С воскресным днём!

27.11.2022

С воскресным днём!

В воскресном евангельском чтении, недели 24 по Пятидесятнице, Спасителем мира и Господом нашим Иисусом Христом решен весьма важный для всех нас вопрос: что делать нам, чтобы наследовать жизнь вечную? Этот вопрос был предложен Господу неким иудейским законником. Он спросил Спасителя: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Господь указал ему на закон, данный евреям от Бога через Моисея: «В законе что написано? как читаешь?» Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить», то есть жить вечно. Но он, желая оправдать себя, то есть почитая себя, подобно прочим фарисеям, праведником, исполнившим закон так, как он его понимал, односторонне, неправильно, сказал Иисусу: а кто мой ближний?  (полагая, что ближним должно считать только еврея, а не всякого человека). Христос ответил притчею: Один человек шел из Иерусалима в Иерихон. На пути напали на него разбойники, которые сняли с него одежду и настолько сильно избили его, что он был еле жив. Случайно проходил той дорогой иудейский священник, посмотрел на несчастного единоплеменника и пошел дальше. Так же поступил и левит. Но самарянин, проезжавший здесь, поступил по-иному. Он-то и проявил истинное милосердие. Не вспоминая вражды, которая существовала между самарянами и иудеями, самарянин, как только увидел несчастного, сжалился над ним. Он подошел, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем до полного его выздоровления. «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» — спросил Спаситель. Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же. Значит, для того чтобы удостоиться вечной жизни, нужно усердное исполнение двух главных заповедей — любить Бога всем сердцем и ближнего, как самого себя. «На сих двух заповедях, — сказал Спаситель, — утверждается (то есть состоит) весь закон и пророки». 

Любить Бога всем сердцем, всею душою, крепостию и разумением своим — значит всем существом своим, всеми силами предать себя Богу, всего себя посвятить Ему, не делить себя между Богом и миром; не жить только какой-то частью для Бога и закона Его, а частью — для мира, для многострастной плоти, для греха и диавола. Как часто бывает с нами: сейчас немного расслаблюсь, погрешу, а потом пойду в церковь покаюсь, но — всего себя посвятить Богу, без всяких компромиссов, полностью быть Божиим, святым во всей жизни своей. «По примеру призвавшего вас Святаго (Бога), и сами будьте святы во всех поступках», — говорит святой апостол Петр. Возьмем, например, молитву. Если мы любим Бога всем сердцем, то будем и молиться Ему всегда всем сердцем, всей душой, всей силой, всем разумением, не будем никогда рассеянны, ленивы, небрежны, холодны в молитве, не будем во время молитвы оставлять в сердце места житейским попечениям и заботам. Но всякое житейское попечение отложим, всю печаль нашу возложим на Господа, ибо Он заботится о нас, как говорит святой апостол. Будем стараться уразуметь молитву, понять ее, службу Божию уразуметь во всей ее глубине. Если мы любим Бога всей душой, то будем каяться Ему искренно в грехах своих, приносить Господу каждый день глубокое покаяние, ибо постоянно много грешим. Будем каяться, то есть осуждать себя за грехи всем сердцем, всей силой и разумением; будем обличать себя со всей беспощадной строгостью, со всей искренностью; будем приносить Ему полную исповедь, жертву полного всесожжения грехов, чтобы ни один грех не остался нераскаянным, неоплаканным. Таким образом, любить Бога всем сердцем — значит любить всем сердцем и всей силой правду Его, закон Его, везде и всегда творить добро и всем сердцем ненавидеть неправду, всякий грех, не давать места греху ни на одну минуту, то есть не соглашаться на него, не сочувствовать ему, не мириться с ним, но постоянно бороться и таким образом быть храбрым и победоносным воином Христа Бога. Любить Бога — значит ни на минуту не отступать от благочестия, правды и добродетели, хотя бы эта преданность и влекла за собой потерю каких-либо земных выгод. Еще любить Бога всем сердцем — значит всеми силами способствовать тому, чтобы люди устремлялись к Богу, к любви Его, к славословию Его, к Вечному Царству Его, чтобы все познали Его, возлюбили, прославили Его и спаслись. Святитель Василий Великий учит, что для того, чтобы приобрести любовь к Богу, надо очистить свою душу от всякого греха и порока и усердно стараться исполнять Его святые заповеди, Его волю. «Если любите Меня, — говорит Спаситель, — соблюдите Мои заповеди»; «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое… нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих». Вот путь, которым достигается вечная жизнь! 

