С воскресным днем Вас!

20.10.2024

С воскресным днем Вас!

В это воскресение читается Евангельский отрывок о воскрешении Господом сына Наинской вдовы. Многих людей называли спасителями человечества, но когда и кому из них приходило в голову спасать людей от смерти?

Много было в истории победителей, но кто из них победил смерть?

Много было на земле царей, называвших своими подданными миллионы людей, но кто из них и когда включал в число своих подданных мертвых наравне с живыми?

Никто – кроме Единого и ни с кем не сравнимого Господа нашего Иисуса Христа. Он не просто новый Человек, Он – новый мир, Он – Творец нового мира. Он равно вспахал и ниву живых, и ниву мертвых и посеял новое семя жизни. Мертвые для Него были как живые, живые – как мертвые. Смерть не являлась границей Его Царства. Он растоптал эту границу и распространил Царство Свое назад до Адама и Евы и вперед – до последнего рожденного на земле человека. И на жизнь, и на смерть человеческую Он смотрел иначе, чем когда бы то ни было, икто бы то ни было из смертных людей. Он смотрел и видел, что жизнь не заканчивается со смертью тела, но что настоящая смерть умерщвляет некоторых людей и раньше их смерти телесной. Он видел многих живых во гробах и многих мертвых в живых телах. «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить», – сказал Он Своим апостолам. Значит, со смертью тела не наступает и смерть души; последняя может наступить от и по причине смертных грехов, до или после, независимо от наступления смерти телесной.

Своим духовным взором Господь наш Иисус Христос разрывал время, как молния тучи, и пред ним являлись живые души как тех, кто давно умер, так и тех, кто еще не родился. Пророк Иезекииль в видении узрел поле, полное мертвых костей, и нельзя было узнать, пока Бог не открыл ему этого, оживут ли кости сии. «Сын человеческий! оживут ли кости сии?» – спросил его Господь. «Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это» (Иез. 37:3). Христос смотрел не на мертвые кости, но на живые души, которые обитали и будут обитать в этих костях. Тело человеческое и кости человеческие суть всего лишь одежда и орудия души. Эта одежда изнашивается и распадается, как обветшавшее платье. Но Бог обновит ее и вновь облечет в нее души упокоившихся.

Христос пришел для того, чтобы разогнать древний страх людей, но и для того, чтобы принести новый страх тем, кто грешит. Старый страх людей есть страх телесной смерти; новым страхом должен быть страх смерти душевной; и этот страх Христос обновил и усилил. Полные страха смерти телесной, люди призывают на помощь весь этот мир; укрепляют свои позиции в мире, распространяются в мире; грабят мир, лишь бы только обеспечить возможно более долгое существование своего тела, возможно более долгое и возможно менее болезненное. Безумный! – скажет Бог материально богатому, но духовно бедному человеку, – «в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12:20) Безумным, таким образом, называет Господь того, кто боится за свое тело, но не боится за свою душу. И еще сказал Господь: «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк.12:15). От чего же она зависит? От Бога, Который Своим словом оживляет душу, а душою – тело. Своим словом Господь наш Иисус Христос воскрешал и воскрешает грешные души, души, умершие раньше тела. И еще, кроме того. Он обещал воскресить и мертвые тела умерших людей. Оставлением грехов, Своим животворящим учением иСвоими Пречистыми Телом и Кровью Он воскрешал и воскрешает мертвые души. А что в конце времен воскреснут и мертвые тела, Он подтвердил как Своими словами, так и делом воскрешения некоторых мертвых людей еще во время Своего пребывания на земле – и Своим собственным воскресением. Истинно, истинно говорю вам: «наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5:25). Многие закоренелые грешники и грешницы услышали глас Сына Божия и душою ожили. Но и многие телесно мертвые услышали глас Сына Божия и снова восстали для жизни. Один из таких случаев и описывается в сегодняшнем Евангельском чтении.

