С первым воскресеньем Великого поста Вас, с Праздником Торжества Православия!

09.03.2025

С первым воскресеньем Великого поста Вас, с Праздником Торжества Православия! 

Это воскресенье носит название Торжества Православия. Называется этот благословенный день так потому, что сегодня мы воспеваем и прославляем Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, твердо сохраняющую веру православную. Во всей полноте своей истина Христова пребывает лишь в Православной Церкви и потому только здесь возможно спасение, наследование жизни вечной. Святая Церковь Христова является руководительницей и путеводительницей нашей в Царство Небесное. Быть православным христианином значит исповедовать слово, открытое Господом, правильно славить Бога, непоколебимо и ревностно защищать Православие от всяких лжеучений и ересей. В истории Церкви Христовой во все времена немало было извращающих, искажающих истину Божественного учения, обвиняющих православных христиан в различных нарушениях и отступлениях. Но всем их ухищрениям чада Святой Православной Церкви противопоставляли духовную чистоту, праведность, верность и истинность веры. А сколько мучеников и исповедников православных жизни свои положили за Христа! Церковь Христова, Глава и Управитель которойСам Господь, а все мы, члены ее, – как благодатный корабль спасения, уверенно идет вперед по крутым волнам жизни. Никакие ветры лжеучений, никакие еретические бури не способны затопить и сокрушить ее. Так было и так будет всегда.

В воскресном Евангельском чтении мы слышим рассказ о Нафанаиле, о котором Господь сказал: Вот подлинный Израильтянин, в котором нет лукавства. И Нафанаил впервые, по милости Божией, исповедовал Христа Сыном Божиим и воскликнул: Равви! Ты Сын Божий; Ты Царь Израилев! (Ин.1:47–49). В характере Нафанаила раскрыт характер истинного православного верующего. В котором нет лукавства… А к нам можно ли отнести эти слова Господа? Не лукавим ли мы перед Богом и людьми, истинно ли веруем и храним веру православную, умеем ли отстаивать свои убеждения, ратуем ли за торжество добра, мира, любви, подкрепляем ли веру делами милосердия, совершаемыми во славу Божию?! Вспомним мудрые слова преподобного Ефрема Сирина, который говорит: «Хотя не время теперь мученичеству, сделаемся мучениками в совести, восстанем против диавольских умыслов смиренномудрием, терпением, любовью к Богу и к ближнему, угождением друг другу ради Бога во исполнение заповедей Спасителя».

Великое счастье было дано святым апостолам, потому что они могли видеть и слышать Господа нашего Иисуса Христа, внимать Его учению, быть свидетелями совершаемых Спасителем чудес. Сам Господь говорил об этом: Многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали… ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат (Мф.13:17,16). Но малым чем от апостолов умалил нас Господь! И у нас есть возможность встретиться со Спасителем. Прежде всего, в таинстве Святого Причащения, когда мы в себя принимаем Его Пречистое Тело и Пречистую Кровь, не только соединяясь, но и сродняясь с Сыном Божиим. Затем – посредством книг, в строках которых звучит Его слово, и через чтение которых мы освящаем душу. Нам ведь, радостно оттого, что мы имеем такое сокровище, что есть у нас Священное Писание, книги, которые мы благоговейно читаем. И так же, созерцая на иконах изображение Господа, Пресвятой Богородицы, святых угодников Божиих или выдающиеся события из истории Церкви Христовой, мы исполняемся радости и благоговейного трепета. Не доску, не холст и не краски мы прославляем, а духовно поклоняемся Божественному Образу Того, Кто на иконе изображен.
Мы не видели Христа телесными очами, но мы имеем возможность духовно приближаться к Нему чрез веру; и в залог веры нашей Он дал нам вкушать Плоть и Кровь Свою, дабы мы могли теснейшим образом соединяться с Ним. Когда святой апостол Петр говорил Ему: «Ты имеешь глаголы вечной жизни», Господь давал еще только обетование о вкушении Его Плоти и Крови. Ныне же мы увидели его исполнение. Но испытываем ли мы то блаженство общения со Христом, какое испытали апостолы, увидев в первый раз Господа? Без сомнения, многие из нас хотя в этот момент, когда восприяли Христа чрез причащение Его Тела и Крови, испытывали большее желание быть с Ним, нежели в обыкновенное время. Но, мы и всегда имеем доступ ко Христу чрез веру, ибо Он сказал: «Грядый ко Мне не имать взалкатися, и веруяй в Мя не иматьвжаждатися никогдаже» (Ин. 6, 35). И только чрезмерные пристрастия наши к обычным занятиям или к удовлетворению потребностей тела препятствуют нам приходить ко Христу и лишают нашу веру жизненной силы. Но если, уразумев тщету этих пристрастий, мы возжаждем радостного общения со Христом, то ничтожными и малозначительными покажутся нам всякие препятствия. Ибо если «верою Моисей... паче же изволи страдати с людьми Божиими, нежели иметивременную греха сладость» (Евр. 11, 24–25), то тем более это можем сделать мы. Ибо он только издали времен, верою видел Избавителя, мы же видели самое избавление и на собственном опыте познали сладость и блаженство духовной жизни чрез вселение в нас Христа.

