С воскресным днем Вас!
08.12.2024
С воскресным днем Вас!
С воскресением, а также с днем памяти свт. Климента, папы Римского, в Херсонесе пострадавшего!
Самолюбие не любовь, но болезнь, и болезнь тяжкая, неминуемо влекущая за собою и другие. Как при оспе жар неизбежно охватывает все тело, так при самолюбии пламя зависти и гнева овладевает всею душою. Самолюбивый человек полон зависти к тем, кто лучше его: или богаче, или образованнее, или более уважаем людьми. А от зависти неотделим и гнев, как жар от пламени; потаенный гнев, который время от времени пробивается на поверхность и, пробившись, обнажает все уродство больного сердца человеческого, отравленного ядом самолюбия.
Сегодняшнее Евангелие рисует нам ясную картину, с одной стороны, предивного человеколюбия Христова и, с другой стороны, отвратительного фарисейского самолюбия с завистью и гневом.
Во время оно, в одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи; она была скорчена и не могла выпрямиться. Субботний день был для иудеев днем соборной молитвы, как для нас, христиан, – день воскресный. И хотя Господь наш Иисус Христос часто уединялся в пустынных местах, где целые ночи проводил в молитве, Он не уклонялся и от соборной молитвы в синагоге с народом. «И вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу» (Лк. 4:16). Таким образом, Он имел обычай ходить в дом молитвы и не избегал молитвы общественной. Несмотря на то, что Господь не имел в этом нужды, Он поступал так по смирению и для примера нам. Сегодня вы от многих услышите гордые слова: «Я молюсь у себя дома, ни к чему мне идти в храм на молитву!» Так говорит неразумие и гордость. А пример Господа нашего Иисуса Христа ясно нас учит, что нужно делать и то, и другое: и тайно молиться в одиночестве, и явно в храме с другими братиями.
Но Господь ходил в церковь не только для того, чтобы молиться, но и для того чтобы учить людей. Сколько раз Он толковал в церкви Священное Писание, сколько предивных поучений дал людям, сколько изрек сладчайших слов, не записанных в Евангелии! «И дивились словам благодати, исходившим из уст Его» (Лк. 4:22). Многие, весьма многие из сих животворящих слов благодати до нас не дошли, однако и дошедших достаточно для нашего умудрения и спасения.
Но Господь наш Иисус Христос ходил в церковь еще и для того, чтобы, если представится случай, своею силою помогать людям и таким образом свидетельствовать о Своем Божестве и мессианстве. Так Своим могуществом Он сотворил дело, о котором и повествуется в сегодняшнем Евангелии. В синагогу пришла и одна женщина, скорченная злым духом, скорченная не на неделю, месяц или год, но на целых восемнадцать лет. И не могла выпрямиться. С головою, пригнутой к коленям, эта несчастная не могла увидеть ни звездного неба над собою, ни человеческих лиц вокруг. Так злой дух постарался изуродовать потомков Адама и Евы, соблазняя их ложным обещанием, что они будут как боги, если только его послушают! И вместо того чтобы стать богами, праотцы человечества тотчас облеклись в звериную шкуру и в прах, а сия дочь их была так отвратительно скорчена, что, должно быть, внушала ужас людям и страх животным. Вот божественное достоинство, которое диавол обещал людям! И не могла выпрямиться. Восемнадцать лет не могла выпрямиться, но ползала по земле, согнутая, как тетива, с головой, склоненной к коленям. Разве это можно назвать жизнью? Нет, не жизнью, но наказанием. Но вот, Человеколюбец, свниманием и сожалением взглянувший на это несчастное человеческое создание и увидевший в нем не сухое искривленное дерево, но дочь Авраамову, душу, сотворенную Богом и достойную милости Божией.
Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. Это дивное чудо сотворил Господь не по мольбе и не по вере женщины, но по Своему собственному побуждению и могуществу. Не является ли это ясной отповедью злорадно желающим умалить Божественное величие чудес Христовых, говоря, что якобы они были возможны только в результате самовнушения тех, над кем совершались? Где хоть капля какого-нибудь знахарского самовнушения у этой скорченной женщины? Она не могла даже видеть лица Христова от своего недуга. Она не просила Христа о милости и ни одним знаком не выразила свою веру в Него. Кроме того, эта женщина не была рядом со Христом, и не сама она приблизилась к Нему, но Он ее подозвал. Как пастырь, что увидел свою овцу, запутавшуюся в терниях, едва живую и безгласную, и сам первый позвал ее! Так и милосердный Господь, Пастырь Добрый, сам позвал свою овцу, которую связал сатана.
