От всей души поздравляем Вас с Праздниками Святого Богоявления и Крещением Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!

19.01.2022

От всей души поздравляем Вас с Праздниками Святого Богоявления и Крещением Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!

Невозможно без трепета помыслить о столь великом, не постигаемом умом Откровении – Откровении Бога о Самом Себе, без которого истинное богопознание и наше спасение невозможны, ибо спасительное Крещение в Церкви совершается во имя Святой Троицы, как заповедал Сам Спаситель.

Однако в происшедшем есть еще одно поразительнейшее явление – это беспримерное смирение Сына Божия.

Богочеловек, Единый Безгрешный, не нуждающийся в покаянии, пришел к Иордану как один из кающихся. Иоанн Предтеча говорил о Христе: Яне достоин наклонившись, развязать ремень обуви Его, – однако же Он воспринял крещение от рук Иоанновых. А как писал святитель Кирилл Иерусалимский: «Дух Святой сошел на Него телесным образом в виде голубя не для того, чтобы Иисус в первый раз познал Его (ибо Он знал Его и прежде телесного сошествия), но для того, чтобы узрел Его крещающий Иоанн». Так смирением ниспровергал Иисус горделивое царство сатаны и утверждал в душах человеческих Царствие Небесное.

Вспоминая славу Христа Спасителя, явленную при Его крещении, вспомним и удержим в сердце своем ту славу, к которой все мы призваны крещением Христовым: «Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» Что означают эти слова? Они именно означают, что человек (по вере своей или восприемников), крещенный во Христа и во имя Святой Троицы, облекается духовно во Христа, то есть в Его смирение и правду, в Его кротость, самоотвержение, воздержание, терпение, послушание, в Его любовь и милосердие. А поэтому каждый христианин обязан понуждать себя усердно стремиться ко всякой добродетели и усердно и самоотверженно бороться со всяким грехом, со всякой греховной страстью, навыками и похотями, по слову Божию: Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

Казалось бы зачем же Господь, безгрешный, так поступил? Почему Он принудил Крестителя омыть Себя в реке? Разве Он имел грехи? Нет. Мы знаем по собственному Его свидетельству, что Он был свободен от греха. “Кто из вас, — говорил Он своим врагам, — обвинит Меня в неправде?” И они молчали. Почему все-таки Он так сделал? Почему же Он стал вместе с кающимися и сказал: “Надлежит так исполнять нам всякую правду”.

Господь таким образом указал, что Его жизненный путь является для нас с вами указателем нашего малого человеческого жизненного пути. И Он, вступая на свое служение роду человеческому, получая как Богочеловек помазание Духа Божия, показывает нам, что служение надо начинать с покаяния, с осознания своей немощи. И хотя у Него Самого не было этой немощи и грехов, но Он показывает нам путь.

Мало того, Он показывает нам и другое. Сразу после Своего Крещения Он удалился в пустыню. И что там ждало Его? Искушения! Может быть, самые тяжкие искушения в Его жизни… Духовные испытания, которые Он победил как Богочеловек и как человек.

И это напоминает нам с вами о том, что получаемая нами благодать крещения, приобщение к Божией жизни не означают, что мы навсегда будем ограждены от вражеских воздействий, не будем иметь искушений и соблазнов, можем находиться в беспечности.

Всякий, кто пошел за Христом, должен помнить, что он встретит на своем пути испытания, скорби и искушения, но каждый христианин должен помнить, что он идет своим жизненным путем не один, с ним рядом идет Христос, и Он готов всегда подать руку помощи в скорби. Самому человеку не спастись и если человек будет верен Господу до конца, в любом искушении не будет унывать и малодушествовать, Господь введет человека в Царствие Небесное и Скажет: «Добрый рабе и верный, над малым был верным, над многим тебя поставлю».

Крещение покаяния преображало людей, их жизнь и мысли в плане осознанного раскаяния в совершенных грехах и беззакониях, дабы достойно встретить Грядущего Мессию, о Котором проповедовал Иоанн. Между его проповедью и проповедью Иисуса Христа было существенное различие: если в словах Предтечи звучала угроза, то в проповеди Спасителя торжествовала любовь, утверждалась надежда и провозглашалась благая весть. При крещении Иоанновом на крещаемых не сходила благодать Святого Духа. Но они осознанно отрекались от прежней жизни, дабы начать жить Богоугодно и праведно.

