09.02.2025
С Неделей о мытаре и фарисее и с Собором Новомучеников и Исповедников Церкви Русской!
С нынешнего дня мы вступаем в преддверие великого поста. По крайней мереЦерковь с этого воскресенья начинает приготовление послушных ей христиан квеликопостному времени. Новый период времени требует от нас и свойственного духу его образа поведения, не столько, разумеется, внешнего, сколько внутреннего, хотя при этом не может не быть некоторой перемены и во внешней, обыденной жизни нашей. Первый урок, какой дается нам Церковью в настоящемслучае, заключается главным образом в евангельском чтении нынешнего дня.
Из Евангелия предложена нам притча Господня о мытаре и фарисее. С первого же раза понятно, с каким намерением Церковь предлагает нам эту притчу; очевидно, нас предостерегает Церковь от духа фарисейского, как самого недостойного, и особенно, в дни поста и покаяния, и мы призываемся кпротивоположному настроению ума и сердца, указанному в лице мытаря.
Сегодня в лице фарисея дано нам предостережение об одном страшном враге нравственного развития и всей духовной жизни человека; этот враг – самомнение. Чем оно, так сказать, искреннее, т.е. чем больше человек сам верит в свои достоинства и заслуги, тем оно опаснее и гибельнее. Ведь и в теле самая опасная болезнь та, которую человек не сознаёт и не замечает, и поэтому не предпринимает против неё никаких мер...
Притча о мытаре и фарисее рисует пред нами самомнение в живом и наглядном образе. Послушайте, как выхваляет себя фарисей пред Богом. Несмь, якожепрочии человеци! Он лжёт? Притворяется? Едва ли. Ведь нельзя же, в самом деле, думать, что можно обмануть Бога. Нет, он, по-видимому, искренно уверен и убеждён в своей безгрешности и безупречности. С самоуслаждением он перечисляет свои добродетели. Пощуся..., десятину даю... И в этом, думается, он опять не лжёт; вполне возможно и вполне вероятно, что он и постился дважды в неделю, и десятую часть из приобретаемого отдавал.
И, однако, он пошёл домой после молитв осуждённым. За что же такой приговор? За что осуждение? Что худого сделал фарисей?
Он не сделал, конечно, нарушения закона, но ведь нравственное есть область, прежде всего духовная, не перечень и список дел, а прежде всего и более всего духовная область настроений, чувств и мыслей, от которых исходят желания и проистекают дела. Одно и то же дело при этом получает различную окраску, имеет различную цену. Хлеб и вино в литургии, в святой Чаше, на святом Престоле – величайшее таинство; хлеб и вино дома за столом – простая пища и обычное угощение. Кровавая и мучительная операция врача над больным вызывает похвалу и благодарность; кровавое дело разбойника, хотя бы он был вооружён тем же ножом и наносил раны в те же места тела, остаётся разбоем и преступлением, вызывает проклятие. И дела благочестия имеют значение, признаются или не признаются таковыми в зависимости от того духовного состояния, от того духовного настроения, из которого они проистекают. Фарисей же пришёл к тому нравственному состоянию, страшному и ужасному, которое положило конец его духовной жизни и обозначило его духовную смерть. Он и впредь будет творить те же дела видимого благочестия, но и впредь они будут лишены нравственной цены, опираясь на гордыню и самомнение.
Представьте себе человека не только сытого, но пресыщенного: захочет ли он есть? Представьте себе человека, вдоволь напившегося воды: захочет ли он пить? Самая мысль о пище противна пресыщенному, противен лишний глоток воды тому, кто не чувствует никакой жажды. Примените сказанное к духовной области. Вот человек, который любуется собой, который убеждён, что он безупречен, что в нём нет никакого недостатка, что он всё на него возложенное, как долг, выполнил, и ещё сверх того много прибавил: нужно было фарисею поститься раз в год, а он делал это два раза в неделю; нужно было давать десятину только с поля, а он давал её со всего приобретённого, даже с ничтожных злаков – с мяты, тмину и анису – (Мф. 23:23). Может ли у такого человека быть желание дальнейшего усовершенствования, стремления к высшему званию? Разумеется, быть не может такого желания, он ведь итак считает себя на высоте. Больше нужно сказать: одна мысль о том, что ему нужно сделаться лучшим, уже является для него оскорблением.
Пред нами знакомый образ лукавого и ленивого раба, который, получив от господина своего талант серебра, тщательно его скрыл, зарыл в землю, сохранил, не растратил, сберёг до прихода господина, и в тупом самодовольстве был уверен, что исполнил долг и заслужил награду. Однако сурово он был осуждён: возьмите у него талант, – сказано о нём, – и отдайте имущему десять талантов... А негодного раба бросьте во тьму кромешную, где будет плач и скрежет зубовный... Таков приговор подобному бездушному, голодному, злобному и горделивому исполнению долга.