Сначала – сочувственный взгляд, затем – всемогущее слово, и в конце – милующая рука! Все то, чего эта женщина была лишена целых восемнадцать лет, Он дает ей. Он обращается с этой неизвестной женщиной, как отец со своей дочерью. Если бы таковая милость была направлена на сырую землю или на яркое солнце, земля бы сотряслась и солнце заплакало. Но эта милость была направлена на скорченную женщину, и женщина тотчас выпрямилась. Как кривой позвоночник выпрямился, не сломавшись? Как неподвижная шея повернулась без боли? Взгляните, потребовалась, вероятно, всего секунда, чтобы от одного слова Господа нашего Иисуса Христа выпрямился позвоночник этой женщины, и она тотчас выпрямившись и стала славить Бога. Смотрите, как у нее с исцелением тела исцелилась и душа! Ибо лишь здоровая душа умеет прославлять Бога за всякое благо, с какой стороны и от кого бы оно ни приходило, в то время как душа больная, забывая Подателя всех даров, Бога, благодарит и прославляет смертные руки, через которые Бог часто посылает людям Свои дары.
Но этим Евангельский рассказ не заканчивается. До сих пор мы слушали о чуде Света, а теперь давайте услышим о чуде тьмы.
При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Это говорит озлобленный сын тьмы. Словно бес, вышедший из скорченной женщины, вошел в него! Это говорит самолюбие, сопровождаемое своими неразлучными спутниками: завистью и гневом. Христос исцеляет, а он различает дни. Христос освобождает от сатанинских уз жизнь человеческую, а он различает дни! Христос изгоняет злого духа их болящей, а он гневается, что бес изгнан не через ту дверь! Христос отверзает людям небо и являет Бога Живаго, а он сердится, что Господь отверз небо утром, а не вечером! Христос со свечою входит в темницу к узникам, а он укоряет Господа: почему Тот не отложил посещения до другого дня! Этот самолюбивый начальник синагоги не решается упрекнуть Христа, но упрекает народ. На самом деле в сердце он упрекает лишь Христа, а не народ, но языком говорит иначе. Так как чем тут виноват народ? Если кто еще и виновен в сем благом деле, то выпрямленная женщина. Но чем виновата и бедная женщина? Она не бежала за Христом и не просила ее исцелить. Напротив, Христос подозвал ее и исцелил, без всякой с ее стороны надежды и неожиданно для всех, собравшихся в синагоге. Таким образом, ясно, что если кто-то и виноват во всем происшедшем, то это Христос. И все же начальник синагоги не смеет взглянуть в очи Христу и сказать: «Ты виновен!» – но направляет свое жало на весь народ и его упрекает. Можно ли представить лицемерие более очевидное и подлое? Потому Господь и называет его лицемером:
Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? Господь знает сердца человеческие, и Он знает, что начальник синагоги в сердце упрекает Его, хотя языком адресует свой упрек народу. Зная сие, Господь не может позволить, чтобы народ терпел укоризну за то, за что лишь Он Сам ответственен. И поэтому, в то время как бессильный и безответный народ молчит и терпит несправедливый упрек со стороны своего начальника, Господь отверзает уста и отвечает. Лицемер! – обращается Он к начальнику синагоги, ибо читает в его сердце. Разве в субботу нельзя помогать людям, если можно скоту? Вол и осел ни одного дня не остаются привязанными к яслям и оставленными в темноте без света и воздуха, а женщина эта восемнадцать лет не развязана от сатанинского проклятия, и ты еще злишься, что и ей дана свобода? Воистину и тебя сатана связал не меньше, чем ее. Ей он голову привязал к коленям, а тебе – душу к субботе. И вот она освобождена, а ты остался связанным. Почему и ты не освобождаешься? Суббота дана людям, чтобы они помнили о Боге более, чем в другие дни. Не напоминает ли это дело исцеления женщины о Боге более, чем сегодняшняя суббота, и более, чем все субботы от Моисея и доныне? Итак, не больше ли это дело и субботы? И разве не видишь ты, что здесь Тот, Кто больше субботы? И не только субботы, но и храма?
