: за что же снисходить к нам! Царь небесный потребует от каждого из нас отчёта в нашем земном житии, и мы будем безответны. Да и что было бы отвечать нам, когда мы всю жизнь свою, от начала до конца, провели в одних грехах? Оправдываться мы не будем иметь никакой возможности. На одном суде с нами будут стоять страшные уличители наших злодеяний — это те самые люди, которых мы на этом свете презираем, обижаем, ненавидим, клевещем, с которыми мы обращаемся немилосердно и бесчеловечно. Всевышний Судия приведёт нам тогда на память каждое дело, каждое слово, каждую мысль нашу, каждое движение в нас плоти и духа, и мы напрасно стали бы искать в них себе оправдания, оправдываем мы себя здесь, на земле, там оправдания уже не будет. Каждая минута, каждое мгновение бытия нашего на земле будет обвинять нас. Каждая тварь, каждая былинка, употреблённая нами здесь во зло, будет тогда вопиять против нас к Судье Праведному. Все тайны наши откроются при всей вселенной, и мы будем стоять в стыде и позоре. Тогда-то каждый осуждённый из нас скажет сам себе в отчаянии: ах, зачем я грешил на земле? Зачем я не жил иначе? Но будет уже поздно, время жизни безвозвратно потеряно!

Как же нужно нам неослабно хранить память о последнем Страшном Суде Христовом и муках геенны огненной! Как нужно, живя на земле, плакать и радоваться совсем не о том, о чем обычно мы плачем и радуемся, заменять бесполезные печали века сего скорбью, полезной для души в ее жизни вечной, радостям суетным, мимолетным предпочитать радости во Христе нескончаемые! Как нужно вслед за святой Церковью, из глубины сердца воздыхая, молиться: «Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися, и живот мой аду приближися!», или словами песней нынешнего воскресенья: «Увы мне, мрачная душа!». Доколе от злых не отреваешися? Доколе унынием слезиши?.. Что не трепещеши вся страшнагосудища Спасова?», и еще: «Помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых. Како обещаю безсмертному Царю? Коим же дерзновением воззрю на Судию блудный аз? Благоутробный Отче, Сыне Единородный, Душе Святый, помилуй мя!». Аминь.

Православная Церковь предлагает верующим поразмышлять о грядущем Страшном Суде. Не для того, чтобы христиане отчаивались, а для того, чтобы ответственнее начали относиться к своей жизни. 

Итак, в это воскресенье читается следующий отрывок Евангелие, где Спаситель наш Иисус Христос рассказывает нам о страшном суде: 

«[Зач. 106.] Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,

и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;

и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:

ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;

был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:

ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;

был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную.» 

Сегодняшняя притча так хорошо нам знакома, что мы можем пройти мимо, как бы не заметить, о чем она говорит. А говорит она нам несколько вещей.  

Прежде всего она напоминает нам о том, что придет день, когда мы встанем лицом к лицу с Живым Богом, и придет на нас суд. Нет – Бог не подстерегает нас, чтобы взвесить и осудить наши злые дела и поступки; но мы встанем перед Богом, Который есть сама Красота, и обнаружим, как мы изуродовали в себе Его образ, когда, стоя перед Богом, так много возлюбившим нас, мы поймем, как мало любви мы дали Ему: это ли не суд? 

Это случается и в наших земных отношениях. Иногда мы вдруг осознаем, что кто-то любил нас так глубоко, так подлинно, и мы взяли все, что нам давалось: всю любовь, все тепло, всю нежность, всю заботу, всю жертвенность; мы принимали жизнь того или той, кто изо дня в день отрекался от себя ради нас, – и не отозвались, принимая любовь, предлагавшуюся нам, как должное, как наше право. И приходит день, когда человек умирает, и тут мы понимаем, что мы брали, брали беспрерывно, и никогда не подали знака, никогда не дали человеку почувствовать, что мы понимаем, как глубоко, как подлинно, как щедро мы любимы.  

И тогда мы стоим перед последним судом над нами: поздно, слишком поздно!.. О, – человек, любивший нас, простил нам давным-давно, и теперь, в вечности, говорит Богу словами Христа, когда Его распинали: Отче! Прости! Они не знали, что они делали... Но как мучителен суд, наш суд над самими собой, сознание, что мы могли так обрадовать любящего нас – и не сделали этого.  

Это суд гораздо более суровый, чем любое земное правосудие; этот суд будет – и должен – бить нас изо дня в день в самую глубину сердца более беспощадно, чем любой формальный приговор. Не по тому, как мы соблюдали заповеди, мы будем судимы, а по тому, научились ли мы любить...  