Ведь христианство есть религия духа, а не плоть, область внутреннего, а не внешнего делания, – внешнее само непременно придёт при наличии внутреннего надлежащего настроения; христианство есть бесконечное нравственное совершенствование, а не застой, так что кто остановился на пути нравственного восхождения, тот неизбежно пошёл назад, так как христианство есть религия жизни, а не смерти, христианство истинное и живое есть непрестающая жажда всё большего и большего совершенства... Блаженны алчущие и жаждущие правды: они насытятся; так как нет такого хорошего дела, которое не могло бы быть лучше; и нет такого высокого нравственного состояния, которое не могло бы быть ещё выше... Ведь образ (идеал) совершенства, указанный христианину, – образ вечный, безграничный, всегда недостижимый: будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный.
И с этой-то точки зрения, при такой оценке поведения человека, разве возможна, разве допустима и уместна какая-либо гордыня и самомнительность? Напротив, чувство глубокого смирения, самое скромное мнение о себе, о своих качествах, достоинствах и силах, о своих делах и заслугах, постоянное сознание своего недостоинства и малых успехов в нравственной жизни, – вот что естественно является в человеке, вот что характеризует истинного христианина, и показывает в нём истинный духовный вкус и широту понимания нравственного совершенства.Он смотрит не на то, сколько прошёл, а сколько впереди остаётся идти. А впереди – гора Господня, гора духовного восхождения до самого неба, впереди – образ совершенства Самого Бога, Которому христианин должен уподобиться. При виде этого бесконечно высокого образа разве не чувствуешь, что ты бесконечно мал? Но ты сравниваешь себя с другими, тебе подобными людьми... Песчинка и огромная скала, по сравнению с земным шаром, разве так уже разнятся в значении?
Но у тебя есть дарование и достоинство... И ты готов любоваться ими? Верный знак, что таких достоинств у тебя и в тебе на самом деле нет. Достоинства – что духи, замечает епископ Феофан Затворник: кто надушен, тот не замечает аромата.
Но у тебя есть настоящее достоинство ума, памяти, мысли, воображения? Не могу же я, – говоришь ты, – не замечать их в себе. Что же, замечай и сознавай, но подумай: что же ты имеешь, чего бы не получил? И чем же тебе в таком случае, хвалиться? Ведь сам ты не можешь изменить себе ни роста, ни пола, ни возраста. И хвалишься ты чужим, а не своим. Не всё ли это равно, если бы кто требовал себе славы и награды за то, что он исправно работает лёгкими и непрерывно дышит воздухом? Даже если ты весь твой долг исполнил, что́, в сущности, невозможно, и тогда тебе говорит Господь: «Когда исполните всё вам заповеданное, говорите, что вы – рабы никуда негодные, ибо исполнили только то, что должны были исполнить» (Лк. 17:10). Одно то, что ты видишь конец долга и не представляешь себе его бесконечности, уже свидетельствует о твоей грубости духовной. А если предаёшься самомнению, ты – полное нравственное ничтожество.
До этих пор говорили мы о самомнении в области нравственной, в отношениях человека к себе самому. Но оно проходит в жизнь бесчисленными и разнообразными путями и видами и всюду приносит плод по роду своему, – всюду несёт вред и гибель. «Люди общества» живут в самовлюблённом самопоклонении и воображают, что лучше и умнее их нет никого на свете, что они только составляют общественное мнение, что напрасно с ними не посоветовались, когда было творение мира. Всё это – проявление фарисейского самомнения.
Берегитесь закваски фарисейской, – предупреждал Спаситель. Известно, что закваска, и в малом количестве положенная в муку, проходит во всё тесто, заквашивает и поднимает его всё. Так и самомнение, гордыня и лицемерие, эта закваска фарисейская, проникши и в небольшом количестве в нашу душу, действуют с силой, распространяются далеко, губят всю душу, проходя во все её движения, отравляя мысли, чувства и намерения, и отсюда отражаясь в действиях.
Смолоду нужно беречься этой закваски. Смолоду надобно возрастать в сознании обязанностей, а не прав, и всю жизнь, вместо прирождённого нам – самолюбия и гордыни, нужно развивать в себе смиренное, столь свойственное православному русскому церковному человеку сознание греховности, недостоинства, и молиться устами и духом чудной и спасающей молитвой мытарева сокрушения: «Боже, милостив буди мне грешному!».
С сегодняшнего дня наступает первая подготовительная неделя перед Великим постом - неделя о мытаре и фарисее. Также вспоминаются все новомученики и исповедники Церкви Русской.
Раз начинаются подготовительные недели, пишем для Вашего удобства календарь подготовительных недель и самого Великого Поста:
* Неделя о мытаре и фарисее(Лк.18:10-14) – 9 февраля.
* Седмица «сплошная» (нет поста в среду и пятницу) (10–15 февраля).
* Неделя о блудном сыне(Лк.15:11-32) – 16 февраля.
* Вселенская родительская (мясопустная) суббота – 22 февраля.