Но посмотрите, как Господь оказывает бедной женщине еще одну честь: Он называет ее дочерью Авраамовой! Этим Он хочет не только подчеркнуть ценность живой человеческой души вообще, в сравнении с бессловесными тварями, каковыми являются вол и осел, но и показать, насколько сия скорченная и связанная женщина выше лицемерного начальника синагоги. Что она была благочестивой и богобоязненной, видно, во-первых, из того, что, несмотря на свой страшный недуг, она старалась приходить в синагогу – слушать слово Божие и молиться Богу; а во-вторых, еще и из того, что, исцелившись и выпрямившись, она тотчас стала славить Бога. Так и праотец Авраам был благодарен Богу за всякое благо и терпелив в страданиях, нисколько не ослабевая в своей вере в Бога. Таким образом, она является истинной дочерью Авраамовой, не только по крови, но и по терпению и набожности; и более верной дочерью Авраамовой, чем этот начальник, который, как вообще все иудейские начальники, кичился своим происхождением от Авраама. В действительности же он есть изменник по отношению к Аврааму, а эта женщина – истинная дочь Авраама. Так как же ей не помочь? Чем тут мешает суббота? Суббота была отведена человеку для отдыха. «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:11). Но разве не должна отдыхать и душа, а не только тело? А для души отдых – не лежание и безделье, как для тела, но дела благие, дела милосердия, дела богоугодные. Это есть истинный отдых души, ибо сие укрепляет ее здравие, дает ей силы и радует. Несомненно, в день праздничный мы должны делать добро скоту, но тем более мы должны делать его людям. Не запрещает Господь в день праздничный заботиться о воле и осле, отвязывать их от яслей и вести поить, но тем более повелевает делать добрые дела людям. Таков был смысл празднования седьмого дня, таков был дух закона Божия. В своей духовной помраченности и моральной гибели старейшины иудейские уже могли видеть только букву закона, и эту букву обожествлять. И вот закон, вместо того чтобы быть водителем по пути сей жизни, превратился в труп, который они тащили за собой. Вместо того чтобы быть пламенной свечою во мраке, закон стал для них холодным пеплом в золотом сосуде, которому они покланялись, как некогда их предки – золотому тельцу. Но в данном случае ярость начальника синагоги против Христа была вызвана не столько ревностью о законе, сколько больным самолюбием. Как кто-то в синагоге может оказаться могущественнее, мудрее, милостивее его? Наружно он ревнует о законе Божием, а между тем языком цедит гной из своего покрытого язвами сердца! Еще и поэтому Христос называет его лицемером.
Своим ответом, острым как меч и ясным как солнце, Господь заставил замолчать и постыдил не только начальника синагоги, но и всех Своих противников.
И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его. Как легко защитить человеколюбивое дело! Бог стоит за таким делом, как свидетель и щит, и благое дело дает языку необоримое красноречие. Зная все тайны на Небе и на земле, Господь знает и сию тайну, вызывающую сомнение у маловерных, требующих адвоката и для злого, и для доброго дела. Потому Господь и советует своим ученикам, чтобы они, когда приведут их в синагоги, в судилища, к начальствам и властям, не заботились, как или что сказать, ибо не вы будете говорить, «но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Лк. 12:11–12! Взгляните, как архидиакон Стефан отвечает своим мучителям! И как отвечают бывшие рыбаки, Петр и Иоанн! И как отвечает апостол Павел! Так не отвечают люди, научившиеся по книгам, но лишь наученные Духом Божиим. Так не говорят адвокаты и вообще смертные люди – ноСам Бог. Еще в ветхозаветные времена премудрый царь пророчески изрек Евангельскую истину, сказав: «Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка» (Притч. 16:1). Ответ Христа начальнику синагоги был таков, что вызвал стыд у противившихся и радость у всего народа. Народ радуется, так как видит в Его речах сияние победы добра над злом, как до этого увидел его в Христовом чуде над скорченной женщиной и во многих других Его славных делах. И весь народ радовался о всех славных делах Его. Только одно славное дело было сотворено и разглашено – следовало другое, за ним третье, и так далее. Одно чудо подтверждало другое; каждое последующее свидетельствовало об истинности предыдущего; а все вместе они давали радость безрадостным, надежду безнадежным, утверждали веру в маловерных, укрепляли добрых на добром пути и отвращали заблудших с пути ложного, повсюду вызывая между людьми разговоры, что Бог посетил Свой народ и что приблизилось Царство Божие.
Также сегодня Церковью воспоминается святой священномученик Климент, епископ Римский.
