11.09.1976
С праздником, и одновременно и скорбным днем, воспоминанием усекновения главы св. Пророка и Предтечи и Крестителя Спасова Иоанна!
Как пишет евангелие: «Ирод бо бояшеся Иоанна, ведый его мужа праведна и свята, и соблюдаше его: и послушав его, многа творяше, и в сладость его послушаше» (Мк. 6, 20).
Так даже для людей крайне нечестивых и развращенных слова, хотя бы и обличительные, мужей святых и праведных не проходят бесследно. Между тем мы видим, что не только весь Иерусалим, но и вся страна Иудейская стекается к строгому обличителю людских пороков и проповеднику покаяния. Сами ревнители законной праведности, фарисеи, посылают к нему узнать, не Христос ли он, и впоследствии, не будучи в состоянии отрицать праведность его жития, не могут не признать, что его «крещение с небес было, а не от человеков».
Не просто словами, но жизнью и смертью своею свидетельствуют праведники возвещаемую ими истину Божию. Самые громкие фразы и самые пышные речи останутся пустозвонством, если за ними нет пламенной веры, если говорящий не готов переносить страдания и даже принять смерть ради торжества утверждаемого им учения. Кровь христианских мучеников была и остается красноречивейшей проповедью правды Божией. «Кровь мучеников – семя Церкви», – говорил Тертуллиан. Церкви, где эта правда пребывает на земле и откуда она разливается по всему миру. И первым страстотерпцем Христовым явился святой Его Предтеча и Креститель Иоанн. Отсеченной главой утверждал величайший праведник Ветхого Завета пришествие в мир Царствия Божия в силе, торжествующего над древней злобою.
Предтеча Господень явился гласом вопиющего в пустыне (Ис.40:3), обличающим грехи человечества ради пробуждения в нем спящей совести. Суровость слов святого Иоанна таила под собой горячую любовь к людям, ибо только покаянием могли грешники снискать милость грядущего в мир Господа. «Народ по своему крайнему нравственному растлению имел нужду в строгом и резком слове, как зараженные гангреной члены тела требуют прижигания и резания. Креститель был прозорливец и видел глубину сердец приходящих к нему людей, всю отвратительную неправду и лукавство их; и потому и не мог иначе проповедовать неправедникам, как строго, чтобы устрашить их и страхом исправить», – говорит новейший проповедник покаяния народу русскому, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Ко времени пришествия Спасителя древний Израиль уже несколько веков не слышал пророческого слова. И простой народ, тосковавший по чистоте и святости, полюбил своего обличителя – святого Иоанна Предтечу, ибо чувствовал спасительность его огненного призыва к правде Божией. Возненавидели Крестителя лишь те, кто был мертв для Царства Божиего, – лицемерные лжеправедники-фарисеи и развратное семейство галилейского царя Ирода Антипы.
Ирод, искавший убить Иоанна за его обличения, однако, долго не мог решиться на это, пока, опьяненный вином и страстью к блуднице, не потерял способности ясно отличать голос совести от голоса страстей, так обаятельно и сильно было на него действие слова и жизни святого Крестителя Иоанна!
Такое могущественное действие слова Божия на сердца людей внушает нам, весьма утешительные надежды относительно успеха в нашем собственном подвиге исправления своей жизни и будущей деятельности в качестве пастырей и учителей народа.
Так случилось, когда Ирод увидел нагло дразнящую красоту Иродиады, жены его родного брата Филиппа. Гнилая кровь галилейского царя взбурлила, ради этой женщины он прогнал свою законную жену, с которой прожил много лет, хищнически осквернил братнее ложе, вступил с «соизволившей его похоти» распутницей в кровосмесительный «брак» – «не в плоть едину, а в похоть едину». Галилеяне видели это вопиющее преступление и молчали, слабые – из страха перед царским гневом, вельможные – из угодничества правителю. И в этой тишине, покрывающей царский разврат, грозно прогремел обращенный к Ироду голос святого Иоанна Предтечи: Не должно тебе иметь жену брата твоего (Мк.6:18).