* Неделя мясопустная (последний день вкушения мяса), о Страшном суде (Мф.25:31-46) – 23 февраля.
* Седмица сырная (масленица), «сплошная» (24 февраля – 1 марта). В среду и пятницу сырной седмицы Литургии по причине поста не бывает (за исключением случаев, когда в эти дни случится Сретение Господне или храмовой праздник).
* Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье (Мф.6:14-21) – 2 марта.
Календарь Великого Поста
- Святая Четыредесятница
1 седмица (3–8 марта)
* В первые 4 дня первой седмицыВП (с понедельника по четверг, 3–6 марта) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон святителя Андрея Критского (VIII в.).
Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия – 9 марта.
2 седмица (9–15 марта)
Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского (†1359 г.) – 16 марта.
3 седмица (16–22 марта)
Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная (Мк.8:34-9:1) – 23 марта.
4 седмица (23–29 марта)
Неделя 4-я Великого поста. Преп.Иоанна Лествичника (VI в.) – 30 марта.
5 седмица (30 марта – 5 апреля)
* Мари́ино стояние или Четверток Великого канона (чтение Великого канона свт. Андрея Критского, полностью, с чтением жития преп. Марии Египетской). Совершается в среду вечером.
* Похвала Пресвятой Богородице. Суббота Акафиста – 5 апреля. Это единственный акафист, предусмотренный церковным Уставом; причём его пение совершается также только один раз в году – в субботу 5-й седмицы Великого поста (реально поётся накануне, в пятницу вечером – 4 апреля).
Неделя 5-я Великого поста. Преп. Марии Египетской (VI в.) – 6 апреля.
6 седмица, «седмица вáий» (в переводе с греческого – «седмица пальмовых ветвей») – 6–12 апреля.
* В пятницу седмицы вáий, 11 апреля – окончание Святой четыредеся́тницы, то есть 40-дневного поста («душеполéзную совершив Четыредеся́тницу…», – поётся за вечерним богослужением).
* Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля).
* Лазарева суббота. Воспоминание воскрешения Иисусом Христомправедного Лазаря (Ин.11:1-45) – 12 апреля.
Неделя 6-я, ва́ий (цветоносная, Ве́рбное воскресе́нье). Вход Госпо́день в Иерусали́м (Ин.12:1-18) – 13 апреля.
* Страстная седмица (14–19 апреля)
* Великий Понедельник (14 апреля).
Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за 20 сребреников (Быт.37); проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима (Мф.21:18-43; 24:3-35).
* Великий Вторник (15 апреля).
Притчи: о 10 девах и талантах; пророчество о Страшном Суде (Мф.24:36-26:2).
* Великая Среда (16 апреля).
Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды (Мф.26:6-16).
* Последний раз читается молитва прп. Ефрема Сирина с 3-мя великими поклонами. На вечерней службе в этот день все стараются принять участие в Таинстве Покаяния (Исповеди).
* Великий Четверг (17 апреля).
Воспоминание Тайной Вечери и установление Таинства Евхаристии. Все православные христиане стараются причаститься Святых Христовых Таин.
* В кафедральных соборах, в конце Литургии, совершается Чин умовения ног (архиерей умывает ноги 12 сослужителям).
* Вечером чтение 12-ти «Страстных Евангелий».
Патриарх совершает освящение мира.
* Великая Пятница (18 апреля).
Арест Господа и неправедный суд. Распятие, Святые и Спасительные Страсти (Страдания), смерть и погребение Господа.
* День великой скорби и строгого поста (Устав повелевает полное воздержание от пищи в течение всего дня; но, по традиции, воздерживаются от пищи до окончания выноса Плащаницы).
* Литургия (Бескровная Жертва) в этот день не служится, потому что Жертва принесена на Голгофе (единственное исключение – в случае совпадения Страстной Пятницы с праздником Благовещения).
* Утром – чтение Великих (Царских) Часов.
* В середине дня (обычно в 14 часов) совершается Чин выноса Плащаницы.
* Вечером (обычно в 18 часов) совершается Чин Погребения.
* Великая Суббота (19 апреля).
Пребывание Господа телом во гробе, сошествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом (см. Святая Троица).
* Утром совершается Литургия Великой Субботы, после которой, по традиции, благословляется праздничная трапеза (Устав предписывает делать это после пасхальной Литургии и освящения артоса).
Светлое Христово Воскресение. Пасха – 20 апреля
Светлая седмица, сплошная (20–26 апреля).
Итак, сегодняшнее воскресенье - первое в подготовительных воскресных днях (Неделях) к Великому посту. Называется она Неделя о мытаре и фарисее.
Святая Церковь с этого дня начинает подготовку верных чад своих к дням покаяния, очищения души от грехов, к дням Великого поста. Вчера на вечерней службе было песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...», призывающее нас к покаянию. Но так как покаяние не может быть без молитвы, то сегодня Церковь в Евангелии Господа нашего Иисуса Христа притчей о мытаре и фарисее (Лк. 18:10–14) и показывает нам с каким устроением душевным, как должны мы молиться Господу, чтобы Он принял нашу молитву, наше покаяние.