Святой Климент родился в Риме, в знатной семье, которую вскоре постигло несчастье: все члены семьи разлучились друг с другом, так мать с сыновьями, плывя на корабле, попали в бурю, корабль их разбился о скалы, а их выбросило на берег в разных местах. Через некоторое время также отец Климента уехал на поиски жены и двух сыновей, оставив Климента учителям. Когда Климент лишился родителей и братьев, но по знатности рода получил хорошее образование. С возрастом святой Климент осознал потерю близких и всегда был печален.
Благовестие веры Христовой, достигшее Рима, побудило юного Климента отправиться на Восток. Встретив апостола Петра, святой Климент принял от него слово спасения и святое Крещение.
Молитвами апостола Христова семья святого Климента, разбросанная по разным местам, оказалась собранной. Родителей святого Климента – Фавста и Матфидиюи его братьев Фавстина и Фавстиниана также крестил апостол Петр. Вскоре апостол Петр рукоположил святого Климента во епископа Рима. Святитель управлял Римской Церковью с 92 по 101 годы Его первосвятительское служение в древнем городе сопровождалось большим притоком в Церковь новокрещенныххристиан. В это трудное время святой епископ не только мудро правил паствой, но старался сохранить для потомков память о пострадавших за Христа.
Распространение христианства вызвало возмущение почитателей языческих богов. По повелению римского императора Траяна (98―117) святителя Климента сослали в Крым. В каменоломнях около Херсонеса, где трудился святой изгнанник, уже было около 2000 христиан, осужденных на тяжелые работы в безводной местности.
По молитвам святителя Господь открыл источник воды.
Чудеса, святая жизнь, проповедь способствовали распространению веры Христовой, созданию христианских храмов и разорению языческих капищ в Крыму.
Слух об этом достиг Рима. По приказу разгневанного императора святитель Климент был привязан к якорю и утоплен в море близ Херсонеса. Останки священномученика пребывали в морской стихии до IX века, причем ежегодно в день его мученической кончины море чудесным образом отступало до места их упокоения, на котором воздвигся нерукотворный пещерный храм. В IX веке Господь сподобил святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славян, обрести мощи святого Климента Римского и вынести их на сушу в храм Святых Апостолов.
Часть мощей священномученика Климента равноапостольные братья перенесли в Рим. Святая глава была принесена равноапостольным князем Владимиром в Киев после крещения в Корсуне и положена в Десятинном храме, где был устроен придел во имя святого епископа Климента.
Святитель Климент, папа Римский, был непосредственным учеником святых Апостолов, самовидцев Господа Иисуса Христа, то есть Апостольским мужем.
В Александрийском кодексе V века наряду с новозаветными текстами содержатся два послания святителя Климента Римского к Коринфянам, что свидетельствует о большом уважении, которым пользовались эти послания в Церкви. В первом послании («Журнал Московской Патриархии», 1974, № 10, с. 65–80) святитель выступает против разделений в Коринфской Церкви, возникших из-за недовольства некоторых церковным устройством. Об этом послании говорят такие отцы Церкви, как Дионисий, епископ Коринфский (II), епископ Ириней Лионский (II), Климент Александрийский (III), Евсевий Кесарийский (IV).
Память святителя Климента Римского издревле чтится в России, в честь его освящены многие храмы.
В Десятинном храме Киева, построенном равноапостольным князем Владимиром, где хранилась частица мощей священномученика Климента, один древнерусский проповедник, обращаясь к священномученику, взывал: «Тобою Рустии князиихвалятся, святители ликуют, иереи веселятся, мнихи радуются, людиедобродушествуют, приходяще теплою верою к твоим христоносным костемсвятыню почерпающе...».
В службе святителю Клименту, написанной известным творцом канонов митрополитом Никейским Феофаном (†845), святитель прославляется как ученик апостола Петра.
Милостью Божией у нас в храме есть часть святых мощей святителя Климента Римского, он наш почитаемый святой.
Сегодняшнее наше письмо хотелось бы посветить именно воскресному дню. Что такое воскресный день с христианской точки зрения? Это в первую очередь Божественная Литургия!
Теперь хочется о всем написать по порядку:
День недели «воскресенье» назван в честь воскресения Иисуса Христа на третий день после распятия.
Слово произошло из старославянского въскрьсениѥ, въскрѣшениѥ и в русский язык пришло через церковнославянский язык.
Во всех славянских языках, кроме русского, воскресенье называется «неделя» (ст.‑слав. недѣ́ля, пол. niedziela, укр.неділя, бел. нядзеля, чеш. neděle и т. д.), то есть день, когда «не делают», не работают.
