С днем памяти Вас святителя Митрофана Воронежского!

17.09.2024

С днем памяти Вас святителя Митрофана Воронежского!

Святитель Митрофан прожил удивительную жизнь, наполненную трудами и подвигом христианской веры. Его жизненные принципы и наставления, которые он оставил для нас, мирян, и пастырей Церкви — важное руководство на пути к вере православной и ко спасению во Христе.

Родился будущий святитель 6 ноября 1623 года во Владимирской земле, по предположению, в семье священника в миру его звали Михаилом. Половину своей жизни святой прожил в миру, был женат и имел детей.

Некоторое время он служил священником в селе Сидоровском Суздальской епархии. На 40-м году жизни он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу. Своим местожительством он избрал Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где и был пострижен в иночество с именем Митрофан.. Наверняка святой стремился к уединенной молитвенной жизни, однако его усердие, благочестие и рассудительность стали известны в монашеской среде. Уже через три года братия Яхромского Космина монастыря стали просить в игумены непременно Митрофана. Тогда подвижник был рукоположен в сан иерея, а затем возведен в игумены Яхромской обители. Затем ему поручают более широкую Унженскую обитель. А когда образовалась Воронежская епархия, первым епископом по предложению самого царя Феодора Алексеевича стал игумен Митрофан.

Время епископства святителя Митрофана пришлось на сложные, переломные для государства годы. Да и Воронежская епархия тогда не была процветающей, а, скорее, одной из беднейших. Воронежский край требовал немалых усилий со стороны пастыря. Большая работа предстояла с людьми, которые жили тогда на этих землях. Население было сложным по составу: беглые крестьяне, инвалиды, невольные переселенцы, много язычников, семей, оставшихся без кормильцев. Храмов было мало, в монастырях порядка не было, процветало обмирщение.

В одном из своих писем епископ Митрофан пишет: «У нас место окраинное и всякого чину люди обвыкли жить не подвластно, по своей воле». Среди народа царило недоверие к Православной вере, суеверия, влияние старообрядцев. Образованных священников, способных противостоять этому, не хватало. Это положение дел в Воронежской епархии и призван был изменить новый архипастырь. И Господь помогал ему в этой многотрудной задаче.

Первым делом святитель рассылает священникам обращение, в котором пишет: «Вы — ангелы, которых Бог послал в пустыню, чтобы раздавать народу манну Господню. В своих молитвах вы должны подражать пророку Моисею и святому Павлу, которые ревностно просили за народ Божий». Он призывал каждого священника к самоотверженному исполнению пастырского долга.

Святой Митрофан объездил обители своей епархии, где приложил немало усилий для восстановления подвижнического духа в монастырях. Конечно, внутреннее духовное горение и благодать Божия помогала святому в этом сложном деле.

Святитель много раздавал милостыни. Правилом его жизни было: ничего не оставлять себе, а отдавать все ближнему. Так он жил сам и учил этому других. Разъезжая по епархии, он брал с собой деньги, чтобы их все без остатка раздать погорельцам, убогим, ссылочным, людям, находящимся в тюрьмах, сиротам. Своей молитвой и духовным горением он согревал сердца простых людей, подчас озлобленных и осиротевших на доброе.

Большое внимание святитель уделял укреплению семьи, предписывал строгое наблюдение Церковью соблюдения брака среди пасомых. При его служении в некоторых селах возникли школы.

Несмотря на милосердие и доброту сердечную, святитель всегда оставался строг к духовенству и непоколебим в истинах веры православной. Он был свидетелем бунта раскольников и присутствовал на прениях о вере между старообрядцами и православными в Грановитой палате. Святитель Митрофан был обличителем раскольнического движения, прилагал усилия для прекращения распространения влияния старообрядцев, и выступал за истинность Православия и единство.

Выдержки из духовного завещания святителя Митрофана Воронежского:

— К тому же, братия и чада мои, Божественное Писание любите и в нем поучайтесь: чтение Писаний есть отверзение небесам.

— Да пребывают все православные христиане в прародительской вере своей благочестиво и праведно со всяким старанием, и следует жительствовать в чистоте, в воздержании и святыне и в покаянии, быть образом благих дел; по святому апостолу, народам своей епархии желаю быть благочестивыми.

— Так как без правой веры Богу угодити невозможно, также и без Святой Восточной Церкви мудрования и светлого богопреданного ее учения невозможно никому спастись; и о том через святый Символ веры исповедуем Церковь единой, Святой, Соборной и Апостольской, и так ее хранить от всяких ересей и от соблазнительных наветов оберегать.

— …люди нашей епархии всякого чина пусть живут по чину своему и со всяким вниманием и умеренностью, кому что должно и кому что прилично. И на всякие неполезные дела пусть не растрачиваются и не приходят таким образом в последнюю скудость и убожество. Излишество во всем — дело непотребное; по апостолу же, весьма неполезны кому-либо смехотворство и играния; и многое питие каждому вредно и грешно.

— Употреби труд, храни умеренность — богат будешь.

— Воздержанно пей, мало ешь — здрав будешь.

— Твори благо, бегай злого — спасен будешь. 

Небо и земля неразрывно связаны друг с другом для всех, кто неложно следует за Христом. Ибо Христос пришел на землю, чтобы соединить ее с небом. Отечество земное и Отечество небесное — то и другое дорого для христианина, но существует непреложный порядок: без верности небесному не может быть процветания земного. Более того, может быть потеряно и то, и другое.

Ещё статьи...