В следующее воскресение, в неделю о блудном сыне (Лк. 15:11–32), опять показывает Церковь, насколько Господь Милосерд, как Он желает обращения каждого грешника и принимает всех приходящих к Нему через покаяние, через сознание своих грехов, через оставление всего мирского и стремление к Богу.
Затем, через неделю, Святая Церковь напоминает христианам о дне Страшного Суда (Мф. 25:31–46), когда дела каждого человека откроются, и не только дела, но и каждая его мысль, каждое влечение, каждое тайное помышление, то есть полностью состояние души, все обнаружится перед всей вселенной.
Что можно и нужно сделать, чтобы все греховное прошлое было стерто? Молиться и каяться, ибо Господь уничтожает грехи в душе, искренне кающейся. В сегодняшней притче нам и показывается, как мы должны молиться, как должны каяться, чтобы была принята наша молитва и покаяние, и через это очистилась душа. Если Господь принимает наше покаяние и прощает грехи наши, то, тем самым, Он и уничтожает все из души, всякую грязь, всякие мерзости. Таково милосердие Божие, что оно дает возможность человеку предстать на Страшный Суд с совершенно чистой душой, предстать пред Господом, как ангелы светлые, ибо Он взял на Себя грехи наши и омывает их Своей Божественною кровию, когда мы обращаемся к Нему.
Сегодня в Евангелии Господь говорит: Два человека вошли в храм помолиться. Один фарисей, а другой мытарь. Фарисей пошел вперед, считая себя вполне достойным, и так в себе внутренне молился Богу: «Благодарю Тебя, Отче, что я не такой, как прочие люди: хищники, неправедники, прелюбодеи, или как этот мытарь, – два раза пощусь, даю десятую часть всего, что приобретаю». Так молился фарисей. Он пред Богом хвастался своими делами, перечисляя свои внешние добрые дела. Но какую цену сами по себе они имеют? При желании и каждый человек может дать какую-то часть своего дохода в церковь или нищим, может поститься, может воздерживаться от крупных грехов, но при этом совершенно забывать и не видеть бесчисленное множество внутренних душевных грехов. Злоба, зависть, ненависть, злопамятство, вражда, гневливость, тщеславие, гордыня – все это может жить в душе наряду с внешними добродетелями, перечисленными фарисеем, и совершенно осквернять всего человека, делать его полностью непотребным пред Богом. И мы знаем, что фарисеи, которые исполняли внешнюю сторону заповедей Моисея с точностью: давали десятину, и соблюдали посты, и делали многое другое, – при этом лютой ненавистью возненавидели Господа Иисуса Христа. Они завидовали Господу, поскольку Он приобретал влияние на людей. Они сами хотели владеть народом, хотели получать от Него всякие материальные блага, почет, уважение и прочее. Вот почему они и все добрые дела делали напоказ. Подчеркивали, где можно, свои добродетели. Молились на людях. Господь говорит: «Если хочешь помолиться, войди в свою клеть, т.е. в свою комнату или в свою душу, и там молись тайно Отцу твоему, и Отец твой, видящий тайно, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6). Фарисеи же на перекрестках улиц, – не только на улице, но на перекрестках, чтобы со всех сторон было виднее, – становились и молились.
Так, наряду с некоторыми внешними добродетелями, их души были преисполнены всякой нечистоты, и они эту нечистоту не сознавали, не каялись в ней, напротив, считали себя праведниками и с высоко поднятой головой обращались к Господу: «Благодарю Тебя, Господи, что я не такой, как прочие люди». Им подобны и ныне те из христиан, которые также опираются на свои добрые дела, исчисляют свои добродетели пред Богом и людьми и надеются, что через них они спасутся. Это великое заблуждение.
Если бы мы и все заповеди Божии исполнили, то и тогда не имели бы права выставлять свои добрые дела пред Богом. Ибо Господь говорит: «Если вы сотворите все повеленное вам, т.е. все заповеди, говорите себе, что мы рабы неключимые, которые что должны были сделать, то и сделали». Творец мира Господь от Своих созданий, от Своих рабов требует выполнения заповедей. И если мы их и выполним, то чем же нам гордиться? Возьмем пример из жизни. Человек служит где-нибудь. Начальник говорит ему: поезжай туда-то, приготовь то-то, перепиши то-то и т.д., и т.п. Подчиненный исполняет. Может ли он хвалиться тем, что исполнил свою работу? Нет, ибо он обязан делать то, что сделал. Так и мы обязаны исполнять все заповеди Божии и нечего нам хвастаться какими-нибудь отдельными добрыми делами, тем более, что эти отдельные добрые дела вовсе не доказывают, что душа наша чиста. Есть добрые дела, но есть у нас и бесконечное множество всяких пакостей, всяких нарушений заповедей Божиих. Уже одно то, что мы постоянно осуждаем друг друга, вопреки прямому запрещению Господа: Не судите, не осуждайте, иначе сами будете осуждены, – свидетельствует против нас. Мы не обращаем внимания на слова Господа, и судим, осуждаем, празднословим, тщеславимся друг пред другом и прочее, и прочее.