В древнерусском языке воскресенье также называлось «неделя», воскресеньем назывался только первый день Пасхи; с XIII века «воскресенье» начало употребляться в современном значении и вытеснять название «неделя».
Старое значение сохранилось в православной церковной терминологии на церковнославянском, например, в сочетании «Фомина неделя» или «Неделя о блудном сыне».
В христианских странах воскресный день считается праздником — днём, когда верующие посещают церковь!
Во многих христианских конфессиях в этот день работа считается нежелательной. Это обосновывается четвёртой заповедью, данной Богом Моисею в числе других Десяти заповедей:
«шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил (Исх. 20:9-11)»
Воскресное православное богослужение
Согласно христианской традиции, берущей начало в особенностях еврейского календаря, «воскресный день» начинается с вечера субботы и через сутки оканчивается с закатом солнца в воскресенье вечером.
Конечно же главным в воскресный день является Божественная Литургия!
Боже́ственная литурги́я (греч. Θεία Λειτουργία — «Божья служба») — главнейшее христианское богослужение в церкви, во время которого совершается таинство Евхаристии (Причастия).
Евхари́стия (др.-греч. εὐ-χᾰριστία — «благодарение, благодарность, признательность», от εὖ — «добро, благо» и χάρις — «почитание, честь, уважение»), также Свято́е Прича́стие, Ве́черя Госпо́дня — таинство, священнодействие, которое заключается в освящении хлеба и вина особым молитвенным образом и последующем их употреблении. Евхаристия даёт возможность христианину «соединиться с Богом во Христе»!
Регулярное участие в Евхаристии необходимо человеку для спасения и вечной жизни. Согласно апостолу Павлу, при этом христиане «приобщаются Тела и Крови Иисуса Христа» (1Кор. 10:16, 1Кор. 11:23—25).
Это было некоторое информативное введение в понятия, а теперь давайте рассмотрим уже суть, глубину.
🌿 *Литургию нужно праздновать, потому что это соединение Христа с человеческим сердцем* 🌿
Мы должны ценить каждую службу, каждую возможность собраться и совместной молитвой, как ручейки стекают с и в ущелье поток несется такой мощный, который сносит все на своем пути.
Вот так и совместная молитва, когда мы собираемся в церкви, ручейки молитвы из сердца каждого из нас, они во время богослужения сливаются в единый поток, и этот поток идет в Небо таким лучом громадным, как прожектор, светит, и Господь и все святые принимают эти наши молитвы, и обратно возвращается нам Божественная благодать Духа Святого, которая также распределяется на всех, кто участвовал в этой общей молитве в церкви.
Это чтобы просто нам представлять, для чего существует церковь. Церковь- буквально экклесия, собрание, то есть вот для чего мы собираемся.
Однажды у самодеятельности детский спектакль был, и детки замечательный пример показывали. Самые маленькие вышли с веточкой. Ведущий говорит: «Видите, веточка одна? Ее сломать легко.» Раз – и она сломалась. А потом пучочек веточек выносит, говорит: «Попробуй кто сломать». И никто не может сломать, потому что их много, потому что все вместе.
Вот так и молитва у нас совместная, общая церковная молитва в каждом конкретном Храме.
Все эти наши молитвы, сейчас совершаемые по всему нашему земному шару, молитвы христиан, они тоже сливаются в один единый поток, и вся земля освящается ответной благодатью Духа Святого, приходящий в ответ на молитвы всех христиан, собирающихся вместе в храмах Божьих и совершающих вот такое совместное моление.
Поэтому надо дорожить, ценить. Вспоминая послереволюционные времена, как люди приходили к закрытым дверям храмов. И все, служб больше не было…
Поэтому каждый день, который мы можем собраться в церкви, мы должны воспринимать как праздник. Как один священник сказал: «Литургию надо не служить, ее надо праздновать, потому что это соединение Христа с человеческим сердцем»!
Мы должны, выходя из Храма, выходить как с праздника и хранить в себе как можно дольше эту божественную благодать Духа Святого!
🌿 *Христос пришел не к праведникам, а чтобы спасти грешников, исцелить тех грешников, которые хотят быть исцеленными, осознают болезнь своей души и просят у Бога в этом помощи* 🌿
Недавно было в чтении Евангелия про мытаря, то есть таможенника. Все знали, что сборщик податей сидит на воротах и с каждого караванщика – это кто привез товары в город торговать – он берет налог на товар. Как посчитает, как договорится, так и разойдутся. И все знали, что это взяточники. Мытари все были богатыми людьми, но это была презираемая остальным израильским обществом категория людей.