Блаженный Феофилакт пишет: «Предтеча про-поведывал крещение покаяния для того, чтобы люди, покаявшись и принявши Христа, получили оставление грехов». Почему же этого крещения оказалось недостаточно? Иоанново крещение было как бы подготовительным, очищающим, но самой духовной природы человека оно не меняло, лишь приуготовляло душу к вере в Господа Иисуса Христа. Между тем проповедь Иоанна явилась как бы необходимой и очень важной ступенью на пути. Креститель сам говорил, что лишь предваряет пришествие Спасителя мира, потому-то он — Предтеча.

Мы должны понять, что в духовном плане это был важный, вполне определенный этап. Для того чтобы окончательно уяснить эту мысль, надо посмотреть на формирование в наших душах самой веры. Прежде всего, в силу различных сложившихся обстоятельств, повлиявших на наше сознание и восприятие действительности, мы осознаем необходимость Божественной помощи и заступления. Смиряемся, познавая собственное бессилие. Благоговеем перед торжеством славы Божией. Молимся, уповая на то, что Бог слышит наши молитвы. Таким образом, зреет в нас желание жить честно, праведно, Богоугодно, полностью очиститься покаянием. Мы ощущаем свою вину перед Богом, испытываем вполне определенный страх перед Создателем за совершенные беззакония. Этот этап на пути к вере проходят все мыслящие, разумные, рассуждающие о мироздании и собственном бытии люди. А далее следует понимание, что истинное спасение нам дает лишь Господь наш Иисус Христос, снимая с рода человеческого тяжкое греховное бремя неизреченной Своей благодатью. Тогда-то мы начинаем осознавать, что без воли Божией все наши стремления и усилия будут просто тщетны, как бы мы ни старались и ни радели, как бы ни тщеславились собственными способностями и предприимчивостью.

Народная мудрость гласит: «Без Бога ни до порога». Действительно, как можно жить, не осознавая действия Божественного Промысла и принимая все достижения на свой счет? Если бы мы не знали благодати Христа, мы не могли бы и ощущать благотворности Святого Духа, без признания Которого просто не может существовать христианство. С Духом Святым мы в силах делать то, с чем никогда сами бы не справились.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Мы с вами именуемся высоким званием христиан, носим на себе имя Христа, Господа и Спаса нашего. Но подумаем и скажем честно, всегда ли мы достойны этого, ощущаем ли мы в полной мере свою ответственность перед Господом, последователями Которого желаем быть?! Как часто ради житейской выгоды мы готовы терпеть и тяжкий труд, и лишения, и любые сложности бытия, но совершенно не радеем о главном — о деле собственного спасения. Вроде бы и призваны познать благодать Святого Духа, а приложить усилия к тому не можем, вернее, не хотим. Нерадение в духовной жизни ведет к тяжким последствиям. Беспечность к своему спасению рождает не только стремление к бесчестию и греху, но и подает повод к соблазну других людей. А это страшно. В мыслях окружающих возникает вполне закономерный вопрос: какие же они христиане, если такое творят? Да, все мы призваны Господом, с именем Божиим несем по жизни свой крест, и горе нам забыть о том хоть на минуту. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Кто хочет уклониться от подвигов, тот бывает добычей волков». Если, называясь христианами, крестившись во имя Господа нашего Иисуса Христа, мы по злой воле своей все-таки будем осквернять себя беззаконными греховными делами и страстными движениями сердца и ума, работать в полной мере удовольствиям и делам телесным, не думая о начинаниях духовных, то безжалостно расхитим не только добрые качества, заложенные в нас, но и не услышим человеколюбивого Бога, взывающего к нам: се, стою у двери и стучу (Откр. 3, 20). Не Своей пользы и славы ищет Благой и Всещедрый Господь, а нашего совершенства, нашего вечного блаженства на небесах. Но беда человеческая и заключается в том, что коснение во грехе не дает услышать призыв дорогого небесного Гостя и раскрыть для Него двери своей души, оглушенной соблазнами тленного мира, плотскими прихотями и удовольствиями.