Во время оно Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Сие было вскоре после чудесного исцеления слуги римского сотника в Капернауме. Спеша сделать как можно больше добра и этим показать дивный пример всем Своим верным. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Как только Господь с сопровождающими Его людьми достиг городских ворот, навстречу им из города вышли люди, сопровождавшие мертвого. И так встретились Владыка и раб, Жизнодавец и смерть. Умерший был юн, как указывает слово юноша, с которым обратился к нему Христос, а также то, что Спаситель после воскрешения отдал его матери. Очевидно, мать умершего была из довольно богатого и знатного дома, о чем говорит многочисленность участников похоронной процессии: и много народа шло с нею из города.

Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. Ради матери и собралась такая большая толпа сопровождавших: во-первых, потому, что она была из знатного дома, а во-вторых, из-за тяжкого удара, нанесенного ей потерей единственного сына. Безусловно, все присутствующие должны были испытывать к ней огромную жалость, которая еще усиливалась ее отчаянными рыданиями и причитаниями. Господь наш Иисус Христос особенно сжалился в этом случае над бедною матерью и сказал ей: не плачь. Он заглянул в душу ее и прочитал все, что там было. Умер ее муж, и она почувствовала себя одинокой; теперь у нее умер и единственный сын, и она почувствовала себя совершенно одинокой. А где же Бог Живый? Разве может кто-нибудь быть одинок, находясь в присутствии Божием? И разве для истинного человека вообще может существовать друг более близкий, чем Бог? Разве Бог не ближе для нас, чем отец и мать, чем братья и сестры, чем сыновья и дочери? Он дает нам сродников, и Он отнимает их, но Он от нас не удаляется, и не стареет Его око над нами, и не меняется Его любовь к нам. Все удары смерти рассчитаны на то, чтобы мы как можно теснее прилепились к Богу своему, Богу Живому.

Не плачь, – утешает Господь скорбящую мать. Но почему так сказал Господь? Дело в том, что существует различие между плачем и другим плачем. Апостол Павел увещает фессалоникийцев, дабы они «не скорбели, как прочие, не имеющие надежды» (1Фес.4:13), то есть как язычники или безбожники, ибо те скорбят об умершем как о совершенно утраченном. Христиане же должны скорбеть об умершем не как об утраченном, но как о грешном, почему и скорбь их всегда должна соединяться с молитвою к Богу, да простит Бог грехи умершему и да введет его по милости Своей в Царство Небесное. Из-за своих грехов христиане должны скорбеть и плакать и над самими собою, и чем больше, тем лучше; не так, однако, как не имеющие веры и надежды, но, напротив, именно потому, что имеют веру в Бога Живаго и надежду на Божию милость и жизнь вечную.

Эта женщина плакала, как не имеющая надежды; и, кроме того, она плакала не о грехах своего сына и не о своих собственных грехах, но о том, что телесно утратила свое чадо, плакала о его мнимом уничтожении и о расставании с ним навечно. Между тем, здесь присутствовал Сын Божий, Властитель живых и мертвых. В Его присутствии не надо было плакать, но сокрушенная вдова не знает ни Христа, ни силы Божией. Она скорбит о своем единственном сыне без всякой надежды, как скорбели в то время все остальные иудеи и эллины, которые или вовсе не имели веры в воскресение мертвых, или потеряли ее. Над этой ее безумной тоской от незнания сжалился милосердный Господь и сказал ей: не плачь.

И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Прикосновение к мертвецу или его вещам считалось у иудеев осквернением и было запрещено. Это запрещение было разумным, пока в Израиле чтили Бога и ценили человеческую жизнь превыше всего на земле. Но когда уменьшилось истинное богопочитание, как и уважение к человеческой жизни, тогда многие заповеди, включая и эту, превратились в суеверия и пролезли на первые места, оттеснив главные заповеди Божии. Так было, например, с плотским обрезанием и хранением субботы. Дух этих заповедей был полностью утрачен, и вместо духа осталось обожествление формы, или буквы заповедей. Христос возвращал этим заповедям дух и жизнь, но сердце народных старейшин, хранителей закона Божия, настолько помрачилось и окаменело, что они хотели убить Христа за то, что Он в субботу исцелял больных (Ин. 5:16)! Суббота была для них важнее человека и даже важнее Самого Сына Божия. Но Господь не обращал внимания на злобу старейшин; он продолжал при каждом удобном случае подчеркивать, что жизнь и спасение человеческой души важнее старых умерщвленных преданий и обычаев. Это Он намеренно хотел подчеркнуть и в данном случае, вопреки закону прикоснувшись к одру, на котором несли мертвеца. Но чудо воскрешения, сотворенное в этот раз Господом, было настолько поразительно, что бессильные старейшины иудейские тут не посмели отверзть уста, чтобы произнести свой приговор.

