С Праздником Николая Чудотворца!

19.12.2024

С Праздником Николая Чудотворца!

Из слов тропаря в честь св. Николая Угодника: «Смирением стяжал еси высокая, нищетою богатая», мы видим, что вся высота нравственной христианской жизни и все богатство благодати Святого Духа приобретаются смирением. Оно есть основа всего нашего спасения. Отсюда понятно, почему Господь положил в основу всех Своих заповедей блаженства заповедь о смирении. Без смирения нельзя плакать о грехах, ибо как гордый будет плакать о грехах своих, когда он не сознает в себе этих грехов, себя всегда оправдывая, а других обвиняя? Без смирения нельзя быть кротким, ибо гордыйне прощает обид. Без смирения нельзя алкать и жаждать правды Христовой, ибо гордый алчет и жаждет только того, чтобы все считали за правду его собственные взгляды, хотя бы они были ложными. Без смирения нельзя быть милостивым, ибо гордые жестокосерды. Без смирения нельзя иметь чистого сердца, ибо гордыня есть вместилище всякого нечестия и пороков. Без смирения нельзя быть и миротворцем: гордость не только не содействует миру, но она есть источник злобы, вражды и всякой смуты среди людей. Без смирения нельзя взять на себя подвиг быть гонимым за правду Христову, а тем более нельзя переносить поношение, изгнание и всякую клевету ради Христа, ибо гордый может быть гонимым и терпеть все несчастья, вплоть до смерти, но только ради своей гордыни. Смирению нужно учиться, наблюдая за собой. 

Господь в Своей Нагорной проповеди говорил: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя был втайне; и Отец твой видящий тайно воздаст тебе явно. И когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, остановившись, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они же получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу Твоему, Который втайне: и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6.1-6). 

Отсюда понятно, почему прп. Паисий Великий на вопрос, какая высшая добродетель, сказал: «Та, которая совершается тайно». Эта тайная добродетель во всей полноте и была присуща св. Николаю Чудотворцу. Из его жизнеописания и акафиста видно, что он спас от позорной смерти трех девиц, тайно ночью бросая по мешочку с золотом в окно их дома. 

Итак, какое же мы должны извлечь для себя назидание, вспоминая совершенное смирение святителя Николая, сопровождаемое тайным доброделанием, или, что же, – истинною любовью к Богу. Св. ап. Павел в Послании к евреям говорит: «Поминайте наставники ваша»... и «подражайте вере их» (Евр.13:7). Поэтому, празднуя память великого нашего наставника святителя Николая и вспоминая его дивное смирение, будем с вами, подражать этому смирению и не только потому, что оно является высшею добродетелью, но и потому, что это смирение уничтожает тщеславие, эту ужасную страсть, которая губит даже достигших совершенства. Каким совершенным существом был денница, первый ангел! По свидетельству св. отцов, от его благодати озарялась вся земля. Но он не удовлетворился славою, которую получил от Бога, и пожелал быть равным Богу, почему и погиб навеки. Наших прародителей также погубило тщеславие, которое возбудило в них желание иметь равенство с Богом по ведению. Даже Спасителя, когда Он постился сорок дней в пустыне, диавол пытался искушать тщеславием, но эта попытка не увенчалась успехом. 

Мы знаем, какие великие благодатные дарования и откровения имел ап. Павел. Но диавол мог бы все это величие благодати отнять от апостола посредством того же тщеславия. Этого не случилось, ибо Господь послал Своему великому апостолу смиряющее средство в виде пакостника плоти. «И за премногия откровения, да не превозношуся, – говорится апостол, – дадеся ми пакостник плоти, ангел сатанин, да ми пакости деет, да не превозношуся. О сем трикраты Господа молих, да отступит отмене. И рече ми: Довлеет ти благодать Моя: сила бо моя в немощи совершается» (2 Кор. 12.7-9). 

Св. Симеону Столпнику было однажды видение: ему предстала огненная колесница с ангелами, которые сказали ему, что он так угодил Богу, что Господь повелел им взять его на небо живым, подобно Илии Пророку. И св. Симеон, поверив видению, поднял одну ногу, чтобы воссесть на колесницу, но как только оградил себя крестным знамением, вдруг все с шумом исчезло. И св. Симеон в наказание, что поддался тщеславному помыслу, целый год простоял на столпе на одной ноге. 