Как часто, обремененные житейскими проблемами, мы просто не слышим сладкого и спасительного Божественного гласа или, в лучшем случае, откладываем это слышание на «потом», когда будет время. А когда оно будет? Вот вопрос. Между тем любящий и страдающий за нас Иисус Христос, постояв при дверях нашей души и не добившись отклика, ответной любви человеческой, с болью и горечью уходит. Спаситель не признает насилия в любви. Невозможно воплотить желание вечной жизни и наследования Царства Небесного без подвигов духовных и дел христианских. Тот, кто действительно жаждет прославиться со Христом, тот станет усиленно избегать славы, чести и роскоши сего греховного мира. Ведь все мы помним слова Господа: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. (Мф. 11, 12). Как это: силою берется? Каждодневной борьбой со своими грехами, трудом духовным, подвижничеством, отказом от всяких земных удовольствий и роскоши. Преподобный авва Исаия пишет: «О, как труден путь Божий! Сам Господь сказал: тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7, 14). А мы ленивые, праздные, преданные плотским наслаждениям, ищем спокойствия и благополучия в отвержении ига Христова». Ленимся на добро и любовь, беспечно относимся к душе своей, пребываем во сне греховного земного бытия, тем самым отдаляясь от Господа и радея только врагу рода христианского.

Пока еще есть время, пока отпущен нам Богом срок для покаяния, исправления и делания духовного, пока еще не поздно, восстанем от душевного небытия, внимая словам апостола Павла, призывающего: встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос (Еф. 5, 14). Светом Христовым да просветимся, верою Христовой вдохновимся, истиной Христовой пребудем в славе Божией, в блаженной вечности Царства Небесного. И неизреченным источником всего этого да торжествует всепобеждающая Божественная любовь, которую не в состоянии в совершенстве превознести и воспеть даже совершеннейший язык ангельский. Нельзя найти ничего драгоценнее, возвышеннее и надежнее этой любви, которая в полной мере утешит и поддержит при всех невзгодах и трудностях земного бытия. В любви ко Христу все наше упование, ибо, как пишет святой апостол, любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1 Кор. 13, 8).

Великой милостью для каждого просвещенного верой человека является то, что по любви христианской он ищет Господа, стремится познать Бога, а Бог приближается ко всякому по мере его человеческих сил. Но будем помнить при этом мудрые слова святителя Григория Нисского, наставляющего: «Тому, чей разум развлекается многим, невозможно преуспеть в познании Бога и в любви к Нему».

Дорогие братия и сестры! Сегодня Святая Церковь совершает великое освящение воды, через которую освящаются все стихии природы. Вся природа постепенно оскверняется человеческими грехами и лукавыми духами, производящими в ней всякие тлетворные веяния и болезни. А поэтому ежегодно Святая Церковь освящает воду и этой святыней оздоровляет зараженные стихии природы. Берите эту святыню и благоговейно, чтобы эта вода была Вам во освящение, а не в умножение грехов, храните ее дома, освящайте ею себя и весь свой дом и да пребудет с Вами милость Господня!

Сегодня Святая Церковь совершает великое освящение воды, через которую освящаются все стихии природы. Вся природа постепенно оскверняется человеческими грехами и лукавыми духами, производящими в ней всякие тлетворные веяния и болезни. А поэтому ежегодно Святая Церковь освящает воду и этой святыней оздоровляет зараженные стихии природы. Берите эту святыню и благоговейно, чтобы эта вода была Вам во освящение, а не в умножение грехов, храните ее дома, освящайте ею себя и весь свой дом и да пребудет с Вами милость Господня!

Каково же богословское содержание сегодняшнего праздника?

В этот день Бог явил Себя миру в троичности Лиц. Как раз и называется праздник Богоявлением именно потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица. Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Крестясь в Иордане, Господь наш Иисус Христос установил Таинство Крещения; тем самым преподал пример для будущего совершения Таинства Крещения в Церкви; а также «освятил естество вод»; благословил воду как средство омытия от первородного греха в Таинстве Крещения и освящения людей. С этого момента освящённая священнослужителями вода стала способной служить средством для освящения людей.

 Предлагаем в этот день подумать вот о чем: с каким чувством благоговения ко Христу и благодарности к родным, которые нас приводят к вере, мы вспоминаем о своем Крещении: как дивно думать, что поскольку наши родители или близкие нам люди открыли веру во Христа, поручились за нас перед Церковью и перед Богом, мы, Таинством Крещения, стали Христовы, мы названы Его именем. Мы это имя носим с таким же благоговением и изумлением, как юная невеста несет имя человека, которого она полюбила на жизнь и на смерть и который дал ей свое имя; как это человеческое имя мы бережем! Как оно нам дорого, как оно нам свято, как нам страшно было бы поступком, образом своим его отдать на хулу недоброжелателям... И именно так соединяемся мы со Христом, Спаситель Христос, Бог наш, ставший Человеком, нам дает носить Свое имя. И как на земле по нашим поступкам судят о всем роде, который носит то же имя, так и тут по нашим поступкам, по нашей жизни судят о Христе.