Юноша! тебе говорю, встань! Господь наш Иисус Христос повелевает юноше от Своего имени, а не как пророки Илия и Елисей, которые молились Богу, чтобы Тот воскресил мертвых. Они были слуги Бога Живаго, а Сей есть Его Сын Единородный. Итак, Своею Божественною властью Господь повелевает юноше ожить и встать. Тебе говорю – этими словами, которые Господь не употребляет ни при одном другом воскрешении мертвого, Он хочет показать и подчеркнуть, что это дело Он совершает исключительно Своею Божественной силой. Он хочет этим показать, что имеет власть и над живыми, и над мертвыми. И чудо это произошло не по вере матери этого юноши, как в случае воскрешения дочери начальника синагоги Иаира; и никто из похоронной процессии не ожидал такого дивного чуда, как было в случае воскрешения Лазаря. Нет; оно произошло не по чьей-либо вере и не по чьему-либо ожиданию, но исключительно по могущественному слову Господа нашего Иисуса Христа.

Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. Услышало создание своего Творца и послушалось его заповеди. Та же Божественная сила, что изначально вдунула в прах земной дыхание жизни и из праха сотворила человека, действовала и теперь, оживляя мертвый прах, заставляя кровь течь и очи – видеть, уши – слышать, язык – говорить, кости и мясо – двигаться. Где бы ни была тогда душа умершего юноши, она услышала глас своего Начальника и мгновенно возвратилась в тело, чтобы вместе с телом выполнить Его приказание. Узнал подданный глас Царя своего – и откликнулся. Юноша поднялся и сел на одре, и стал говорить. Почему он сразу начал говорить? Чтобы люди не думали, будто это некий волшебный мираж, чтобы не думали, будто некий дух вошел в его тело и поднял его на одре. Все должны были услышать голос и слова оживленного, чтобы не было ни малейшего сомнения, что это он, а не кто-то другой в его теле. По той же самой причине Господь берет юношу с одра и отдает его матери его – и отдал его Иисус матери его. Когда мать узнает его, и примет, и обнимет, тогда исчезнут страх и сомнения и у прочих присутствующих. И еще Господь берет его Своими руками и отдает матери, чтобы показать ей, что теперь Он вручает ей его как дар – как и тогда, когда она его родила. Жизнь есть дар Божий. Жизнь всякого человека дарована рукою Божией. И не гнушается Бог ни одного сотворенного человека взять за руку и направить в сию земную, временную жизнь. Еще и потому Господь берет воскресшего юношу и отдает его матери, чтобы показать ей, что Он не зря сказал ей: не плачь. Когда Он ей это говорил, Он уже знал, что утешит ее не только сими словами, которые несчастная мать могла слышать в тот день от многих знакомых, но делом, представляющим собою неожиданное и совершенное утешение. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.  Народ говорит о Христе как о великом пророке. Народ ожидал великого пророка, которого Бог еще Моисею обещал послать к народу израильскому (Втор. 18:18). Народ этот пока не мог возвыситься до понятия о Христе как Сыне Божием. Но дух его, дух, столь помраченный и угнетенный народными старейшинами, прекрасно мог возвыситься до осознания Господа нашего Иисуса Христа как великого пророка. Если бы иерусалимские старейшины, которые точно так же видели чудеса Христовы, многочисленные чудеса, смогли подняться хотя бы до сего понимания простого народа, они не совершили бы страшного злодеяния осуждения и убийства Сына Божия. Но каждый совершал чудеса своего рода, соответственно своему духу и сердцу: Христос мертвым возвращал жизнь, а старейшины иудейские и у живых ее отнимали. Он был Человеколюбец, а те – человекоубийцы и богоубийцы. Он был Чудотворец добра, а те – чудотворцы зла. Но в конце концов эти злые старейшины не могли отнять жизнь ни у кого, кроме себя самих. И все убитые ими пророки остались живы навеки и у Бога, и у людей, в то время как сами они – сокрыты, словно змеи, в тени сих пророков, чтобы, скитаясь из поколения в поколение, от каждого поколения принимать осуждения и проклятия. Точно так же, убив Христа, они убили не Его, но себя. Он, с легкостью воскрешавший других, воскресил и Самого Себя, и явил Себя на земле и на небесах как величайший Свет, Который тем сильнее разгорается и тем ярче светит, чем больше Его гасят. Этим Светом все мы живем, и дышим, и радуемся. И этот Свет светов еще раз, и скоро, явится земле и всем живым и мертвым. Это произойдет, когда Господь наш Иисус Христос придет, чтобы завершить человеческую историю, воскресить сущих вогробах и судить всем человеческим существам, жившим на земле, начиная с Адама и до конца времен. Тогда еще раз – и на этот раз в полной мере – сбудутся слова Спасителя: Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Чудо воскресения сына вдовы из Наина и было сотворено сколь по милосердию к скорбящей матери, столь и для того, чтобы помочь нашей вере в последнее и всеобщее воскресение, чудо из чудес, правду превыше всякой правды и радость превыше всякой радости. Господу нашему Иисусу Христу честь и слава, со Отцем и Святым Духом – Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь. 