Так что даже тот человек, который и все исполнил бы, не может гордиться пред Господом, не может требовать, чтобы Господь принял его в Царствие Божие. Каждый человек обязан по силе своей исполнять все заповеди Божии. И если бы он их исполнил, то и тогда должен был умолять Господа: «Господи, с Твоей помощью я сделал то или другое, но от Тебя зависит принять эти мои дела, простить меня, помиловать и ввести в Царствие Божие». «Помилую, – говорит Господь, – его же милую. Ущедрю, его же щедрю». То есть помилование, милосердие Божие к нам зависит не просто от наших дел, а от Бога.
С каким же настроением мы должны обращаться к Господу? Явно, что фарисей был осужден, его молитва не могла быть принята. И вот Господь показывает иной пример молитвы: грешника – мытаря. Мытарь вошел в храм и не смел пойти вперед, но остался у дверей. Он не дерзнул поднять, как сказано в притче, очей на небо, опустил их в землю, бил себя в грудь и говорил только: «Боже, будь милостив мне грешнику».
Никаких длинных молитв не произносил он, только плакал, взывал в своей душе: «Боже, будь милостив мне грешному. Нет мне оправдания, нет у меня дел, на которые я мог бы опираться, да я и не хочу на них опираться, но лишь умоляю Твою благость, Господи, будь милостив мне грешному». И вот Господь произносит Свой праведный суд: «Сей мытарь, грешник и по суду человеческому, и по суду Божиему, вышел из храма оправданным».
Вот мы два часа простояли в церкви. Многие из нас выйдут оправданными в своих грехах, или наоборот, еще очень многое прибавят к тому, что было до прихода в церковь?
Если бы мы в течение богослужения взывали от всей души, не обращая внимания ни на кого и ни на что, к Богу: «Боже, будь милостив мне грешному», – поверьте, слово Божие непреложно, мы вышли бы оправданными. Мытарь был грешник, но когда он от всей души, с сокрушением сердечным обратился к Господу с своей краткой молитвой, изшедшей из глубины души, – он вышел очищенным.
Если бы и мы от всего сердца взывали: «Боже, будь милостив мне грешному» или «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного», – то и мы могли бы выйти из храма оправданными. Все прошлые грехи, сделанные нами до настоящего, все Господь простил бы. Душа наша вышла бы из храма чистой, как ангел. Теперь проверьте себя каждый, как мы ведем себя в храме? Много ли раз от всей души мы обращались к Господу с молитвой: «Боже, будь милостив, спаси меня»? Увы, нет. Стоим и рассматриваем, кто как одет, вспоминаем, что вчера слышали, говорили и т.п., что было в кино, что сказано по радио, какие у нас там дома дела, кто что передавал и рассказывал, – стоим в храме маемся, а пред нами, перед нашими глазами десятки всяких кинокартин проходят. Лишь изредка вспомним мы и скажем: «Господи, помилуй». Поэтому-то часто и выходим мы из храма отягченными, а то и осужденными, если перечисляли в нем свои добрые дела.
Так, вот еще до Великого поста Святая Церковь готовит нас, приучает к молитве и к покаянию, показывает и Милосердие Божие, и истинный путь спасения – покаяние, чтобы каждый человек почувствовал свои грехи, оплакал их, как мытарь, воззвал о помиловании к Господу, Который всегда готов простить все грехи наши. Воспользуемся же Милостию Божиею, возблагодарим Его за любовь к нам грешным, за то, что Он постоянно всячески наставляет, научает нас, как нам жить и спасаться.
Прибегнем к всемогущему покаянию. Никаких молитв особых не надо, ничего не нужно знать, нужно только от всей души взывать: «Боже, будь милостив мне грешному», и Господь помилует и спасет нас!
Аминь.
Также сегодня празднуется память всех Российских Новомучеников и Исповедников!
И хотелось бы поделиться с Вами интересной проповедью протоиерея Валериана Кречетова, который с 1970 года более 40 лет был настоятелем Церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулово Одинцовского городского округа Московской области.
«Святейший Патриарх Алексий II и Священный Синод Русской Православной Церкви постановили праздновать собор Российских Новомучеников в ближайшее воскресенье после тоже недавно установленного дня памяти одного из первых мучеников среди Новомучеников, митрополита Киевского и Галицкого Владимира. Его житие свидетельствует, что он благословил тех, кто его расстреливал, и просил у Бога, как и первомученик архидиакон Стефан, чтобы Господь не поставил им это во грех.