Когда мытарь сидел, а Христос мимо него проходит с учениками, рядом следуют благочестивые фарисеи, книжники, богословы. Христос – учитель истины, Он о вере говорит, о Боге, пророк, по-разному Христа воспринимают. Все идут и сидит этот мытарь. Господь ему говорит: «Бросай все, пошли со мной, будешь моим учеником». И он тут же бросил все, стол с деньгами, со всем оставил и тут же пошел за Христом.
Далеко не все так поступали. Вспомним юношу, который был по наследству богат, и которому Христос говорит: «Я вижу, что ты действительно все заповеди уже соблюдаешь. А вот если хочешь быть совершенным – продай все, что имеешь, раздай нищим, идем за мной, будешь сокровища иметь на небесах. Не просто спасешь свою душу. Юноша спросил: «Как спастись?»
- Заповеди исполняй: не убивай, не кради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй и спасёшься.
- Так я это все соблюдаю с детства.
Христос говорит: «Можно просто спастись, а можно достичь духовного совершенства здесь, иметь сокровища на небесах. Если хочешь это сокровище иметь – расстанься с земным сокровищем».
Юноша опечалился и ушел, не смог расстаться, поскольку наследство было большое.
А некоторые, как апостол Петр с Андреем, они вообще все, что у них было оставили– лодку, сети, единственный бизнес, которым они семьи кормили. Отец, который их воспитывал, учил быть рыбаками, теперь состарился и продолжает им помогать, сети латать. Они все бросили, все что имели и пошли за Христом не раздумывая.
И этот мытарь, он тоже все бросил сразу и пошел за Христом не раздумывая. Более того, он пригласил Христа, говорит: «Господи, приди ко мне домой».
Христос пришел к нему домой и пришли друзья, всей толпой собрались, сидели и слушали Христа, а фарисеи – благочестивые монахи – стояли, говорили: «Господи, к кому ты пришел? С кем ты общаешься? Это же грешники. Это самые позорные категории людей. Мы все знаем, что они окаянные грешники».
А Христос им говорит: «Врач нужен не здоровым, а больным. Я пришел не к праведникам, а чтобы спасти грешников». Исцелить тех грешников, которые хотят быть исцеленными, осознают болезнь своей души и просят у Бога в этом помощь. К ним Я пришел для того, чтобы спасти их. А вы, праведники, ну молодцы, хорошо, давайте сами дальше».
🌿 *Кому больше прощено, тот больше любит* 🌿
В Евангелии есть эпизод, в котором описывается, как Христос согласился на приглашение некоего фарисея. Фарисеи – это, как сейчас их называют, ортодоксы, хасиды, кто бывал в святой земле, их видел. Это и по телевизору, и в интернете можно увидеть. Это иудеи, люди, которые посвятили свою жизнь изучению священного писания, молитвы, такие особо благочестивые люди.
Аналог современный – можно сравнить с христианскими монахами, которые тоже ходят в особых одеждах, занимаются молитвой за себя, за весь мир, чтением Священного Писания, изучением святых отцов, это смысл их земной жизни, вид их деятельности в этой земной жизни. Таковы были фарисеи в Ветхом Завете.
И вот такой благочестивый человек по имени Симон, пригласил Христа к себе в гости: «Приходи, я тебе ужин сейчас устрою в честь тебя». И Христос согласился. Мы видим, что Он никому не отказывал. Пришел и к фарисею Симону, а у него уже фарисеи сидят, такие же благочестивые люди все.
Для наглядного поднимания ситуации, описываемой в Евангелие, хотелось бы привести жесткий современный аналог: вот представьте, например, мы с вами все такие благочестивые, в церковь ходим, молимся, причащаемся. И вот к нам пришел Христос, мы Его пригласили, мы все сидим благочестиво вместе.
И вдруг приходит с улицы проститутка. Самая такая низкая категория проституток, которые на дорогах стоят. Уже возраст, здоровье, тело некрасивое, уже никому они не нужны, в борделях их не держат. Они больше ничего не умеют, на дорогах станут, водителей за три рубля обслуживают. Вот такая примерно пришла проститутка в этот дом. И вся в слезах пала к ногам Иисуса. Плачет от покаяния, от сознания своего недостоинства, слезами омывает Его ноги, и волосами своей головы оттирает.