В сегодняшнее наше письмо хотелось бы посветить рассказу о Святых мучениках, чудотворцах и бессребрениках Косме и Дамиане, на примере их убийства раскрыть грех зависти! Хоть сегодняшний день и не день их памяти, день их памяти 14 июля, но захотелось о них рассказать вне даты праздника церковного календаря. 

Святые мученики Косма и Дамиан — одни из первых израильских христианских святых. Причём это были братья. Братья-близнецы были Косма и Дамиан. Родились они в Риме в 1–3 веках. Это 230-е где-то годы, первая треть третьего века.

Были они римлянами, жили рядом с Римом, знаете, как у нас сейчас города-спутники называют, да, вот при больших столицах. Ну вот, они тоже жили в селении около Рима. И были с детства воспитаны в христианской вере и благочестии, благочестивыми людьми, тщательно и старательно соблюдающими все заповеди Божии, и не просто внешне исполняли всё, что положено, а именно по сути, по духу, по духу любви Христовой. Они так жили сами и старались относиться также ко всем окружающим их людям. 

И вот это их настроение на творение дел любви привело их к тому, что они выбрали себе профессию врачей, чтобы облегчать страдания людям, чтобы исцелять больных людей. Прошли обучение медицине на том уровне, на котором тогда, в 3 веке, они могли это получить, в частности, у одного опытного врача. Мы не знаем, к сожалению, был ли он христианин или язычник. Но это был опытный, известный врач, который лечил, чем тогда лечили в первую очередь: травами, природными веществами, минералами какими-то.

Некоторыми лечили не вполне удачно, потому что лечили и веществами, которые потом уже современная медицина признала ядами. Но, тем не менее, на каком уровне была медицина, на таком они и получили своё образование. 

Когда они стали практикующими врачами, они, во-первых, были врачами безмездными, то есть не брали мзду за своё лечение. Очевидно, они были из обеспеченной семьи, им не было необходимости зарабатывать этим трудом врачей себе на кусок хлеба. Но, тем не менее, они прославились тем, что были бессребрениками и безмездно шли к каждому больному, позвавшему их. Какого бы он статуса ни был — от патриция до нищего, валявшегося около рынка, — они шли и лечили его. Причём лечили не только лекарствами, которые они узнали, средствами, травами и прочими элементами, доступными в то время в Риме, но и в первую очередь собственной молитвой, лечили тем, что они открывали больному человеку истинную веру христианскую и обращали его на покаяние. Они объясняли, что в большинстве случаев болезни являются следствием наших грехов. Давая человеку основы христианского вероучения и обращая его на покаяние, они не только исцеляли его тело лекарствами, но и исцеляли его душу, освобождая её от языческого злочестия, от духовной болезни, обращая ко Христу и к вечному Царству Небесному. 