Но когда речь идет о любви к ближнему, как к самому себе, то тут лукавая плоть наша, в которой не живет доброе, произвольно хочет ограничить круг ближних своих и любовь к ближнему, а именно любить только любящих нас, только своих, только друзей и знакомых, благоприятствующих нам, а ненавидящих нас, врагов, чужих, незнакомых часто не считает и ближними, не хочет оказывать им благодеяний, а иногда дышит злобой и местью или хочет любить только благоденствующих и здоровых, красивых собой, а от несчастных, бедных, больных, увечных, некрасивых отвращается. Но что говорит нам небесная Истина и единственный Учитель истины Иисус Христос? Он говорит, что должно любить всякого человека, несмотря на различие веры и вероисповедания, несмотря на различные состояния, на богатство или бедность, на здоровье или болезнь человека, и для этого Господь привел притчу о милосердном самарянине. Израненный иудей не был ни единоплеменником, ни единоверцем, ни знакомым, ни родственником, ни другом самарянину. Однако же тот был тронут его несчастьем и оказал ему самую деятельную помощь только потому, что он подобный ему человек и сын Единого Бога и Творца, впавший в несчастье. Милосердного самарянина Господь приводит нам как образец и говорит: «Иди, и ты поступай так же», то есть оказывай милость, по возможности, всякому действительно нуждающемуся в ней, иди и люби ближнего, как самого себя. 

Любить всякого человека, как себя, — значит почитать других так же, как хотели бы, чтоб почитали нас, не считать никого чужим, а каждого своим братом. Его благо, его спасение считать своим благом, своим спасением; радоваться его благополучию, как своему, скорбеть о его несчастье, как о своем; прилагать старание в избавлении его от беды, напасти, бедности, а особенно от греха так, как мы постарались бы в деле своего спасении. «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими», — учит святой апостол Павел. Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться. Любить ближнего, как себя, — значит уважать его, как себя, не думать о нем недостойно, не испытывать по отношению к нему никакого зла, не завидовать ему, быть снисходительным к его недостаткам, слабостям, покрывать его грехи любовью, поскольку хотим, чтобы были снисходительны и к нашим недостаткам. «Друг друга терпите любовью», — поучает святой апостол. Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство. «Любите врагов ваших, — учит Спаситель, — благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». 

Любить ближнего, как себя самого, — значит молиться за живых и умерших, родных и неродных, знакомых и незнакомых, за друзей и врагов, как за себя, и желать им добра, спасения души, как самому себе. Этому и учит нас Святая Церковь в своих ежедневных молитвах. Итак, постараемся уразуметь и исполнять эти две главные заповеди закона Божия и помолимся Господу Богу, чтобы Он помог нам достичь этого, чтобы унаследовать благодатью Христа Бога жизнь вечную. Аминь

В этот понедельник, двадцать восьмого ноября, начинается Рождественский пост. 40 дней продолжается он, до великого праздника Рождества Христова!

Священное Писание повествует нам о Рождестве Христовом так: повелел римский император Август объявить всенародную перепись и каждому записаться в том городе, из которого происходил его род. Праведный Иосиф и Пресвятая Дева Мария происходили из дома Давидова, потому и направились они из Назарета в Вифлеем, город Давидов. Не нашлось места Иосифу Обручнику и Пресвятой Деве Марии ни в одной из гостиниц города – велик был город Давидов, многие приехали на перепись; в пещере, куда загоняли скот, укрылись они. Там и родила Пресвятая Дева Сына Своего, Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Спеленала Его и положила в ясли… Первыми о том узнали пастухи, стерегли они стадо свое и предстал пред ними Ангел Господень, и небесный свет осиял их. «Не бойтесь, – возвестил им Ангел, – ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель. Который есть Христос Господь». (Лк. 2:10-11). «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». (Лк. 2:13-14)… Первыми поклонились Богомладенцу пастухи, следом за ними – волхвы, их привела ко Господу чудесная звезда, и принесли они дары: золото (как царю), ладан (как Богу) и смирну (как человеку)… 

 Пришел на землю Христос – источник любви и жизни, пришел, чтобы спасти нас, искупить наши грехи, просветить нас светом евангельским; пришел, чтобы примирить человека с Богом Отцом, избавить людей от вечной гибели и указать путь ко спасению, в Царство Небесное… 

Радостно это событие, потому и пост радостный, не строгий: в те дни, когда совершается полилейная служба благословляется рыба (то есть, все дни недели, кроме среды и пятницы). 