Казалось бы, что за дело было «ангелу пред Лицем Господним», святому Иоанну до шашней галилейского царька, почему именно грех Ирода так настойчиво обличал Креститель? Святой Иоанн Предтеча пришел с проповедью всемирного покаяния, а мир был переполнен такими же и еще худшими злодеяниями. Ветхозаветный мудрец, царь Соломон советовал не обличать закоренелых нечестивцев, чтобы не вызвать их ненависти, а увещевать только тех, кто с благодарностью воспримет справедливую укоризну. Так почему бы Крестителю было и не оставить в покое галилейского правителя-прелюбодея? Тем более что Ирод всячески выказывал святому Иоанну свое расположение: многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его (Мк.6:20). Начиная обличение царя, прозорливый Предтеча Господень не мог не знать, что поплатится за это головой. Да, святой Иоанн понимал: Ирод убьет его, и прервется его спасительная для многих проповедь покаяния, и не удастся ему дожить до торжества предвозвещенного им Мессии. Но, зная все это, Креститель продолжал упорно и настойчиво обличать царский разврат.
«Рыба гниет с головы», – гласит народная мудрость. Дело было даже не в самом Ироде, как бы гнусно и мерзко ни казалось его грехопадение. Нечестие правителей оскверняет не только их собственные души, но заражает и развращает целые народы. Порок на троне есть пагубнейший пример торжествующего зла, ядовитейший соблазн для слабодушных, могущих подумать, что и им «все позволено». Так в правление Ирода старшего «Великого» утвердились в Иудее саддукейское политиканство и фарисейское лицемерие.
Неравным казался этот поединок святости с грехом, одинокой истины с властной ложью. Царь-прелюбодей обладал пышным двором, мощным войском, несметным богатством, он имел все средства, чтобы одних – ослепить своим блеском, других – подкупить, третьих – смести со своей дороги силой оружия. А что было у святого Иоанна? Горсть сушеной саранчи да убогая власяница, даже чаши для питья не имел пустынник, пивший воду из ладоней своих. И между тем святой Иоанн бестрепетно вступал в борьбу с правителем Галилеи, а могущественный царь Ирод боялся, панически боялся одинокого воина Господня.
Сердцеведец Христос назвал Ирода лисицей, и впрямь, в низкой душе этого царька хищность сочеталась с трусостью, коварство – с малодушием. Превыше всего ставивший свои удовольствия, Ирод не имел истинного страха Божия, но все же побаивался гнева свыше и не решался поднять руку на Крестителя, зная, что он муж праведный и святый. Еще больше, чем небесной кары, Ирод опасался народного мятежа, хотел убить Иоанна, но боялся народа, потому что его почитали за пророка. Поэтому трусливый властитель не сразу казнил своего обличителя, а заточил его в темницу, думая тем заградить гневные уста Предтечи Господня. Однако же, по народному присловью, «грех за грех цепляет», – и Ирод, скользя по грязному обрыву прелюбодеяния, докатился до святоубийства.
Иродово пиршество было «по-царски» обставленным разгулом плоти, где галилейские вельможи вовсю предавались обжорству и пьянству. И вот, когда рассудок пирующих уже заволокло хмельным туманом, им явилось неожиданное зрелище. В компанию разгоряченных вином, хохочущих, сквернословящих мужчин вошла юная девушка – и пустилась в пляс. Это была Саломия, дочь Иродиады.
По слову святоотеческому, Саломия своим танцем «всех блудниц затмила собой». Она вполне унаследовала бесстыдство неистовой Иродиады. Не просто плясала Саломия – она плясала так, что от этого зрелища взыграли в сердцах пирующих гнуснейшие страсти. Ее танец был истинным шедевром сатанинского искусства, гимном похоти, разврату, беззаконию. Пляшущая Саломия попирала ногами древние благочестивые обычаи, бесстыдница из царского рода бросала вызов целомудренным заветам предков.
И Ирод не возмутился, напротив, – похотливый царь-кровосмеситель пришел в восторг, и его рукоплесканиям стали вторить пьяные царские гости. Дочь Иродиады плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним. Царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе.
Мы привыкли уважать все, что называется культурой и искусством. Да, писатель или художник, употребляющий данный ему от Бога талант на то, чтобы пробудить добрые чувства в сердцах человеческих, заслуживает всяческих похвал. Но есть искусство иного рода, вдохновитель которого – отец лжи, диавол-человекоубийца. Это прислужниками сатаны создаются книги и картины, фильмы и музыка, изощренно разжигающие низменные страсти, приводящие людей к срамнымпорокам и чудовищным злодеяниям. И такими «достижениями культуры» также упиваются, им рукоплещут, ими призывают нас восхищаться духовные слепцы и духовные мертвецы. К такому-то роду демонских шедевров и относился «балетный номер» Саломии, начавшийся «невинным» распадением похоти пьяного сборища и окончившийся зверским убийством величайшего из рожденных женами, святого Иоанна Предтечи.