Не избежал нападения от тщеславия и прп. Серафим Саровский. Ему были предложены архимандритство и должность настоятеля одной из обителей нашей России. Он отказался. Но тщеславие стало волновать его воображение и сердце. Тогда прп. Серафим стал на камень и тысячу дней молился с воздетыми к небу руками с молитвою мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному». И тщеславие оставило его навсегда. 

Так страдал от тщеславия и святитель Тихон Задонский. Живя на покое в Задонском монастыре, он много испытывал напастей от невежественных послушников, которые тяжко его оскорбляли, называли его святошей, фарисеем и даже бросали в него полена и камни. Один из епархиальных архиереев, друг свт. Тихона, просил его согласия на принятие должности епархиального владыки. Святитель Тихон стал колебаться: оставаться ли ему на покое, или же согласиться на предложение своего друга. Тщеславие стало сильно нападать на него. Однажды, сидя около своей кельи, святитель отдался тщеславным помыслам. Вдруг подбегает к нему Христа ради юродивый Задонского монастыря монах Аарон и, ударяя святителя по щеке, говорит: «Не высокоумствуй». Свт. Тихон был тронут прозорливостью юродивого, обличившего его сокровенные тщеславные помыслы, и с того времени стал платить ему пенсию: три копейки в день. Однако под влиянием усиленных просьб своего друга архиерея свт. Тихон написал прошение в Священный Синод о предоставлении ему должности епархиального архиерея. Но в его келью вошел тот же юродивый и сказал: «Матерь Божия не велит тебе никуда ходить отсюда». Святитель Тихон тут же разорвал свое прошение и с того момента помыслы тщеславия оставили его. 

Помня учение Христа о значении смирения для христианской жизни, зная, что добродетельная жизнь святых была проникнута смирением и им отличалась, как самым существенным своим свойством, потрудимся и мы, иметь смирение, без которого никогда мы не сделаемся истинными христианами. 

Конечно, приобретение смирения есть самый трудный из всех подвигов. Нередко дажеСам Господь, посылая нам великие испытания и скорби, не может заставить нас смириться, что мы знаем с вами, по опыту своей жизни. Однако, без смирения мы никогда не достигнем спасения. Поэтому постараемся его приобрести хотя бы сначала в самом простом и первоначальном его виде, т. е. будем сознавать свою греховность и ничтожество перед Богом. Конечно, невелика заслуга сознавать перед Богом свои грехи, когда последние так очевидны и для нас и для других. Но если мы приобретем это первоначальное смирение, то приблизимся и к высшему его виду, который состоит в том, чтобы считать себя хуже других. Это смирение весьма ценно в очах Божиих. Вот почему Господь сказал: смиряяй себе вознесется. Только достигнув такой степени смирения, мы сможем приобрести самый высший и совершенный его вид, который заключается в том, чтобы мы все свои добрые дела приписывали не своим силам, а Богу и вместе с божественным Псалмопевцем от всего сердца говорили: Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу (Пс.113:9). Тогда-то мы и будем способны в совершенстве исполнять все божественные заповеди. Будем помнить слова Ап. Павла: вся могу оукрепляющем мя Иисусе Христе (Флп.4:13). Эти слова говорят нам о том, что при помощи Божией мы можем совершить и самый трудный подвиг, т.е. приобрести истинное, совершенное смирение. 

Поэтому будем просить Господа, чтобы Он, молитвами святых и ныне празднуемого Церковью святителя Николая, помог нам достигнуть сей великой, основной добродетели. Когда мы приобретем смирение, то на собственном опыте узнаем, почему Господь на первом месте в Своих заповедях о блаженствах поставил заповедь о нищете духовной. Тогда мы станем истинными последователями Христа, носителями всех христианских добродетелей, и в нашей жизни исполнятся слова Христовы: Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф.5:16). Аминь. 