Вот этим они были прославлены, а поскольку они были сами святы по жизни, то Дух Святой содействовал им во всех их делах и во всех их врачебных мероприятиях. Соответственно, процент исцелений у этих двух врачей был настолько высок, что другим врачам такое даже и не снилось. Знаете, до сих пор в больницах есть проценты выздоравливающих, процент смертности, процент стабилизации больных. В общем, есть свои критерии. Вот по тем критериям они занимали высшую планку. И, конечно же, народ знал. Сарафанное радио всегда работало: эти врачи не только денег не берут, но и лечат хорошо. И, конечно, народ валом к ним пошёл, и они пользовались этим для обращения большого количества людей к христианской вере и спасению.

Их проповедническая апостольская миссия, засвидетельствованная Духом Святым через многочисленные исцеления, была главным делом их земного подвига, земной жизни. 

В очередной этап гонений, а гонения на христианство всегда шли волнами — то сильнее, то слабее, то отступят, то вообще всё истребляли, что связано с Христом, — их схватили. Причём как? Когда пришли воины за ними в селение и стали спрашивать, где тут живут Косма и Дамиан, верующие люди быстренько к ним побежали и говорят: «Слушайте, вас схватить хотят, спрячьтесь, вы так нужны людям, как врачи, как проповедники, спрячьтесь ради людей». И они действительно удалились, куда-то спрятались. Тогда воины схватили совершенно ни в чём не повинных других людей в качестве заложников и сказали: «Хорошо, раз вы их не нашли, вот этих приведём и казним вместо них». Как только Косма и Дамиан услышали, что кто-то другой может пострадать вместо них, они тут же заявились сами и сказали: «Отпускайте тех, кого взяли, мы, Косма и Дамиан, пришли к вам сами». И когда предстали перед императором, он принуждал их, как и всех христиан того времени, отречься от своей веры и принести жертву идолам.  

Они твёрдо исповедовали свою христианскую веру и, видя, что у императора есть в его душе ещё какой-то живой кусочек, помолились вместе, и император тут же на глазах у всех был поражён приступом неизвестной болезни. Хватануло его так, что, как говорят, мало не показалось. Он пришёл в ужас. Естественно, он и окружающие, кто присутствовали при этом, связали это непосредственно с наказанием Божиим за то, что он пытался осудить святых людей. Император и его близкие стали умолять этих святых врачей, чтобы они упросили своего Бога и исцелили императора. Они, ничтоже сумняшеся, помолились вместе и исцелили императора, что стало наглядным примером силы христианской веры. Он был, конечно, очень впечатлён, и окружающие люди, как написано в житии, все восклицали: «Велик Бог христианский!» Император отпустил этих врачей - Косму и Дамиана, отозвал свой приказ об их аресте и, возможно, в дальнейшем стал к христианам более милостивым. Мы уже в истории жизни Космы и Дамиана об этом далее не находим информации. 

Что произошло дальше с Космой и Дамианом? Дьявол, который ненавидит всякого человека вообще в принципе, потому что тот создан по образу и подобию Божьему, особенно ненавидит тех, кто в Бога верует, почитает Бога и старается Ему служить. И особенно среди всех верующих, разных вер и религий, признающих единого Бога, он ненавидит христиан, как исповедующих самую чистую, самую совершенную форму взаимоотношений человека с Богом — христианство. И, конечно же, среди всех христиан особенно тех людей, кто беззаветно служит исполнению заповедей Божиих и от Бога вознаграждён за это дарами Духа Святого, дьявол ненавидит особо.

Когда у него не получилось с императором, чтобы Косма и Дамиан были казнены за веру и не стали мучениками, он стал искать, через кого их можно достать. И нашёл. Знаете, кого он нашёл? Их учителя, того самого врача, известного в Риме, который из зависти к этим двум святым врачам, потому что процент выздоравливающих у них был несравним с количеством больных, которые выздоравливали от его, просто опыта земного врача, дьявол смог проникнуть в его сердце и подтолкнул его к убийству этих двух святых врачей. Врач, самая гуманная, самая милосердная профессия на Земле — облегчать страдания других людей, представляете, насколько дьявол овладел его сердцем? Этот человек, избравший эту профессию для того, чтобы творить милосердие, задумал убийство двух святых врачей. Он под предлогом просьбы о помощи, чтобы вместе пойти в горы собрать лекарственные травы, заманил их в безлюдное место, где из-под тишка убил обоих братьев и бросил там их тела. 

