С Праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня!

27.09.2024

С Праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня!

В церковных песнопениях, начиная с вечерней службы, кратко, но существенно изображаются все события Божественного о нас домостроительства, центром которых является крест Господень. Крестом Своим и Божественною Своею Кровью, на нем пролиянною, Господь искупил первородный грех Адамов, разрушил все дела диавола, направленные к гибели всего человечества, уничтожил смерть, сделавшись первенцем воскресения всех людей, разрушил клятву – это разлучение людей с Богом, – и потому двери рая теперь отверсты для нас, и святые люди, вслед за покаявшимся благоразумным разбойником, по своей смерти водворятся в нем, и даже без воздушных бесовских мытарств, по слову Христа: «Слушаяй словесе Моего, и веруяй Пославшему Мя имать живот вечный: и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот» (Ин. 5:24). В силу этого Креста Своего Господь дарует нам Свою божественную благодать, которая помогает нам неуклонно соблюдать все спасительные заповеди и дает нам через них, а также через св. Причащение возможность вступать в самое близкое, родственное и блаженное единение еще здесь со Христом для участия в великой славе и неизреченном блаженстве Его Небесного Царства.

Достижение всех этих благ Креста Господня должно быть целью всей нашей жизни. И мы всех этих благ достигнем и будем ими обладать, если усвоим урок, которому поучает нас сей Крест Господень. Он поучает нас смирению Христову, о чем еще ап. Павел сказал: «Себе умалил, зрак раба приим... смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Темже и Бог Его превознесеи дарова Ему имя, еже паче всякого имене» (Флп.2.7-9).

Не будем забывать, что крест этого дивного смирения, вплоть до оплевания, заушения, страдания и смерти, Господь восприял на Себя добровольно. Подражая Христу, и все святые, начиная с апостолов, добровольно возлагали на себя крест смирения, со всеми его унижениями и страданиями, зная, что как Господь смирением совершил наше спасение, так и мы не чем иным не может достигнуть своего спасения, как только через смирение.

Мы же, будем умолять Господа, ради Его Креста, о даровании нам благодатных сил смиряться и перед Богом, и перед людьми, хотя бы под влиянием тех великих скорбей, бедствий и всяких несчастий, которые посылает нам Господь с единственною целью смирить нас для нашего спасения. Эту Свою Божественную и непреложную истину открывал Господь еще в Ветхом завете через Своих пророков. Так, Господь некогда говорил людям через Моисея, что если они будут слушать Его, своего Господа, и соблюдать Его заповеди, то все блага земли и всякое благополучие будет их уделом. Если же они не будут Его слушать и исполнять все Его заповеди, то Он пошлет на них всякие болезни и несчастья. Если же и при всем том они не смирятся и не будут слушать его, то Он многократно будет всемерно увеличивать все их бедствия и будет карать их до тех пор, пока не сломит их гордого упорства.

Так раскрывали эту Божественную истину и в Новом Завете св. отцы Церкви. Они свидетельствовали, что все несчастия Господь посылает нам для того, чтобы смирить нас; причем Господь попускает, чтобы сам сатана со всеми своими демонами попирал нас посредством всевозможных болезней и бедствий, пока мы не смиримся и через смирение не станем на спасительный путь и не воссоединимся с Богом.

Тогда Господь сделает так, что все блага Креста Господня будут нашим достоянием. Тогда Господь не лишит нас и Своей Божественной радости испытывать в нашей жизни силу креста и крестного знамения в борьбе со грехом, страстями и всякими несчастиями.

Эту силу крестную Господь проявлял, и не раз, в великих чудесах еще, в Ветхом Завете через Своих праведников. Так, великий вождь израильского народа пророк Моисей осенил крестообразно своим жезлом Чермное море и совершил величайшее чудо: вода расступилась, и еврейский народ прошел по дну морскому, как по сухому пути, на что египтяне с фараоном, покусившись, погибли в волнах сего моря.

Нельзя пересчитать всех чудес от креста и крестного знамения в жизни новозаветного избранного народа. И все мы из жизнеописания св. Иоанн Богослова знаем, как один добрый христианин впал в нищету, не мог уплатить своих долгов и потому хотел наложить на себя руки. С этою целью он неоднократно ходил к еврею волхву брать у него яд. Но каждый раз по возвращении домой, прежде чем выпить чашу с ядом, он осенял ее крестным знамением, а потом пил яд. И сила крестного знамения сохранила его живым и невредимым. Когда об этом узнал волхв еврей, то его объял священный ужас, он пришел к великому ап. Иоанну Богослову, отрекся от язычества, принял христианство и крестился. А бедному христианину св. ап. Иоанн повелел принести пучок сена, осенил это сено крестным знамением, превратил его в груду золота и отдал бедному христианину для уплаты долгов и на его содержание.