С Праздником Николая Чудотворца Вас, с днем его преставления (то есть день перехода души из земной жизни в жизнь вечную)!  

Ныне Святой Николай Чудотворец является одним из самых почитаемых святых в христианстве. Русская Церковь положила ему особую службу наряду с апостолами по четвергам. Он почитается не только как заступник от бед и несчастий, но и как хранитель на водах. Русские мореплаватели считали и считают его своим покровителем. 

Существует легенда, что как-то Николай плыл на корабле, и случился сильнейший шторм. Моряки полезли на мачты, чтобы свернуть паруса, и один из них не удержался и разбился на смерть о палубу корабля. Николай подошел к нему, склонился, начал читать молитвы, и моряк ожил. Находившиеся на палубе люди уверовали в необыкновенную духовную силу этого человека. 

В другой раз, совершая паломничество по морю в Иерусалим,  Николай силой молитвы укротил разбушевавшуюся стихию, грозившую перевернуть корабль. Слава об этом человеке быстро распространилась не только по ликийской земле, но и далеко за её пределами. 

Мало кто знает, но прообразом всем известного Санта Клауса является не кто иной, как Николай Чудотворец. Тайно под покровом темноты, чтобы его никто не узнал, Николай под Рождество оставлял подарки беднякам. А однажды забрался на крышу одного из домов и скинул мешочек с золотом прямо в дымоход. 

Мешочек попал в один из чулков молодой девушки, которые она сушила у камина. Отсюда пошла западная традиция оставлять подарки под рождество в чулках. Кстати турки и по ныне называют цековь Святого Николая «Баба Ноэль Килизе» - Церковь Деда Мороза. А недалеко от церкви стоит памятник Николаю Чудотворцу в образе Санта Клауса. 

Все мы любим, и каждый год с нетерпением ждём праздника Святого Николая. Но далеко не все знают, чем же так прославился Святой Николай и почему его причислили к ряду святых и нарекли Чудотворцем. Поэтому хочется поделиться с Вами простыми повествованиями о великом Святом Николае, которые будут интересны как взрослым, так и детям. :) 

Николай и три мешочка золота

Как-то давным-давно жил Николай. Был он родом из довольно обеспеченной семьи, но при этом не сторонился бедных и помогал, чем мог. Так вот однажды узнал он об одном несчастном крестьянине, который обанкротился в один миг. У того бедолаги было трое дочерей на выданье. В те далёкие времена без приданного было просто невозможно выйти замуж, поэтому дочерям пришлось бы идти тяжело работать или уйти в блуд, чтобы хотя бы прокормить. Сжалился Николай над бедными девушками, и пробравшись тихо к их дому посреди ночи вкинул в окошко три мешочка с золотом для каждой из дочерей. Вот так Николай, тогда ещё молодой священник, спас трёх девушек от тяжёлой доли. 

Николай – покровитель моряков и крестьян

А знаете ли вы, что Святого Николая законно считают покровителем всех моряков. В описании его жизни не раз упоминаются истории о том, как он смог успокоить разбушевавшееся море и помочь вернутся морякам домой. Именно поэтому голландцы посвятили ему свою столицу – Амстердам.

Животных Святой тоже очень любит, поэтому издавна считают Николая Чудотворца покровителем скота и полей. Очень часто в старые времена люди верили, что в ночь на 19 декабря Святой Николай идёт по полям, а за ним ангелы летят, о освящают землю на хороший урожай. 

Николай и его маленький друг

Мало кто замечал, но очень часто на картинках Святого Николая изображают не самого, а с четвероногим другом – осликом. Этот ослик не простой, у него серебристо-серая шерсть, но всё же земной породы. Он всегда сопровождает Николая Чудотворца и помогает ему разносить подарки детям. Детям для их больше заинтересованности говорят, что возможно, что этот ослик пра-пра-пра….внук того самого знаменитого осла, что ввёз в Иерусалим самого важного гостя 2 тыс. лет назад – Иисуса Христа. Кто знает, может и так :) 