Ныне, святая Церковь празднует торжество веры. Пусть будет эта вера для нас состоять не в одних правых мнениях, но да преобразит она самую нашу жизнь, так чтобы существо наше прониклось истиною. Мы имеем «облежащий нас облак свидетелей» силы веры святых, которые «верою победиша царствия, содеяша правду, получиша обетования, заградиша уста львов» (Евр. 11, 33). Верою «течем и мы на предлежащий нам подвиг» борьбы с жизненными искушениями, «взирая на Начальника веры и Совершителя Иисуса» (Евр. 12, 1–2). И если бы захотели мы всегда с верою приходить к Нему во всех обстоятельствах нашей жизни, то увидели бы, что истинная вера никогда не бывает посрамлена. Мы не только веровали бы во Христа, но как бы постоянно видели очами веры Его присутствие близ нас и Ангелов Божиих, служащих нам. Аминь.

С первым воскресеньем Великого поста Вас, с Праздником Торжества Православия! 

И с днем памяти Первого (в IV веке) и второго (в 452 году) обре́тения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоа́нна! 

В первое воскресенье Великого Поста Святая Церковь торжествует утверждение и упрочнение православной веры, победу над множественными еретиками, победу над иконоборцами и утверждение постулатов нашей веры, которые мы исповедуем в Символе Веры! 

Торжество Православия установлено в IX столетии при Патриархе Константинопольском св. Мефодии после окончательной победы над иконоборчеством, как торжество победы над всеми лжеучениями-ересями. Православие есть чистое христианство, без привнесения в него человеческих измышлений. Оно основано на Священном Писании и Священном Предании, идущем от апостолов, посланных Самим Сыном Божиим по сошествии на них Святого Духа проповедовать Истину всем народам. В дальнейшем Вселенские Соборы и святые Отцы Церкви лишь устанавливали, что является согласным Священному Писанию и учению святых Апостолов. 

Быть православным важно, потому что православное учение о Боге есть то, которое открыл Сам Сын Божий! 

Православное руководство для земной жизни также основано на Евангелии и проверено опытом жизни многих подвижников, увенчанных от Бога святостью, засвидетельствованной чудесами. Быть православным означает иметь верное знание о Высшем, насколько оно доступно человеку, а также знать путь в Горний мир! 

Православие дает не только отвлеченное знание, оно дает духовные силы вести правильный образ жизни, ибо через Церковь подаются дары Святого Духа, укрепляющие в добре. Всякое отступление от православия есть повреждение ясного духовного зрения, а также ослабление духовных сил. Посему тех, кто не только сам отступает от православия, но и увлекает других, Церковь отсекает от себя, так же, как зараженную раком или такой же опасной болезнью, часть тела отсекают, дабы предохранить от заражения здоровой части. На греческом языке то выражается словом «Анафема», что означает «отделение с вознесением вверх», т.е. преданием Суду Божиему. В то же время возносятся молитвы, дабы все заблуждающие обратились к правде и «в разум истины пришли» т.е. познали Истину и следовали ей! 

Хотелось бы уточнить, что слово «православие» в данном контексте осмысляется как одобренное Церковью учение — в противоположность ереси!  

В праздник Торжества Православия в храмах поётся песнопение, о котором хотелось бы также вам рассказать. Это одна из стихир, посвящённых Празднику (Стихира — песнопение, предваряемое стихами из Псалтыри).

Текст её такой: «Священными начертаниями икон ныне украшается, как невеста наряженная Христова Церковь, и всех созывает духовно праздновать: соберёмся же в единомыслии и вере, радостно величая Господа». На церковнославянском языке песнопение звучит так: «Священнообразными иконами ныне украшается, яко невеста украшена Христова Церковь, и всех созывает духовно праздновати: снидемся во единомыслии и вере, радостно величающе Господа». 

Покаянное настроение первой недели Великого поста в воскресенье сменяется торжественным тоном стихиры Торжества Православия. Текст песнопения призывает радоваться, праздновать, собраться в единомыслии и вере и вместе славить Господа. Церковь в песнопении выразительно сравнивается с образом невесты. Она сияет ликами христианских святых, Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери!

И, пожалуй, особенно радостно в этот день тем, кто усердно молился и постился всю первую великопостную неделю. Тем, кто одержал маленькую нравственную победу над самим собой — и испытал своё личное Торжество Православия!

Аминь. 

Тропарь, глас 2

Пречи́стому Образу Твоему́ покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же;/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на крест,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш,// прише́дый спасти́ мир.

Перевод: Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотию на Крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Потому мы благодарно взываем Тебе: «Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш, пришедший спасти мир!» 

Кондак, глас 2

Неопи́санное Сло́во Отчее,/ из Тебе́, Богоро́дице, описа́ся воплоща́емь:/ и оскве́рншийся о́браз в дре́внее вообрази́в,/ Боже́ственною добро́тою смеси́./ Но испове́дающе спасе́ние,// де́лом и сло́вом, сие́ вообража́ем.

Перевод: Неизобразимое Слово Отчее при воплощении от Тебя, Богородица, изобразилось, и осквернившийся образ в первоначальном виде воссоздав, с Божественною красотой соединило. И мы, исповедуя наше спасение, делом и словом его изображаем.

Ещё статьи...