14.10.2024
С праздником Покрова Пресвятой Богородицы!
В чудную область благочестивой древности переносит нас воспоминаемое ныне событие. Видится благолепный Влахернский храм Богородицы во всей красе ночного богослужения, видится торжественный собор священнослужителей во главе со святым патриархом Тарасием, видится многочисленный народ, горячо молящийся об избавлении от врагов, и с ним благочестивый царь Лев Мудрый. Видится и слышится наше возвышенное православное богослужение; идёт продолжительное, буквально всенощное моление, но бодры духом богомольцы, усердна молитва, и эта молитва окрылила дух, открыла очи веры, отверзла и самое небо... К концу уже всенощного бдения, в четвёртом часу утра, преп. Андрей с учеником своим Епифанием видят на воздухе Пресвятую Богородицу с ликами святых ангелов, пророков и апостолов, молящуюся за род христианский пред Сыном Её и Богом.
Перенесемся же отсюда мыслью к нашему настоящему положению. И мы теперь в храме; то же видится и слышится богослужение, но простёрт ли также и сейчас над нами покров Богоматери, в общении ли пребывают с нами лики святых? Веруем твёрдо и исповедуем открыто, что это так. Христос Иисус вчера и днесь, Той же и во веки, говорит апостол, и Церковь Его пребудет вечно, и слово Его - истинно: «идежедва или три собрани во имя Мое, там и Я посреде их». Истина эта особенно близка к сердцу ныне, ныне же особенно ясно проповедуется и святой Церковью: Дева днесь, поётся в богослужении нынешнего дня, т. е. Дева и сегодня предстоит в церкви и с ликами святых за нас невидимо молится Богу. Мы не видим этого телесными очами, но несумнительно веруем. Были и во Влахернском храме многие богомольцы, но не удостоились чудного видения: был здесь царь, за свои познания прозванный мудрым, был патриарх, причтённый Церковью к лику святых, но увидел Богородицу только убогий слуга вельможи, наш единоплеменник славянин Андрей Юродивый. Такого видения достигают только избранные. Но если Дева и сейчас, и всегда предстоит с нами в храме, то какую же святыню, какое же сокровище неоценимое, какое место высокое представляет храм!
Знали это в Ветхом Завете, когда Любовь Божественная еще не так открыта была людям. С каким восторгом, с какой пламенною любовью желал водвориться во храме святой царе-пророк Давид! Окруженный бедствиями, ожидающий каждую минуту, что вот восстанет на него брань, ополчится непримиримый враг, оклеветанный врагами, преследуемый злобными гонителями (Пс. 26, 2, 3, 10, 12), огорченный потерею всего милого сердцу и изменой близких и друзей - о чём молит он Господа, чего желает прежде всего душа его? «Едино просил от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати ми храм святый Его!» В Новом Завете Бог открыл Себя людям, насколько они могут вместить Его; поэтому и храм новозаветный есть новое и действенное открытие Божества. Тем более он должен привлекать к себе верующих. Здесь Бог, Утешитель скорбящих, здесь общение святых, отшедших и не забывающих верующих, странствующующих по земле; здесь веяние неба, здесь дыхание страны вечной. Нужно ли тебе вразумление, тяготят ли сомнения, мир ли наводит на тебя мрак свой: молись здесь пред Светом, просвещающим всякого человека, молитва озарит твою мысль, рассеет образы лукавого мира. Здесь же, в храме Милосердия, для совести твоей даётся елей милости и врачевание веры в таинстве покаяния, здесь же ты, вечно жаждущий общения с Высочайшим, самим делом соединишься с Ним во святом причащении. А ты стоишь здесь с рассеянными мыслями и с блуждающими взорами; а ты входишь сюда, как в обыкновенный дом, вызывая грозное обличение апостола: «Или домов не имате? Или о церкви Божией нерадите?» Неблагодарный! Церковь ведь о тебе молится, о твоих близких живых и умерших, о твоём спасении, о твоём счастье, - а ты, раб ленивый, сам не хочешь внять её голосу! Сама Пречистая Богородица стоит с простертыми руками, молится о нас, а мы все нерадим о молитве, она нам как в принуждение и тягость!
Если же молитва для нас делается горькою, то потому, что у нас испорчен духовный вкус. Нам тяжело поднимать очи к небу потому, что они засыпаны прахом земных забот. Кто умирает с голоду, тот с криком будет требовать пищи, как только увидит человека; утопающий простирает руки и к неодушевленным вещам; равно, кто почувствует глад духовный, у того уста сами собою разверзнутся на молитву; кто увидит себя в бездне греха, того очи и руки невольно поднимутся к небу. «Как возбудить в себе чувство такого глада, — этой опасности своего состояния? Как заставить себя увидеть нужду в Боге?» Обращением строгого внимания на себя и свою жизнь. Поразмышляй хотя несколько часов, о том, какими мы рождаемся на этот свет, зачем мы являемся в этот мир, как мы живем в мире, каковы наши попечения, что ожидает нас там, куда пойдем после. Не может быть, чтобы подобное размышление не окончилось обращением очей к небу, сердечным вздохом пред Всеведущим, в деснице Которого наше бытие и жизнь.