Легенда о Святом Николае и Касьяне

Шли как-то вместе Святой Николай и Касьян по лесу прогуливались. Тут навстречу им мужчина ехал на повозке, и как только ближе подъехал, повозка та и перевернулась прямо в болото. Стоит мужик не знает что делать. То с одной стороны подойдёт, то с другой, а всё никак не поднимет её из болота. Подумал немного, и говорит, обращаясь к святым: « О, почтейнейшие святые, не могли бы вы мне помочь достать мою повозку из болота?». На что Касьян не долго думая отвечает: « Прошу прощения, но я не могу. Мне сейчас пред Богом представать, я же могу прийти к нему в грязной рясе», а Святой Николай молча закатил рукава и помог мужичку. И тут, как специально, вызывает Господь Бог к себе Касьяна и Николая. Видя неопрятный вид Чудотворца, спрашивает его:
-Ты почему явился ко мне в грязном виде?
- Я помогал мужику повозку с болота достать.
- Касьян, ты же с ним был, так почему же ты чистый?
- Ну я же не мог предстать перед Тобою в столь неопрятном виде…- отвечает Касьян.
- Раз такое дело, тогда пусть люди почитают Николая два раза в году: зимой и летом, а тебя Касьян раз в четыре года, и то боясь. 

Николай защитник всех зверей

Однажды, с далёкого пути ехал крестьянин к себе домой. Дорога была дальняя, и не успел тот дотемна до дома своего добраться, вот и пришлось ему в лесу остановиться ночевать. Делать было нечего, разпряг волов, наложил им сена, а сам сел у костра. Вдруг видит, собралось на холме зверей видимо не видимо. Испугался мужичок, глядит там и волки, и лисы, и медведи, а те сидят все вместе и не шевелятся. Как страх поутих, решил посмотреть он что там и к чему. Когда подошёл поближе видит – сидят звери все в кругу, а по центру сам Николай Чудотворец сказки им рассказывает да указания раздаёт. Вот сколько помощников то у Святого Николая. 

Николай и его волшебная книга

Говорят, дома у Святого Николая есть волшебная книга. В этой книге всё записано и про всех. Там есть все хорошие и плохие дела, которые за год сделал человек. Поэтому и говорят, что если ты себя в этом году плохо вёл, то подарка от великого волшебника тебе не видать. Но Святой Николай добрый волшебник и готов простить все плохие поступки, стоит только искренне попросить прощения у всех кого обидел и у самого Святого. Если чувство вины будет искренним, тогда можешь просить у Чудотворца чего угодно – он всё исполнит. Главное не быть жадным и не просить слишком много! 

Конечно, эти истории в большей степени для деток, чтобы их познакомить в понятной форме с образом Святителя Николая Чудотворца! Но через эти истории сердце и взрослого человека проникается добром и любовью!

Да будут наши христианские сердца стараться дарить любовь всем, кого нам Господь посылает нам встречать на жизненном пути, и творить дела добра!

Аминь. 

Святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу

Тропарь, глас 4 

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́/ я́же веще́й и́стина;/ сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая./ О́тче священнонача́льниче Нико́лае,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Правилом веры и образом кротости, воздержания (Гал.5:22-23) учителем явила тебя стаду твоему непреложная Истина. Потому ты приобрел смирением – высокое, нищетою – богатство. Отче, святитель Николай, моли Христа Бога о спасении душ наших. 

Кондак, глас 3

В Ми́рех, свя́те, священноде́йствитель показа́лся еси́:/ Христо́во бо, преподо́бне, Ева́нгелие испо́лнив,/ положи́л еси́ ду́шу твою́ о лю́дех твои́х/ и спасл еси́ непови́нныя от сме́рти;// сего́ ра́ди освяти́лся еси́, я́ко вели́кий таи́нник Бо́жия благода́ти.

Перевод: В Мирах, святитель, ты явился как совершитель священного служения, ибо исполнив Христово Евангелие, преподобный, ты положил душу свою за людей твоих и спас неповинных от смерти, потому и освятился ты как великий служитель Таинств Божией благодати. 