Все, что у нее было, что накопила своим трудом греховным – алавастр мира. Это благовоние она принесла и вылила Ему на ноги, помазала ноги Иисуса и слезами их омывала.
И вот мы, благочестивые, это видим. Мы, проезжая мимо, ее на дороге видели в непотребном виде. Господи как ты можешь, чтобы она к тебе прикасалась? Ты святой, пророк и учитель истины, как ты допускаешь, чтобы эта мерзость вообще к тебе прикасалась?
Это чтоб нам просто себе представить, как эта ситуация выглядела тогда - вот почему такие художественные сейчас образы рисуем. Это выглядело так: благочестивые фарисеи и вот эта грешница окаянная пришла.
Уже сам Симон, кто Христа пригласил, уже думает: «Это значит, что Он точно не пророк. Если бы Он был действительно пророк, то сразу, как ясновидящий, видел, кто это такая, кто к нему прикасается. Он вообще прикоснуться к себе не позволил».
Господь то все мысли слышит, видит, читает.
Христос ему говорит: «Как ты думаешь, если некоему человеку, который деньги в долг давал. Есть два должника. Один ему 500 тысяч должен, а другой 5000 рублей. Они пришли к нему и говорят: «Разорились, ураган разрушил все, продать нечего. Прости, отдать ничем не можем. Что хочешь с нами, то и делай». И он говорит: «Ладно, прощаю вам долги. Я понимаю все: форс-мажор, ураган. Все, идите. Вы мне ничего не должны». И вот Христос спрашивает: «Кто из них будет больше любить простившего долг?» Симон: «Ну конечно тот, кому он больше простил».
По восточному обычаю, там же жара, люди в сандалиях ходят, дороги сухие, пыльные, ноги все время пыльные. И ты когда приходишь, в знак уважения на востоке, мы знаем до сих пор в Средней Азии, люди перед помещением или перед мечетью, перед домом, снимают обувь и входят босиком. И знак уважения – это омыть ноги гостю, чтобы он был с чистыми ногами, чтобы ему было хорошо, приятно. Такой знак почтения.
Христос говорит: «Я к тебе в дом вошёл. Ты мне воды для ног не дал. Я пришел к тебе гостем. Ты позвал, ты мне обычного оливкового масла не дал, чтобы помазать голову» (В древности был обычай. Не было шампуней, кондиционеров и так далее. Люди мазали голову маслом. Богатые люди – всякими ароматическими маслами, составами это делали. Простые люди – масло оливковое помажут и вроде как все хорошо.)
Господь в переводе на современный язык примерно это говорит: «Ты мне оливковое масло не дал помазать. А она сейчас слезами своими от раскаяния ноги мне обмывает, волосами их отирает и драгоценное миро, единственное что у нее есть, она принесла и отдала это мне. Так вот, прощаются тебе грехи твои многие, и вера твоя спасла тебя».
Это свидетельство того, что больше любви в этой женщине, которую все воспринимали как что-то такое непотребное.
Эта женщина проявила такое раскаяние, такую веру в милосердие Божия и в то, что Иисус, Который проповедует любовь, Евангелие любви, Который проповедует покаяние, возможность любому грешнику через покаяние измениться и получить Божественную любовь и войти в Царствие Божие, в вечную радость, она в это поверила!
Она покаялась и, понимая, что ее сейчас взглядами испепелят, но она вошла под этими взглядами испепеляющими, встала и слезами омывала ноги Иисуса!
Господь говорит: «Вот это любовь. Вот какую любовь к Богу она проявила, какое покаяние и веру. И за это прощаются ей все ее грехи. Все, иди. Теперь чистая и почтенная женщина, наравне. А ты, Симон, извини».
🌿 *Упаси Бог осуждать кого бы то ни было* 🌿
Чтобы мы не осуждали никого: ни стоящих на дороге проституток, ни валяющегося пьяного бомжа в помойке, ни наркомана обколотого, укуренного, унюханного, который в глюках скачет где-нибудь около заправки, бензина нанюхавшись.
Вообще никого не осуждали!
Мы не знаем их сердце, мы не знаем, почему они дошли до такого состояния, мы не знаем, как они из этого состояния через покаяние могут, подобно блуднице у ног Христа, мгновенно получить освобождение от грехов и войти в Царство Небесное!
Поэтому упаси Бог осуждать кого бы то ни было!