Также знамением и силой Креста совершаются все таинства церковные; освящается вода, и все стихии, и все верующие, с верой принимающие его или знаменующиеся им сами; крест носим на персях и через него сохраняемся от многих искушений и коварств вражиих; крестом знаменует нас святая Церковь и по смерти, когда совершает над нами надгробные песнопения; крест ставится и на могилах умерших в союзе с Церковью и не ставится только на могилах явных отступников и самоубийц, сознательно и по своей воле наложивших на себя руку. И это потому, что в кресте, с верой употребляемом и изображаемом, действует Божественная, спасительная сила Христа распятого, являющая непрестанно Его Божественную власть над всем миром, над всей природой, над всеми полчищами вражиими, показывающая, что Христос Бог искупил Крестом Своим весь мир от греха, проклятия и смерти, что Он имеет власть живота и смерти, что Он есть воскресение и живот и Бог всех (Ин. 11, 25).

Ежедневно согрешая волей и неволей, подвергаясь различным острым искушениям от невидимых и видимых врагов и собственных страстей, где – в ком и в чем – мы найдем помощь и спасение? Только во Христе и в кресте, только в Жертве безмерно великой и всеискупительной, принесенной за нас на Кресте; только крестом мы спасаемся ежедневно от уязвлений демонов и от всякой бури страстей, когда с верой и истинным покаянием прибегаем к Христу; крест – наша жизнь, наше спасение, наша сила, наша слава, наша победа; наше непрестанное обновление, наше примирение с правосудием Божиим, праведно разящим всех бессмысленно дерзновенных и упорных грешников. Крест – хранитель всея вселенныя; Крест – красота Церкве; Крест – царей держава; Крест – верных утверждение; Крест – ангелов слава и демонов язва (Светилен праздника). Без креста нет никому спасения. Будем же усердно чтить Крест Христов и с любовью поклоняться распятому на нем Начальнику жизни нашей, памятуя вечный завет Его нам с Креста: Любите друг друга. Аминь.

Крестовоздвижение - один из двенадцати самых важных христианских праздников. 

Праздник Воздвижения Креста Господня так велик, что Церковь Святая установила, как и перед Рождеством и Богоявлением, особые евангельские и апостольские чтения в воскресные дни перед Воздвижением и после него. 

В великом множестве люди приходят на вечернюю службу этого Праздника в святые храмы. Что влечет людей? Почему таким глубоким благоговением проникнуты сердца, когда мы видим, как выносится священником и воздвигается пред нами крест Христов? Почему так любим мы крест Христов? Почему так преклоняемся пред ним? 

Конечно, не древу только поклоняемся, хотя и древо креста Христова стало величайшей святыней после того, как было оно облито Кровью Христовой.

Мы поклоняемся распятию Христову, поклоняемся Христу Богу, распятому на кресте, ибо величайшее таинство совершилось на кресте.  

Какое это таинство? Зачем Господь наш Иисус Христос принес такую потрясающую жертву за спасение мира?

Ответ на этот вопрос находим в словах Христовых, сказанных в ночной беседе с Никодимом: «Как Моисей вознес змия в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную»(Ин. 3, 14–16).

И то же самое говорит и св. апостол Иоанн Богослов в Первом своем соборном послании: "Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него.

В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1Ин. 4, 9–10).

Вот ответ на вопрос, почему мы так преклоняемся пред крестом Христовым: потому что им явлена любовь Божия к нам, окаянным грешникам, погибающим в суете мира, в служении страстям и похотям! 

Любовь Божия, неописуемая никакими словами, любовь, приведшая к тому, что Единородный Сын Божий воплотился, приняв плоть человеческую от Пресвятой Девы Марии, и эту плоть и кровь отдал за спасение людей, отдал, чтобы не погибли, но имели жизнь вечную.

И не только эта безмерная любовь, но и нечто еще более непостижимое, нечто совершенно не вмещающееся в наше слабое сознание явлено Богом в распятии Господа Иисуса Христа. Вот что говорит об этом св. апостол Павел: «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак, мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает чрез нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2Кор. 5, 19–20). 