 Какая же это ответственность! Апостол Павел почти две тысячи лет тому назад предупреждал молодую христианскую Церковь, что ради тех из них, которые живут недостойно своего призвания, хулится имя Христово. Разве не так теперь? Разве во всем мире сейчас миллионы людей, которые хотели бы найти смысл жизни, радость, глубину в Боге, не отстраняются от Него, глядя на нас, видя, что мы не являемся, увы, живым образом евангельской жизни – ни лично, ни как общество?

 И вот в день Крещения Господня хочется перед Богом сказать от себя и призвать всех сказать, кому было дано креститься во имя Христа: вспомните, что вы стали теперь носителями этого святого и божественного имени, что по вас будут судить Бога, Спасителя вашего, Спасителя всех, что если ваша жизнь – моя жизнь! – будет достойна этого дара Божия, то тысячи вокруг спасутся, а если будет недостойна – пропадут: без веры, без надежды, без радости и без смысла. 

 Христос пришел на Иордан безгрешным, погрузился в эти страшные иорданские воды, которые как бы отяжелели, омывая грех человеческий, образно стали как бы мертвыми водами – Он в них погрузился и приобщился нашей смертности и всем последствиям человеческого падения, греха, унижения для того, чтобы нас сделать способными жить достойно человеческого нашего призвания, достойно Самого Бога, Который нас призвал быть родными Ему, детьми, быть Ему родными и своими...

 Отзовемся же на это дело Божие, на этот Божий призыв! Поймем, как высоко, как величественно наше достоинство, как велика наша ответственность, и вступим в начавшийся год так, чтобы быть славой Божией и спасением каждого человека, который прикоснется нашей жизни! 

Аминь.

 Тропарь Крещению Господню, глас 1

Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди,/ Тро́ическое яви́ся поклоне́ние:/ Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́,/ возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я,/ и Дух в ви́де голуби́не,/ изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние./ Явле́йся Христе́ Бо́же,// и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.

Перевод: При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубя подтверждал Его слова непреложность. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе!

 Кондак Крещению Господню, глас 4

Яви́лся еси́ днесь вселе́нней,/ и свет Твой, Го́споди, зна́менася на нас,/ в ра́зуме пою́щих Тя:/ прише́л еси́, и яви́лся еси́,// Свет непристу́пный.

Перевод: Явился Ты в сей день вселенной, и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, в полноте знания воспевающих Тебя: «Пришел, явился Ты, Свет неприступный!»