Душа постящегося человека подобна летящей птице, она свободно поднимается ко Господу, душа непостящегося – подобна птице с перебитыми крылами: хотела бы взлететь, но не может, потому обитает на земле и становится частой добычей хищников – злых духов. 

Когда человек постится ради Господа (т. е. соблюдает благословенный Церковью пост, а не просто голодает), душа его успокаивается, умиротворяется и, если во время телесного поста человек ведет чистую жизнь, молится, он чувствует рядом с собой Господа и твердо уверен, что Господь есть. 

Тот человек, который не чувствует Господа и говорит, что Бога нет, не лжет, ему можно поверить. Почему? Потому что он живет не по заповедям Христовым: совесть у него нечиста, нечиста и душа, она у него замарана грехами: гордостью, блудом, чревоугодием, сребролюбием, раздражением, злом, мы уже не говорим об убийствах – абортах, измене супругов, не хождении в церковь.., – в такой душе Бога нет и быть не может – грязный сосуд не может быть вместилищем Духа Святаго. 

Мертвая душа Бога не чувствует, она не нуждается в добрых делах, в молитве, любви к Богу и ближним. И в такой душе живет злой дух, он требует себе пищи и ждет, чтобы исполняли его злую волю. И когда человек становится послушным рабом злых духов, душа его страдает, впадает в уныние, отчаяние и человек может даже подумывать о самоубийстве. И что бы такой человек не имел, даже если бы ему отдали весь мир и поставили царем, он ни в чем не может найти упокоение, ни чем не может насытиться. И только если он пойдет в Церковь, покается, вспомнит все грехи от самой юности, будет молиться, поститься, только тогда его душа может почувствовать Господа, успокоиться, – душа нашла то, что она всю жизнь искала. 

     Христос сказал: «Блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Для того нам и дается пост, чтобы мы остановились, осмотрелись вокруг себя, заглянули себе в душу: кто там обитает, злой дух или добрый? Если злой, надо изгнать его, очистив душу покаянием, приготовить место в душе для Новорожденного Богомладенца. 

     Две тысячи лет назад, когда египетские мудрецы узнали о Рождестве Иисуса Христа, они принесли Богомладенцу дары: золото, смирну и ладан, и мы должны придти к этому великому событию с дарами, достойными нашего Господа. Пусть этими дарами будут покаяние, смирение, молитва, добрые дела и любовь ко всем. 

Рождественский пост радостный, он предваряет великий праздник Рождества Христова и потому нестрогий, благословляется рыба (кроме среды и пятницы). Этот пост продолжается 40 дней – от 28 ноября до 7 января. Строгий пост – в Рождественский Сочельник – канун Рождества Христова. 

Благословенного Вам Рождественского поста в меру Ваших сил, и Богословии Вас Господь во всех добрых делах!  

ТРОПАРЬ ВОСКРЕСНЫЙ, глас 7

Разруши́л еси́ Кресто́м Твои́м сме́рть,/ отве́рзл еси́ разбо́йнику ра́й,/ мироно́сицам пла́ч преложи́л еси́,/ и апо́столом пропове́дати повеле́л еси́,/ я́ко воскре́сл еси́, Христе́ Бо́же,/ да́руяй ми́рови// ве́лию ми́лость.

Перевод: Сокрушил Ты Крестом Своим смерть, открыл разбойнику рай, плач мироносиц в радость изменил и Своим апостолам проповедовать повелел, что Ты воскрес, Христе Боже, даруя миру великую милость. 

КОНДАК ВОСКРЕСНЫЙ, глас 7

Не ктому́ держа́ва сме́ртная/ возмо́жет держа́ти челове́ки:/ Христо́с бо сни́де, сокруша́я и разоря́я си́лы ея́;/ связу́емь быва́ет а́д,/ проро́цы согла́сно ра́дуются,/ предста́, глаго́люще, Спа́с су́щим в ве́ре:// изыди́те, ве́рнии, в воскресе́ние.

Перевод: Уже не сможет более удерживать людей власть смерти, ибо сошел Христос сокрушая и разоряя силы ее. Ад связан, пророки согласно радуются: «Явился, – говорят, – Спаситель тем, кто в вере; выходите, верные для воскресения!»

Ещё статьи...