10.11.2024
С воскресением Вас!
Святое Евангелие рассказывает нам в этот воскресный день об исцелении Спасителем бесноватого в стране Гадаринской. Это был несчастный человек: в одежду он не одевался и жил не в доме, а в гробах; долгое время бес мучил его, так что несчастного связывали цепями и узами, сберегая его, но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Великим страхом одержим был дух нечистый, когда приблизился к бесноватому Господь, и молил Христа дух нечистый: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю Тебя, не мучь меня!»
Иисус Христос исцелил бесноватого словом Своим. Бесы вышли из него и вошли в стадо свиней: и бросилось стадо с крутизны в море и потонуло. Нужно сказать, что жители гадаринские, исповедуя веру народа еврейского, запрещавшую вкушать свиное мясо, однако, из корысти занимались разведением этих животных и тем явно нарушали закон своей собственной веры. Они были наказаны, таким образом, за своё отступничество. Когда всё это свершилось, жители страны Гадаринской немедленно снова обнаружили всю свою корысть и всю нераскаянность: жаль им стало свиней, испугались они Чудотворца и Божественного Учителя и стали они просить Иисуса Христа, чтоб Он удалился от них и из страны их. Много было врагов у Господа Иисуса, много оскорбительного они Ему говорили, много спорили с Ним и не соглашались с Его учением, но такой просьбы к Спасителю никто ещё не обращал. К ним, к жителям страны Гадаринской, пришёл Божественный Учитель: Он принёс им благовестиеспасения, Он показал им чудную власть, избавляющую от бесов, а они променяли Христа на презренных животных, они оказались духовно сродни бесам, ибо как бесы трепетали Христа и просили Его удалиться, так и жители гадаринские просили Его о том же. Напротив, человек, из которого вышли бесы, просил Иисуса, чтобы быть с Ним (Лк. 8:26–39). Конечно Господь не насилует волю человека, Он с присущим Ему смирением спокойно удалился из той страны.
Из этого евангельского повествования мы можем увидеть, что если без воли Божией демоны не могли войти в свиней и погубить их, то ясно, что когда они причиняют несчастия людям, то на это бывает соизволение Божие. Господь, в благих целях Своего божественного промысла, попускает, чтобы в нашей жизни происходили от бесов или непосредственно, или через злых людей всевозможные искушения и напасти. Бог попустил испытать эти напасти даже Своему Единородному Сыну во время Его искушения в пустыне от диавола, а также, когда книжники и фарисеи вооружались на Него диавольскою злобою, хотели побить камнями и, наконец, распяли Его. Но все эти напасти завершились воскресением Христа – полным поражением диавола.
С такою же благою целью Господь попускал и попускает нападения диавола и в жизниСвоих истинных учеников: Апостолов, мучеников и всех святых. Чем более они терпели от диавола зла, тем более получали от Бога благодати и увенчевались неувядаемою славою.
Попускает Господь диаволу нападать и на нас грешных людей через всевозможные скорби и несчастия, но опять же с благою целью – очистить нас от грехов, ниспослать нам еще на земле Свою неизреченную милость и удостоить за гробом Своего Небесного Царства. Поэтому не будем почитать себя оставленными Богом, когда Он посылает нам скорби. Напротив, будем считать себя несчастными, когда Господь оставляет нас без наказания, памятуя слова Божии: егоже бо любит Господь, наказует(Притч. 3:12).
Впрочем, такое отношение к нашим личным несчастиям у нас появится только тогда, когда мы будем подражать святым в перенесении ими всевозможных бедствий, которых так много было в их жизни. Обычно виновниками всех наших бед мы считаем людей. Благодаря такому отношению к своим скорбям, мы наживаем себе врагов, скорби наши еще более усиливаются и жизнь наша превращается в беспрерывную муку. Не так поступали угодники Божии. Не людей обвиняли они в своих скорбях, и даже не бесов, а только лишь самих себя, и считали, что все прискорбное посылается им от Бога за их собственные грехи. Поэтому они всегда молились, всегда сокрушались и плакали. За это самоосуждение, за это смирение Господь утешал их Своею дивною благодатию и прославлял Своею славою.
Так будем поступать и мы во всех наших бедствиях, полагая, что причиною их являются наши собственные грехи. Тогда и мы получим от Бога благодать и великое заступление.
Памятуя эти слова, не будем бояться бесовской силы, которая тщится отторгнуть нас скорбями от Бога и погубить навеки. Не страшны тогда христианину никакие бесы, так как он знает, что ещё при жизни Христовой уже ученикам Господа дана была чудная над ними власть: «Возвратились семьдесят учеников с радостью и говорили: Господи, и бесы повинуются нам о имени Твоём». И снова, и снова слышит христианин слово своего Господа, сказанное в ответ ученикам: «Видел Я сатану, спадшего с неба, как молнию. Се даю вам власть наступать на змию и на скорпию и на всю силу вражию, и ничесоже вас вредит. Обаче о сем не радуйтеся, яко дуси вам повинуются, радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на небесех» (Лк. 10:17–20).
Отвергнем страсти греховные и нечистые, отвергнем ложные учения и ложных учителей, именем Господа Иисуса Христа отвергнем этих бесов, – и имена наши тогда написаны будут на небесах. Будем только всегда пребывать в молитве, посте и покаянии и пользоваться всеми благодатными средствами, которые предлагает нам св. Церковь к нашему спасению. Будем всегда помнить, что все несчастия случаются с нами по воле Божией для нашего блага. Не будем никогда за них обвинять своих ближних, а будем винить и осуждать только самих себя, и тогда над нами исполнятся слова Христа: смиряяйся вознесется. Господь вознесет нас за наше смирение до радостного общения с Собою, освободит нас от власти бесовской еще в земной нашей жизни, а также при воздушных мытарствах после смерти и сделает нас участниками Своего Царства со всем его неизреченным блаженством. Сего да сподобит Господь достигнуть каждого из нас молитвами Богородицы, ныне празднуемого свт. Димитрия Ростовского чудотворца и всех святых. Аминь