Молитва

О, всехва́льный и всечестны́й архиере́ю, вели́кий чудотво́рче, святи́телю Христо́в, о́тче Нико́лае, челове́че Бо́жий, и ве́рный ра́бе, му́жу жела́ний, сосу́де избра́нный, кре́пкий сто́лпе церко́вный, свети́льниче пресве́тлый, звездо́ осиява́ющая и освеща́ющая всю вселе́нную, ты еси́ пра́ведник, я́ко фи́никс процве́тший, насажде́нный во дво́рех Го́спода своего́: живы́й в Ми́рех, ми́ром благоуха́л еси́, и ми́ро приснотеку́щее благода́ти Бо́жия источа́еши. Твои́м ше́ствием, пресвяты́й о́тче, мо́ре освяти́ся, егда́ многочуде́сныя твоя́ мо́щи ше́ствоваху во град Ба́рский, от восто́ка до за́пада хвали́ти и́мя Госпо́дне. О преизя́щный и преди́вный чудотво́рче, ско́рый помо́щниче, те́плый засту́пниче, па́стырю предо́брый, спаса́ющий слове́сное ста́до от вся́ких бед, тебе́ прославля́ем и тебе́ велича́ем, я́ко наде́жду всех христиа́н, исто́чника чуде́с, защи́тителя ве́рных, прему́драго учи́теля, а́лчущих корми́теля, пла́чущих весе́лие, наги́х одея́ние, боля́щих врача́, по мо́рю пла́вающих упра́вителя, пле́нников свободи́теля, вдов и сиро́т пита́теля и засту́пника, целому́дрия храни́теля, младе́нцев кро́ткаго наказа́теля, ста́рых укрепле́ние, по́стников наста́вника, тружда́ющихся упокое́ние, ни́щих и убо́гих изоби́льное бога́тство. Услы́ши нас, моля́щихся тебе́ и прибега́ющих под кров твой, яви́ предста́тельство твое́ о нас к Вы́шнему и исходата́йствуй твои́ми Богоприя́тными моли́твами вся поле́зная ко спасе́нию душ и теле́с на́ших: сохрани́ святу́ю оби́тель сию́ (или: храм сей), вся́кий град и весь, и вся́кую страну́ христиа́нскую, и лю́ди живу́щыя, от вся́кого озлобле́ния по́мощию твое́ю: ве́мы бо, ве́мы, я́ко мно́го мо́жет моли́тва пра́веднаго, поспешеству́ющая во благо́е: тебе́ же пра́веднаго по преблагослове́нней Де́ве Мари́и, предста́теля ко Всеми́лостивому Бо́гу и́мамы, и к твоему́, преблаги́й о́тче, те́плому хода́тайству и заступле́нию смире́нно притека́ем: ты нас соблюди́ я́ко бо́дрый и до́брый па́стырь, от вся́ких враго́в, губи́тельства, тру́са, гра́да, гла́да, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нников, и во вся́ких беда́х и ско́рбех на́ших подава́й нам ру́ку по́мощи и отве́рзи две́ри милосе́рдия Бо́жия; поне́же недосто́йны есмы́ зре́ти высоту́ Небе́сную, от мно́жества непра́вд на́ших: свя́зани есмы́ у́зами грехо́вными, и николи́же во́ли Созда́теля на́шего сотвори́хом, ни сохрани́хом повеле́ний Его́. Тем же преклоня́ем коле́на сокруше́нна и смире́нна се́рдца на́шего к Зижди́телю своему́, и твоего́ оте́ческаго заступле́ния к Нему́ про́сим: помози́ нам, уго́дниче Бо́жий, да не поги́бнем со беззако́нии на́шими, изба́ви нас от вся́кого зла, и от вся́кия ве́щи сопроти́вныя, упра́ви ум наш, и укрепи́ се́рдце на́ше в пра́вой ве́ре, в нейже твои́м предста́тельством и хода́тайством, ни ра́нами, ни преще́нием, ни мо́ром, ни ко́им гне́вом от Созда́теля своего́ ума́лени бу́дем, но ми́рное зде поживе́м житие́, и да сподо́бимся ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, еди́наго в Тро́ице сла́вимаго и поклоня́емаго Бо́га, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. 

Ами́нь.