 Молитва на Крещение Господне

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий Единоро́дный, от Отца́ пре́жде всех век рожде́нный, Све́те от Све́та, просвеща́яй вся́ческая, в после́дняя же ле́та от Пресвяты́я Де́вы Мари́и нетле́нно воплоще́нный и в мир сей на спасе́ние на́ше прише́дый! Ты бо не потерпе́л еси́ ви́дети от диа́вола му́чима ро́да челове́ча и сего́ ра́ди в пресве́тлый день Богоявле́ния Твоего́ прише́л еси́ на Иорда́н ко гре́шником и мытаре́м крести́тися от Иоа́нна, безгре́шен сый, да испо́лниши вся́кую пра́вду и да во́зьмеши в вода́х Иорда́нских грехи́ всего́ ми́ра, я́ко А́гнец Бо́жий, во е́же понести́ их на Себе́ и искупи́ти Креще́нием кре́стным, пречи́стою Кро́вию Твое́ю. Сего́ ра́ди погрузи́вшуся Тебе́ в вода́х, отверзо́шася Тебе́ небеса́ Ада́мом заключе́нная и Дух Святы́й сни́де на Тя в ви́де голуби́не, просвеще́ние и обоже́ние нося́й естеству́ на́шему, и Пребоже́ственный Оте́ц Твой возвести́ Тебе́ небе́сным гла́сом благоволе́ние Свое́, зане́ сотвори́л еси́ во́лю Его́ и челове́к грехи́ восприя́л еси́ и Себе́ на закла́ние уже́ предугото́вал еси́, я́коже Сам рекл еси́: «Сего́ ра́ди лю́бит Мя Оте́ц, я́ко Аз ду́шу Мою́ полага́ю, да па́ки прииму́ ю́», и та́ко во всесве́тлый день сей, Ты, Го́споди, положи́л еси́ нача́ло искупле́ния на́шего от грехопаде́ния прароди́тельскаго. Сего́ ра́ди вся си́лы небе́сныя ра́дуются и вся тварь весели́тся, ча́юще свобожде́ние свое́ от рабо́ты истле́ния, глаго́люще: Прии́де просвеще́ние, благода́ть яви́ся, избавле́ние наста́, мир просвети́ся и лю́дие ра́достию исполня́ются. Да весели́тся ны́не не́бо и земля́ и мир весь да игра́ет; ре́ки да пле́щут; исто́чницы и озе́ра, бе́здны и моря́ да сра́дуются, я́ко Боже́ственным Креще́нием освяти́ся днесь естество́ их. Да ра́дуются днесь и челове́ков собо́ри, я́ко естество́ их взы́де ны́не па́ки к пе́рвому благоро́дию и вси с ра́достию пою́т: Богоявле́ния вре́мя. Прииди́те мы́сленно на Иорда́н, виде́ние ве́лие в нем у́зрим: Христо́с ко Креще́нию гряде́т. Христо́с ко Иорда́ну прихо́дит. Христо́с на́ши в воде́ погреба́ет грехи́. Христо́с овча́ похи́щеннаго и заблу́ждшаго прихо́дит иска́ти и обре́т е́ вво́дит в рай.

Сего́ Боже́ственнаго та́инства воспомина́ние пра́зднующе, усе́рдно мо́лимся Тебе́, Человеколю́бче Го́споди: сподо́би нам жа́ждущим по гла́су Твоему́ приити́ к Тебе́, Исто́чнику присноживо́тныя воды́, да почерпе́м во́ду благода́ти Твоея́ и оставле́ние грехо́в на́ших и да отве́ргшеся нече́стия и мирски́х по́хотей; целому́дренно и де́вственно, и пра́ведно и благоче́стно поживе́м в ны́нешнем ве́це, жду́ще блаже́ннаго упова́ния и явле́ния сла́вы Твоея́, Вели́каго Бо́га и Спа́са на́шего, да не от дел на́ших спасе́ши нас, но по Твое́й ми́лости и по обновле́нию Свята́го Ду́ха Твоего́ ба́нею пакибытия́, Его́же оби́льно излия́л еси́, да оправди́вшеся благода́тию Его́, насле́дницы бу́дем ве́чныя жи́зни во Ца́рствии Твое́м, иде́же со все́ми святы́ми сподо́би нам просла́вити всесвято́е И́мя Твое́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и со Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

 Величание Крещению Господню

Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ нас ра́ди ны́не пло́тию крести́вшагося/ от Иоа́нна// в вода́х Иорда́нских.

 ***

Тропинками снежная гладь перепахана,

В сугробы укутавшись, дремлет ветла,

И каждая веточка - словно из сахара,

И роща вдали так прозрачно-бела...

 Блистающий снег обжигает ладони,

Небесная синь высока и чиста,

И голубем белым на древней иконе

Дух Святый нисходит с небес на Христа;

 Крещенский Сочельник! Морозно и радостно,

Весь мир - Божья милость молитвам в ответ,

И пахнет кутья тёплым мёдом так сладостно,

И трепет на сердце, и ласковый свет...

 И звоны повсюду - торжественно-ровные.

Всё празднично в этом сияющем дне!

Серебряно-белые ризы церковные

Горят, как морозный узор на окне.

 Скрип снега и зимнее солнце рассвета,

И ладанный дым, и небес синева...

"Явился еси днесь вселенной, и свет Твой..."-

Душа повторяет молитвы слова.

 Всё тёмное, злое сейчас позабылось...

Чернеет вода глубиной между льдин -

Великая тайна нам, грешным, явилась:

В Божественной Троице Бог наш Един.

 Пусть небо морозное в сумерках стынет- Но холоду радость нельзя побороть -

Ведь праздник Крещенья, грядущего ныне,

Во всём окружающем. С нами Господь!

 Зоя Садовская 

 

Ещё статьи...