Наш храм сподобился особой милости Божией. У нас перед алтарем, в церковной ограде, покоятся мощи тех самых исповедников, память которых сегодня мы празднуем. Это митрополит Нафанаил, который многие годы был в заключении, в гонении, скрывался до самой своей праведной кончины, погребен сначала в селе Федоскине, потом перенесены были его мощи уже после войны сюда, в Отрадное. Они нетленны. Рядом с ним покоится праведный Сергий и еп. Стефан.
Епископ Стефан в молодости был врачом невропатологом. Он – духовный сын о. Сергия Мечева, был в близком духовном общении со старцем преп. Нектарием Оптинским. Отсидел 8 или 10 лет в лагерях и ему грозил еще десятилетний срок за то, что как врач он старался облегчить участь заключенных, неправедно осужденных, которых в то время было множество, особенно священнослужителей. По совету медсестры, которая видела все его добрые дела, сочувствовала ему, он в молитве обратился за помощью к блаженной Матренушке. Имея возможность, как врач, выходить за зону, он трижды прокричал в лесу: «Матренушка! Помоги мне, я в беде!» И был освобожден. После того, как освободился, – он не домой поехал, а поехал поблагодарить Матренушку. И когда зашел в дом, который указали ему, – то, поскольку она, больная, лежала в ящичке и некого было спросить, где она, он сказал: «Здравствуйте!» И услышал голос «Здравствуй, раб Божий Сергий!» Он в миру был Сергей Алексеевич Никитин. «Откуда ты, – говорит он, – меня знаешь?» – «Да ты ведь, – отвечает она, – меня кликал, звал. Я и услышала».
Рядом с этими угодниками Божиими покоится и о. Дорофей, архимандрит Данилова монастыря. Он был в заключении 8 или 10 лет, а потом, когда освободился. 10 лет жил в сарае. И в холодное время приходили коты, вокруг него ложились и грели его. Это факт, я сам это видел, Господь сподобил меня бывать у него.
Здесь же, возле нашего храма, похоронен и о. Евфросин. Он 10 лет отбыл на Колыме. Когда срок окончился, его вызвали и сказали: «Подпиши еще 10 лет». Куда деваться – Колыма! Он подписал. Господь как бы испытывал его решимость. Неожиданно приехала комиссия, стали проверять списки заключенных и говорят: «Да ведь этот срок-то закончился». И он был освобожден. Заключенные собрали ему пожитки, какой-то чемоданчик, он сел на последний пароход, приплыл во Владивосток, и началась война. Если бы его тогда не освободили, он бы не выжил, во время войны там все погибли. И потом о. Евфросин еще скитался, было время, когда он каждую ночь ночевал в разных местах, потому что за ним по пятам ходили, хотели снова арестовать. Но иеросхимонах Иннокентий, он похоронен в с. Алексеевском, духовный отец о. Евфросина, которого он посещал, сказал ему. «Не бойся. Господь тебя сохранит, только ты не оставляй меня».
У о. Евфросина, как он мне лично рассказывал, было такое состояние, когда он не выдержал издевательств и решил бежать. Это решение было совершенно безумное, потому что куда бежать, если вокруг несколько тысяч километров тайги, да зимой еще. Просто на смерть. Но он ушел в тайгу, и шел, и терял силы уже, ел клюкву, какие-то еще ягоды, орехи. А потом, не знал куда идет – карты не было, – в конце концов вышел на трассу. Там его подобрали и привезли опять в лагерь. И когда его привезли, начальство пришло в ярость, и решили еще продолжить издевательства. Его 3 недели держали на морозе и через день хлеб и воду давали. И он остался жив. В то время, как апостол Павел говорил, умереть для него было бы только облегчением. Но он молился: «Господи! Сохрани меня, не ради меня, а ради славы имени Твоего». И Господь оставил его в живых. Начальник лагеря говорил: «Не может быть, чтобы он остался жив». Конец этого начальника лагеря, мучителя, был страшен. Его вскоре назначили начальником другого лагеря. Жестокость этого человека была известна, и там заключенные разорвали его на части. Так еще здесь, на земле, Господь покарал мучителя.
Когда о. Евфросина после трех недель пыток на морозе бросили умирать, его выкормили уголовники. А кормить его не полагалось, потому что он не мог выработать норму. Уголовники его брали с собой, выполняли за него норму и кормили его за своим столом.
Уже после войны один врач, который посещал отца Евфросина, удивлялся его ощущениям. Он сказал: «Что с Вами сделали? У Вас проморожена нервная система». О. Евфросин в то время лежал в шерстяных носках, в валенках, и под ногами у него еще подушечка была, потому что он чувствовал холод от пола. Сзади у него тоже была подставочка и подушечка, когда он сидел, потому что от деревянной стены он тоже чувствовал холод.
Среди тех, кто стал исповедниками, были люди, которые по своей слепоте временной, иногда и потому, что поверили лжи, пошли даже против Церкви или отошли от Церкви. Но в лагерях многие пришли к вере. Отцу Евфросину (он в миру был Василий Адрианович) многие там говорили: «Василий Адрианович! Если бы мы все были такие, как ты, мы бы здесь не сидели». Всех поражала твердость, с которой он в лютых обстоятельствах исповедовал свою веру.