За срамной танец царь обещал плясунье любую награду по ее выбору, даже до половины царства (Мк.6:23). И Саломия, боясь продешевить за свою бесстыжую выходку, пошла советоваться с более опытной в таких делах матерью. Но что может быть желаннее для закоренелой развратницы, чем свобода разврата? Иродиада жаждала крови обличителя, смерть праведника казалась ей вожделеннее любых богатств и власти, прельстительнее обещанной Иродом половины царства. И мать-людоедка посоветовала плясунье-дочери: Проси головы Иоанна Крестителя (Мк.6:24).
Как гнусно это Иродово пиршество с лакомыми кушаньями и дорогими винами, царем-прелюбодеем и низкими льстецами, срамной пляской и подлым убийством! Святитель Иоанн Златоуст говорит об этом празднестве нечестия: «Сатана измыслил сие зрелище, Ирод содействовал ему, и дщерь Иродиадина своим плясанием довершила его. Диавол воюет против Предтечи Божия и, вместо оружия употребив похоть Иродову, готовит смерть Крестителю. Вот – злокозненное диавольское неистовство! Но что же? Креститель за целомудрие был усечен во главу и, однако, не умолкнул даже по смерти, ибо таковы доблести праведных».
Бездушный палач выполнил богопротивный царский приказ, принес в пиршественную залу положенную на блюдо голову святого Иоанна. И по преданию, вдруг – развратный царь и его угодники-прихлебатели оцепенели от ужаса – уста мертвой головы ревнителя Правды Божией раскрылись и вновь прогремело обличение Иродова нечестия: Не должно тебе иметь жену брата твоего (Мк.6:18).
Недолго оставалось жить и старшим членам беззаконного семейства. Самой земле, сотворенной Всемогущим Богом, омерзительно носить на себе богопротивников. Прелюбодеи и кровосмесители, пророкоубийцы и кощунники – Ирод и Иродиада «погибли с шумом», были поглощены землей и низверглисьсвоими душами в смрадные адские пропасти.
Люта смерть грешников, славна смерть праведников. Кончина святого Иоанна Крестителя в темнице от меча палача казалась победой мировой злобы – и обернулась вселенским торжеством Божественной любви, объемлющей и царство мертвых. Святая Церковь воспевает Предтече Христовому: «Тебе же довлеет свидетельство Господне, за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущымво аде Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велиюмилость».
«Первостоятелем у Престола Пресвятой Троицы» стал святой Иоанн Креститель, увенчанный сиянием девственной чистоты, светом боголюбия и человеколюбия, славой пророческого служения во обличение зла и утверждение Истины. Итак, напрасно исчадия сатаны – семейство Иродово льстило себя надеждой заглушить «глас вопиющего в пустыне», загасить светильник веры Иоанновой. Сами нечестивцы провалились во тьму кромешную, удел их – вечное проклятие. А неугасимый светоч деяний Предтечи Господня сияет всей Вселенной, надо всем миром гремят и ныне его слова: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Этот строгий и милосердный призыв величайшего из пророков обращен к каждому из нас.
Поэтому, в настоящий день, когда вместо мерзкого и скверного пира Иродова, которому в большей или меньшей степени уподобляется всякое мирское веселье, исполненное страстей, предлагает сам свою духовную и постническую трапезу Иоанн Креститель, утвердим в своих сердцах мысль, что не могут быть бесплодны наши слезы покаяния и скорби самообличения пред Богом. Болезненны иногда бывают и даже приводят в уныние нас эти слезы и скорби, но не убоимся их, ибо воссияет в сердце нашем вскоре чистая, духовная радость и светлый луч благодати Божией рассеет облака скорби. И как слова строгого обличителя пороков людских Иоанна, сначала произведши очистительную скорбь в сердцах, потом утешительно действовали на сердца людей, так и наши слова обличения, когда мы будем поставлены пастырями и учителями народа, если свята будет наша жизнь, та же Божественная благодать сделает сладостными для людей мира. Аминь.