Сам Бог, Сам великий Бог просит у вас примирения с Ним. Сам Бог просит, чтобы не злобствовали, не враждовали против Него, чтобы примирились с Ним.

И это желание примирить с Собою мир вместе с величайшей любовью привело на крест Господа Иисуса Христа.

Вот это изумительное, вот это не вмещающееся в наше сознание смирение Божие, не менее великое, чем любовь Его к нам, привело на страшный крест воплотившегося Сына Божия.

Мы, жалкие и ничтожные, когда враждуют против нас люди, сами воспламеняемся злобой и враждой против них. 

А Бог просит у нас примирения, просит, чтобы не враждовали против Него. Ведь это проявление величайшего смирения.  

Неужели Сам великий Бог может быть смиренным, может просить примирения с тварью Своей? Но, подумав немного, вспоминаем слова Господа нашего Иисуса Христа: «Научитеся от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем». 

Если смирение и кротость присущи Сыну Божию, Второму Лицу Святой Троицы, то зачем волноваться, когда слышим, что Бог, являя непостижимое смирение, просит примирения у враждующей против Него твари своей. 

Господь сказал: «Когда вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». 

Так и сбылось: уже на кресте Своим поведением при страшных муках Он привлек первых двух человек: привлек распятого с Ним разбойника, уверовавшего в Него и просившего: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем»; привлек и второго – того римского сотника, который командовал распятием Христа. Он, видя все, что явил Господь Иисус Христос на кресте, был потрясен, и сказал, когда испустил Господь Свой последний вздох: «Воистину Человек сей был праведник», и уверовал в Него, обратился к Нему и сам стал мучеником Христовым. Привлек и целую толпу зрителей Его распятия, расходившихся от креста, низко опустив головы и бия себя в грудь. 

Обратились к Нему бесчисленные миллионы и миллионы людей с добрыми сердцами, которые были потрясены крестом Христовым, людей, которые никогда не могли забыть о кресте Его.

И больше всего крест Христов потряс апостола Павла, который все на свете забыл, все презрел, ибо крест Христов неотступно стоял пред его духовными очами, и весь мир был для него распят на этом страшном кресте, и он сам сораспялся Христу. 

Его потрясла Кровь Христова. За эту Кровь и другой великий из великих Иоанн Богослов в своем Откровении воссылает хвалу, так говоря: «Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию своею, и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу своему слава и держава во веки веков! Аминь» (Откр. 1, 5). 

Как это омыл нас Христос Кровию Своею? Не внешне, конечно, ибо Кровь его не капала на грязные тела наши, а духовно.

«Мы были грязны, и отвратительны, и упорны в грехах, как пес, возвращающийся на свою блевотину, и как омытая свинья, идущая опять валяться в грязи.»

Но крест Христов поразил и потряс нас навсегда, и неотступно помышляя о Крови Сына Божия, пролитой за нас, грязных и погибающих, духовно очищаемся от мертвых дел, и так всецело очищаемся, что получаем власть быть чадами Божьими, царями и священниками Богу нашему. Вот почему так велик крест Христов. 

У великого католического святого Франциска Ассизского, непрестанно помышлявшего о кресте Христовом, источая бесчисленные слезы, на руках и ногах на местах гвоздинных язв Христовых образовались язвы.

Помышляйте же и вы неустанно о господе нашем Иисусе Христе, распятом за нас, и крест Господень начертайте на сердцах ваших!

Будем же стараться хранить это начертание, как величайшую святыню, и бояться стереть его нечистыми желаниями и помышлениями сердец наших!

Аминь. 

Тропарь Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня, глас 1

Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.

Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы православным христианам над иноплеменными даруя и Крестом Твоим сохраняя Твой народ. 

Кондак Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня, глас 4

Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.

Перевод: Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы. 

Молитва Честному и Животворящему Кресту Господню

Кре́сте Честны́й, храни́тель души́ и те́лу бу́ди ми́, о́бразом свои́м бе́сы низлага́я, враги́ отгоня́я, стра́сти упражня́я, и благослове́ние да́руя ми́, и жи́знь и си́лу, соде́йствием Свята́го Ду́ха, и честны́ми Пречи́стыя мольба́ми. 

Величание Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня

Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и чтим Крест Твой святы́й,/ и́мже нас спа́сл еси́// от рабо́ты вра́жия.