Но Господь прославил тела этих святых, и уже когда они были найдены христианами, от самих их святых тел начали происходить исцеления, начали происходить чудеса, которые продолжали совершаться и на месте их погребения. Эти два святых врача, бессребреника и чудотворца Косма и Дамиан, так и вошли в историю всемирного христианства как великие бессребреники и чудотворцы. Поэтому во многих богослужениях, когда упоминаются святые, даже на проскомидии, священник, когда совершает проскомидию и вынимает частички, сперва упоминает пророка, Предтечу и Крестителя Иоанна, потом святых пророков Моисея, Аарона, Илии, Елисея, Давида, Исаию, святых Трёх отроков и Даниила Пророка и прочих святых пророков, потом святителей, мучеников, преподобных, а затем перечисляет святых бессребренников и чудотворцев, начиная с Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона, Ермолая и всех святых бессребренников. То есть среди бессребренников и чудотворцев первыми упоминаются церковью Косма и Дамиан. 

Вот какие интересные святые в церкви святой прославляются. Поэтому, пометуя, какое количество храмов в православной церкви, не только в Российской империи, но и в Греции и в других православных странах, строилось в честь этих чудотворцев, врачей святых Космы и Дамиана, как-то на пустом месте их имена не могли возникнуть. Количество святых в православии огромно, и это только те, чьи имена упоминаются в месяцеслове в течение всего года, каждый день. Но среди них есть особые, избранные святые, которые за свой особый подвиг продолжают оказывать помощь даже находясь в вечности, продолжают даровать свои врачебные силы тем, кто обращается к ним в болезнях, в трудах, в немощах, в недугах, в бедах и проблемах. 

Обращение к святым Косме и Дамиану обязательно приносит благодатную помощь. Поэтому такое количество храмов названо в их честь, даже фамилия Космодемьянская была довольно известной на Святой Руси. Вот, братья и сестры, такой пример жития и пример нам того, что, когда человек искренне старается проявлять дела любви и милосердия в отношении своих ближних, Господь всегда способствует ему, помогает, укрепляет и даёт силы творить дела любви! 

🌿 Зависть убивает человеческие души, погружая их уже в земной жизни в ад 🌿

Зависть – одна из самых губительных страстей человеческой души. Если мы посмотрим вокруг себя, если мы посмотрим вглубь своей души, мы увидим, что ростки этой дьявольской страсти, зависти, насколько они мучительны, настолько же губительны для того, кто их в себя пускает. 

Причём зависть, эта страсть, она очень разнообразна, она многогранна, она неоднозначна. Можно завидовать, например, богатству, а можно завидовать цвету кожи, разрезу глаз, росту. Кто-то завидует высокому росту, а кто-то, наоборот, завидует тем, кто меньше ростом. Завидовать можно всему, чему угодно. 

Иногда завидуют такой глупости, такой ерунде, которая для других людей кажется ненормальной. Вот коллекционеры, которые коллекционируют различные вещи. Есть нумизматы, есть те, кто марки собирает. Есть те, кто собирает открытки, спички, этикетки на спичечные коробки. И вдруг обнаружат, что у кого-то есть эта этикетка на спичечный коробок, которой нет у них, — и от зависти просто сгорают… 

Каждый из нас, кто-то в детстве, кто-то и во взрослом возрасте, не мог не испытать на себе это действие зависти. Мы тоже кому-то завидуем: у кого-то велосипед есть, а у меня нет; кому-то айфон купили, а мне ещё нет. Бесчисленное количество вариантов. Опытные духовники всегда предлагают: «Вспомни, когда ты кому-то позавидовал, каково тебе было на душе?» Никто не скажет, что хорошо, наоборот: «Господи, это кошмар был, это так тяжко было, это так жгло меня, когда зависть, как кислота, разъедала мою душу». 