И сегодняшняя притча говорит об этом так ясно. Бог не требует от нас ничего, что выше человеческих сил и возможностей: пожалел ли ты голодного и жаждущего? Пожалел ли ты бездомного? Если кто был взят в тюрьму – изболелось ли твое сердце о нем? Не отшатнулся ли ты, постыдившись, что тебя сочтут его другом? Или испугавшись, что и тебя засудят с ним или с ней?.. И столько других путей, которыми можно выразить сострадание, сочувствие, любовь.  

В сущности, Христос говорит нам: были ли вы просто человечными – или нет? Сумели ли вы проявить сочувствие, сострадание, солидарность? Были ли вы братьями и сестрами для тех, кто был вокруг вас? Если были – то новая жизнь может излиться в вас; но если вы не были даже человечными – как вы можете ожидать, что станете причастниками Божественной природы?.. Только если мы подобны алмазу, свет может наполнить нас, и мы можем сиять и светиться, отражая его на все стороны; но если нет – как мы можем отражать что бы то ни было?  

Помните слова Христовы о том, что если око наше, глаз наш темен, то все вокруг – темнота; если сердце наше слепо, и глухо, и мертво – все вокруг мертво, все молчит молчанием смерти, все вокруг нас темно потемками пустоты и отсутствия.  

Но для того, чтобы быть подлинно человечными, мы должны научиться жить заодно с Единственным, Который только может приобщить наше сердце, и наш ум, и нашу жизнь к подлинной любви, к полноте любви, к подлинному состраданию: со Христом, Который пришел в мир спасти нас. И пока мы отлучены от Него, мы можем, в очень ограниченной мере, оказывать сочувствие, дружелюбие, ласку, – но мы еще ничуть не знаем, что значит любить – любить всем нашим существом, всей нашей жизнью и смертью, всем, что в нас есть, и больше того, что в нас есть: Божией собственной любовью в нашем сердце, Божиим собственным зрением в наших глазах, Божией жертвенной самоотдачей в нашей отдаче себя самих.  

Вот почему святой Иоанн Лествичник говорит, что мы не будем судимы за то, что не творили чудес, или за то, что не достигли небесных видений; но будем судимы о том, что не плакали непрестанно о нашей отлученности от Бога. И мы даже не переживаем этой отлученности по-настоящему, потому что мы так привыкли к этому расстоянию между Ним и нами; мы даже не чуем, как мы далеки и как мы обездолены без Него.  

И иногда, я думаю, хорошо нам вспомнить о ком-то, кто прикоснулся края ризы Христовой и кто никогда, никогда не смог забыть, что он пережил. И вот я хочу прочитать вам несколько строк из писаний старца Силуана: Скучал Адам на земле, и земля была ему не мила. Он тосковал о Боге и говорил: “Скучает душа моя о Господе и слезно ищу Его. Как мне Его не искать? Когда я был с Ним, душа моя была весела и покойна, и враг не имел ко мне доступа... Где Ты, Господи? Где Ты, Свете мой? Почто скрыл лицо Твое от меня, и душа моя долго не видит Тебя, и скучает по Тебе, и слезно ищет Тебя. Где Господь мой? Почто не вижу Его в душе моей? Что мешает Ему жить во мне? Значит, нет во мне Христова смирения и любви к врагам”. Я потерял благодать и вместе с Адамом зову: “Милостив буди мне, Господи. Даруй мне дух смирения и любви”. О, любовь Господня! Кто познал тебя, тот неустанно ищет тебя день и ночь и кричит: “Скучаю я по Тебе, Господи, и слезно ищу Тебя. Как мне Тебя не искать? Ты дал мне познать Тебя Духом Святым, и это знание Божие влечет мою душу слезно искать Тебя”.  

Вот человек, подобный нам, простой русский крестьянин, который познал близость Божию и чувствовал себя сиротой на земле без этой близости.  

Задумаемся над этим; задумаемся, потому что каждый из нас в святые, благословенные минуты жизни испытал близость Божию, – но как легко мы успокаиваемся, что, да, – мы одиноки в холодном мире, как и все остальные. А мы не призваны быть, как все остальные, – мы призваны быть Божиим собственным присутствием, сияющим через нас. 

Так пусть же просияет свет в нас перед людьми, чтобы они прославили Отца нашего, Который на Небесах! 

Аминь! 

Недели о Страшном Суде

Кондак Недели о Страшном Суде, глас 1

Егда́ прии́деши, Бо́же, на зе́млю со сла́вою, и трепе́щут вся́ческая, река́ же о́гненная пред суди́щем влече́т, кни́ги разгиба́ются, и та́йная явля́ются: тогда́ изба́ви мя́ от огня́ неугаси́маго, и сподо́би мя́ одесну́ю Тебе́ ста́ти, Судие́ пра́веднейший.

Перевод: Когда придешь Ты, Боже, на землю со славою весь мир затрепещет; река огненная течет пред Престолом Суда, книги открываются и тайны объявляются. Тогда избавь меня от огня неугасимого и удостой меня стать справа от Тебя, Судия праведнейший.

Ещё статьи...