Об этом мы слышали в сегодняшнем апостольском чтении: «Ни теснота, ни смерть, ни гонения, ни глубина, ни высота – ничто не может отлучить нас от любви Божией».
Все мы знаем и могилку о. Сергия, бывшего настоятеля нашего храма. Он стал священником только в 1946 г., уже после войны, хотя окончил семинарию в 1911 г. Он говорил: «Не рукоположили меня тогда, я вот потерял венец». И с таким сожалением говорил. Но Господь его сохранил для другого. Он Владыку Нафанаила посещал. Если бы узнали, заключение ему бы тоже грозило за общение с еп. Нафанаилом, который тогда скрывался, и с еп. Арсением – последним настоятелем Чудова монастыря, и игуменьей Фамарью, которая о них заботилась, и с о. Дорофеем, которого по милости Божией и я посещал вместе с о.Сергием.
Не только священнослужители претерпели гонения в те годы. Когда я работал на Урале, был знаком с Галиной Александровной, уже пожилой тогда женщиной, муж которой был царским офицером. Он давал присягу на верность царю перед крестом и Евангелием и не мог изменить ему, пойти служить другой власти. Но солдаты его любили и защищали его. Но его постепенно отделили от своих солдат и в другое место перевели. А у него было шестеро детей. И вот повезли его в ссылку на санях, а она, жена офицерская, с кучей детишек за ним. И молила только, чтобы Господь, зная, как трудно детям в тех обстоятельствах, – все последнее у них отняли, – чтобы Господь хоть одного ребенка ей оставил. И она похоронила в дороге пятерых детей. Мужа ее в числе прочих офицеров в Сибири расстреляли. Они при этом пели: «Христос воскресе…» и говорили своим палачам: «Да простит вас Господь».
Эта Галина Александровна, которую я знал, была человек необычайной доброты. И дочка, которую ей Господь оставил, тоже была очень добрым человеком. И зять слушался беспрекословно свою тещу. Настолько Господь любовь сохранил у них в семье, что там все дети все время спрашивали: «Как бабушка? Как бабушка?»
Все мученики и исповедники Российские имели великую силу любви. Отец Алексей Мечев – он сам это чувствовал, а сказал об ап. Иоанне Богослове, что тот один из всех апостолов не был умерщвлен, потому что Господь дал ему такую силу любви, что она растворяла злобу мучителей, и никто не решился его убить. А об отце Алексее Мечеве рассказывали, что однажды его вызвали на Лубянку (личность-то известная, и они понимали, что он не простой человек) и говорят: «Вы старенький уже, а Церковь умирает. Все, уже нет никого. Ну, Вы там еще немного поисцеляете, и все…» А он так улыбнулся и говорит: «Что вы! Церковь живет благодатью Божией. Ведь знаете, кто на мое место встанет? Да вот вы и встанете. Господь коснется вашего сердца, и вы придете ко мне, а я вас буду рекомендовать Святейшему Тихону, и он вас рукоположит. Вот и будет продолжение». Они постарались отпустить его скорее. Как бы испугались, что вдруг «коснется», и они сейчас прямо с Лубянки побегут в Донской монастырь к Патриарху Тихону. А это, если будет воля Божия, вполне возможно. Потому что благодать Божия все может совершить.
Один раб Божий, который тоже был в заключении, он и сейчас жив, рассказывал, как у него спрашивали на допросах: «Вы что против Советской власти?» Он говорит: «Нет, что Вы. Вся власть от Бога». – «А как Вы считаете, мы построим новое общество?» Он говорит: «Это бесполезная работа». – «Это почему же?» – «Да потому, что такой эксперимент был уже у первых христиан. У них было все общее. Но долго они так не продержались. Одни искренне все отдавали, а Анания с Сапфирой утаили. Так и у вас будет. Никуда не денешься. Но там-то какие были люди! Уж тем более у вас ничего не получится». И ничего ответить ему не смогли. Господь сказал, и то истина: «Я дам вам уста и премудрость, которой не смогут противиться все противляющиеся вам». И дал Господь мудрость такую мученикам и исповедникам Своим. Известно, что, когда был процесс над священномучеником митр. Вениамином, был разыгран спектакль судебный. Там были и защитник, и обвинители, и свидетели, все, как подобает, как у Спасителя пред судом Синедриона. Все это было. Потом было и последнее слово обвиняемого. Он встал и сказал очень кратко: «Я выслушал все ваши речи. Я понял: здесь все разделяется за Христа и против Христа… Я за Христа и готов принять любой ваш приговор». И принял мученический венец. Он был митрополит и имел огромный духовный опыт.