🌿 *Где окажусь я?* 🌿
Тот, кого я осуждаю, может оказаться у престола Божия. А где окажусь я, если я буду разрешать себе осуждать и его, и того, и сего, и кого угодно?
Если я буду пускать в свое сердце демона осуждения, демона зависти, демона раздражения, демона непрощения, обид и так далее. Знаете, как говорят, что вода всегда щелочку найдет.
Многие знают, когда крыша протекает, где-то щелочкой капелька, капелька, а потом вода начинает эти щелочки расширять, расширять, и уже льет струей оттуда!
Так вот, когда человек пускает в сердце одну какую-либо страсть, демон говорит: «Ребята, пошли все сюда!» Одна за другой страсти начинают, все расширяя и расширяя эту дыру в душе человека, туда вныривать и в результате что мы видим?
Вспоминаем в Евангелии гадаринского бесноватого, который выбежал на встречу, когда Христос на лодке причалил к берегу в этой гадаринской стране, и Христос ему говорит: «Как тебе имя?» Демон тот говорит: «Легион. Много нас в нем сидит».
Много, потому что пустил человек сперва в себя осуждение, потом впустил зависть, потом впустил обиду, потом раздражение, потом сквернословие, потом еще, еще, еще…
И вот легион набрался и начал этого человека бить, колотить, топить, кидать в огонь, швырять его об стены.
Есть в Михайловском соборе в Псково-печерском монастыре отчитки.
В одной книге священника от свиделся описано, как один человек уверовал, увидав, что там творится. Он был художник, интеллигент, начитанный всяких философских, богословских трудов, но когда он оказался в этом Храме и увидел реально, что демоны творят с людьми, он вышел оттуда разве что не поседевшим, но глубоко уверовавшим человеком! Он некрещеный был. Тут же, в этом монастыре, он упросил, чтобы его окрестили. Из монастыря он уже ушел крещенным человеком. Сейчас он монах и священник вот уже много лет. Это просто пример.
🌿 *В нас нет любви! Кто много возлюбил, тот и способен проявить любовь* 🌿
Когда мы с вами не способны не только в отношении Христа или церкви что-то такое сделать, а просто в отношении своего ближнего. Когда мы не способны простить какую-нибудь мелкую обиду, когда мы не способны помочь человеку, хоть иногда, просто сумку взять до машины донести 20 метров или еще что-то такое.
Когда мы не способны проявить какое-то милосердие, какую-то доброту к другим людям, это свидетельствует о том, что в нас нет любви!
При этом мы можем обвешаться четками, платье одеть, юбки до пят, из церкви не выходить, акафисты читать круглые сутки.
Но в нас не будет любви от этого!
У нас будет любовь, когда мы научимся проявлять ее в отношении ближнего!
Потому что вот такая внешняя религиозность может только надмевать душу. Как эти фарисеи считали себя уже святыми, религиозной элитой общества, святыми, на которых все должны смотреть и восхищаться.
А он даже воды на ноги Христу не счел необходимым полить, дать и столовую ложку оливкового масла, чтобы голову помазать.
Да будем стараться пребывать в любви друг ко другу добрыми делами, внимаем и заботой! И никого не осуждать!
Аминь.
Тропарь, глас 7
Разруши́л еси́ Кресто́м Твои́м сме́рть,/ отве́рзл еси́ разбо́йнику ра́й,/ мироно́сицам пла́ч преложи́л еси́,/ и апо́столом пропове́дати повеле́л еси́,/ я́ко воскре́сл еси́, Христе́ Бо́же,/ да́руяй ми́рови// ве́лию ми́лость.
Перевод: Сокрушил Ты Крестом Своим смерть, открыл разбойнику рай, плач мироносиц в радость изменил и Своим апостолам проповедовать повелел, что Ты воскрес, Христе Боже, даруя миру великую милость.
Кондак, глас 7
Не ктому́ держа́ва сме́ртная/ возмо́жет держа́ти челове́ки:/ Христо́с бо сни́де, сокруша́я и разоря́я си́лы ея́;/ связу́емь быва́ет а́д,/ проро́цы согла́сно ра́дуются,/ предста́, глаго́люще, Спа́с су́щим в ве́ре:// изыди́те, ве́рнии, в воскресе́ние.
Перевод: Уже не сможет более удерживать людей власть смерти, ибо сошел Христос сокрушая и разоряя силы ее. Ад связан, пророки согласно радуются: «Явился, – говорят, – Спаситель тем, кто в вере; выходите, верные для воскресения!»