Поэтому, братья и сестры, завидовать нельзя ни богатству, ни каким-то телесным характеристикам человека. Завидовать нельзя даже святости. Знаете, какая самая страшная зависть? Самая страшная зависть у монахов — у тех, кто отрёкся от мира, кто уже всё отсёк для себя: земные богатства, плотские наслаждения и так далее. Они уже не завидуют айфонам более новой модели. Они начинают завидовать, что в их монастыре у этого брата уже есть слёзы во время молитвы, а у них ещё нет. Этот брат уже стяжал смирение, а они ещё нет… 

Дьявол даже среди самых благочестивых подвижников пытается внедрить страшную страсть зависти и разрушать ею человеческие души, разрушать взаимоотношения между людьми на всех уровнях и убивать эти души, погружая их уже в земной жизни в ад, в это адское мучение, которое зависть создаёт в человеческом сердце. И если человек, не дай Бог, в этом состоянии души умрёт и не успеет покаяться, очиститься, освободиться от этой страсти, то страшная зависть будет мучить его в вечности. Это и есть ад — мучение души в вечности, уже не имеющей возможности своим волевым действием освободиться от какой-либо страсти, что возможно здесь, в земной жизни! 

Поэтому давайте будем молиться святым бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану, как пострадавшим от человека, одержимого страстью зависти, которую сами они близко к своему сердцу не подпускали, чтобы их святыми молитвами Господь оградил и наши с вами сердца от действия в них малейшей зависти — кому бы то ни было и в чём бы то ни было! И чтобы Господь оградил нас с вами от завистников, которые могут нам завидовать и из зависти пытаться творить нам какое-либо зло!

Аминь. 

Молитва

К вам, святи́и безсре́бреницы и чудотво́рцы Космо́ и Дамиа́не, я́ко к ско́рым помо́щником и те́плым моли́твенником о спасе́нии на́шем, мы, недосто́йнии, прекло́ньше коле́на, прибега́ем и, припа́дающе, усе́рдно вопие́м: не пре́зрите моле́ния нас, гре́шных, немощны́х, во мно́гая беззако́ния впа́дших и по вся дни и часы́ согреша́ющих. Умоли́те Го́спода, да проба́вит нам, недосто́йным рабо́м Свои́м, вели́кия и бога́тыя Своя́ ми́лости; изба́вите нас от вся́кия ско́рби и боле́зни, вы бо прия́ли есте́ от Го́спода и Спа́са на́шего Иису́са Христа́ неоску́дную благода́ть исцеле́ний, ра́ди тве́рдыя ве́ры, безме́зднаго врачева́ния и му́ченическия кончи́ны ва́шея. Услы́шите нас, моля́щихся, и благоприя́тным хода́тайством ва́шим испроси́те у Христа́ Бо́га правосла́вным лю́дем на враги́ побе́ду и одоле́ние. Па́ки, припа́дающе, приле́жно мо́лим: испроси́те нам от Го́спода вся благополе́зная, я́же в животе́ на́шем вре́меннем, наипа́че же ко спасе́нию ве́чному служа́щая, да сподо́бимся моли́твами ва́шими улучи́ти кончи́ну христиа́нскую, безболе́зненну, непосты́дну, ми́рну, и да изба́вимся от ко́зней диа́вольских и ве́чныя му́ки, безконе́чнаго же и блаже́ннаго Ца́рствия Небе́снаго насле́дницы бу́дем. Ей, уго́дницы Бо́жии, не преста́йте моля́щеся за ны, с ве́рою к вам притека́ющия. А́ще бо по мно́жеству грехо́в на́ших и не́смы досто́йны милосе́рдия ва́шего, оба́че вы, ве́рнии подража́телие человеколю́бия Бо́жия су́ще, сотвори́те, да принесе́м плоды́ досто́йны покая́ния и в ве́чный поко́й дости́гнем, хва́ляще и благословя́ще ди́внаго во святы́х Свои́х Го́спода и Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, и Пречи́стую Ма́терь Его́, и ва́ше те́плое заступле́ние, всегда́, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.