Но есть такой рассказ, как безбожники решили поиздеваться над одним ребенком. И устроили спектакль: «Суд над Христом». И роль Христа дали верующему мальчику, а все остальные были его обвинители, ни одного защитника не было. Разыграли спектакль, мальчику этому дали какую-то роль, что-то он должен был сказать очень коротко. А потом ему дали последнее слово. И этот мальчик стал говорить так, что весь зал замер. И говорил он с той силой любви, сострадания, которая была у мучеников, у исповедников: «Вы смеетесь надо мною, а мне вас жалко. Ведь вы собственно несчастные люди. Вы не знаете, что такое молитва. Вы не знаете, что такое благодать Божия». Взрослые кричали: «Пусть замолчит». Дети кричали: «Пусть говорит!». Он немного говорил. По ходу спектакля нужно было суду удалиться для вынесения Приговора. Детишки удалились одни в комнату для совещания. Потом вышли и сказали: «Невиновен».
Все наши новомученики российские, как и мученики первых веков христианства, – это пример высшей чистоты, высшей любви и святости. Любовь это дар Божий. Об этой любви говорится в Евангелии, которое читается мученикам: «Сие заповедую вам: да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15. 17-19). Эти слова и поныне исполняются. И поэтому мы должны прежде всего стремиться стяжать любовь. Тогда все выдержишь. А стяжать любовь мы можем, только если постараемся терпеть немощи друг друга: «Тяготы друг друга носите и тако исполните закон Христов».
Наша задача – в том окружении, в которое мы поставлены Промыслом Божиим, стараться сохранить любовь, потому что это тот фундамент, который дает возможность человеку устоять и в более сложных испытаниях, в страданиях, особенно за веру. Не думайте, что человек, раздражающийся на ближнего, не могущий потерпеть немощи его, будет говорить своему убийце или мучителю: «Да простит тебе Господь!» Человек, не терпящий ближнего, не сможет перенести страданий. Какое-то время он, может быть, сможет продержаться на гордыне, но недолго. Это как дом на песке.
Празднуя день памяти новомучеников и исповедников Российских, прославляя их подвиги, их страдания, их труды, укрепляемые и напутствуемые их добротою и любовью, постараемся хоть в чем-то быть подобными им: в любви к ближнему, в терпении того, что приходиться в жизни терпеть по Промыслу Божиему. Для святых – великие труды, подвиги, страдания и венцы. Для нас, грешных, слабых духом, телом, – некие трудности. Но и они, как говорил прп. Серафим, «если ради Бога без ропота претерпеваются, вменяются человеку как страдания ради Христа». Потому что, как сказал новомученик митр. Вениамин, все наши жизненные спектакли разыгрываются по одному сценарию: за Христа или против Христа. В каждом малом деле (великие дела не для нас) надо стараться поступать так, чтобы можно было с чистой совестью ответить, как митр. Вениамин: «Я за Христа». А для этого необходимо трезвение, постоянное внимание, контроль над своей душой и мыслями.
Великий полководец и христианин А. В. Суворов говорил: «Если победишь себя, то будешь воистину непобедим». Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом и во многом неверен будет. Помолимся новомученикам Российским, чтобы Господь их молитвами укрепил нас быть верными хотя бы в малом, чтобы нам вместе с ними наследовать жизнь вечную.»
Аминь.
Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской
Тропарь, глас 4
Днесь ра́достно лику́ет Це́рковь Ру́сская,/ я́ко ма́ти ча́да, прославля́ющи новому́ченики и испове́дники своя́:/ святи́тели и иере́и,/ ца́рственныя страстоте́рпцы, благове́рныя кня́зи и княги́ни,/ преподо́бныя мужи́ и же́ны и вся правосла́вныя христиа́ны,/ во дни гоне́ния безбо́жнаго/ жизнь свою́ за ве́ру во Христа́ положи́вшия/ и кровьми́ и́стину соблю́дшия./ Тех предста́тельством, Долготерпели́ве Го́споди,// страну́ на́шу в Правосла́вии сохрани́ до сконча́ния ве́ка.
Перевод: Сегодня радостно торжествует Церковь Русская, как матерь прославляя своих чад — новомучеников и исповедников: святителей и иереев, царственных страстотерпцев, благоверных князей и княгинь, преподобных мужей и жен и всех православных христиан, во дни гонений безбожных жизнь свою за веру во Христа отдавших и кровью истину сохранивших. Их защитой, долготерпеливый Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания времен.
Кондак, глас 3
Днесь новому́ченицы Росси́йстии в ри́зах бе́лых предстоя́т А́гнцу Бо́жию/ и со а́нгелы песнь побе́дную воспева́ют Бо́гу:/ благослове́ние, и сла́ва, и прему́дрость,/ и хвала́, и честь, и си́ла, и кре́пость// на́шему Бо́гу во ве́ки веко́в.
Ами́нь.
Перевод: Сегодня новомученики Российские в белых одеждах предстоят Агнцу Божию и с ангелами воспевают победную песнь Богу: «Благословение, и слава, и премудрость, и хвала, и честь, и сила, и крепость нашему Богу во веки веков.
Аминь.