Чем чаще будешь повторять такой благой опыт и думать о своем предназначении к вечности, рассматривать свою жизнь и видеть свои грехи и нечистоту, тем более почувствуешь нужду в помощи и милосердии небесном; молитва будет становиться нужнее и приятнее, а со временем получится и то святое расположение — быть всегда в присутствии Божием, которое апостол называет «непрестанною молитвою».
Церковь со всей заботой окружила нас здесь образами, возбуждающими в душе всё возвышенное и святое, она одела своё богослужение в благолепную ризу песней и молитв, в красоту обрядов и священнодействий, - а мы стоим холодные и невнимательные, священных песней не слушаем, обрядов не выполняем?! «Друже, како вшед еси семо, не имый одеяния брачна?» Вот какой голос можем услышать, и затем: «изгнание вон, ввержение во тьму кромешную». А ведь стоит только вдуматься в то, что мы видим и слышим здесь, Кто с нами здесь находится - и само собою так и потянет нас долу, в поклоне до праха земного, и невольно осенишь себя образом креста!
А ведь некоторые даже в храм входя, не перекрестятся и поклонятся. Если храму вы не оказываете уважения, - что другое на свете вы станете уважать? В храме стояще славы, на небеси стояти мним. Вот как Церковь определяет наши отношения к храму. Будем же, подобно Давиду, стремиться сюда духом, будем входить сюда и стоять здесь как бы пред лицом Всевидящего Бога, в общении Богоматери, святых ангелов и святых человеков. Возвысим же свои сердца горняя! Аминь.
Покров Пресвятой Богородицы – это чисто русский праздник. Из всех Православных Церквей только у нас его так почитают и уже с глубокой древности начали возводить храмы в честь этого события, которое произошло во Влахернской церкви в Константинополе, где хранился мафорий Пресвятой Богородицы, Ее пояс.
Первого октября (по старому стилю, это 14 октября по новому) народ под воскресенье собрался на всенощную, вроде как мы собираемся в церквях на вечерние службы, молиться Богу. Вошел и преподобный Андрей, Христа ради юродивый. И вот посреди ночи он возвел свои очи и увидел Пресвятую Богородицу, Которая стояла на воздухе, и Иоанн Креститель, и Иоанн Богослов были рядом с Нею, и множество святых ангелов, и много других святых. И над всеми молящимися Матерь Божия простирала Свой покров. Завороженный чудным видением, преподобный Андрей сказал своему ученику Епифанию: «Видишь ли ты?» – «Вижу, отче».
Больше никто Божию Матерь не удостоился видеть, потому что Господь такие видения дает только великим угодникам Божиим. Поэтому когда люди, живущие во грехах, говорят, что им являлись ангелы, они заблуждаются: это обычно не ангелы, а бесы в образе ангелов являются. Так что основная часть видений, которые бывают у людей грешных, они порядка другого, бесовского, и называются прелестью, потому что даются от дьявола, чтобы человека прельстить, чтобы он о себе возомнил, что он этого явления достоин. Сподобиться истинного духовного видения и не повредиться может только человек чистой жизни, исполненный глубочайшего смирения, который ни в коем случае не сочтет себя достойным чего-либо значительного.
Об этом видении стало известно людям, весть о нем дошла и до Руси. И хотя в Константинополе в честь этого события не было установлено праздника, но на наш народ оно произвело очень глубокое впечатление, оно умилило сердце русского человека, и Покров вскоре стал у нас великим праздником, как Усекновение главы Иоанна Предтечи и Обрезание Господне. Князья уже с древних времен строили Покровские храмы в память о том, что Пресвятая Богородица над всеми, кто Ей молится, простирает Свой покров. Благоверный князь Андрей Боголюбский на Нерли построил в честь Покрова один из самых известных русских храмов, который своей красотой, изяществом, благородством затмевает многие храмы. Он очень древний, одиннадцатого века, и существует до сих пор.
Предание говорит, что преподобный Андрей, Христа ради юродивый, по происхождению славянин. Неизвестно, русский он был или нет, но, во всяком случае, родом из славян, может быть, и из русских племен, так что он нам особенно близок, и память его празднуется на следующий день после Покрова Пресвятой Богородицы.
Из истории мы знаем, что наш народ часто прогневлял Бога и Господь посылал ему скорби для вразумления. Самое страшное – это было нашествие монголов, татаро-монгольское иго, которое длилось не одну сотню лет. В то время между удельными княжествами постоянно происходили безобразные драки, братоубийственные войны, междоусобицы и постоянно лилась кровь. Все, что стяжала святая Киевская Русь, разорялось, князья друг друга грабили; из храмов забирали и честные мощи, и иконы и везли к себе, а людей убивали. Господь долго терпел и наконец попустил орде кочевников напасть на Русь, и целые века она была в пленении. Забирали в плен лучших людей, самых красивых девиц, отбирали деньги, всячески русских унижали, долго-долго, до тех пор, пока они в разум не пришли, пока не опомнились и стали собираться вокруг Церкви, стали единым государством, объединились вокруг Москвы и смогли прогнать злодеев.
Нашествие Наполеона тоже было не случайно, а попущено Богом за грехи, за то, что многие наши соотечественники отступили от Бога, поверили всяким западным учениям. Люди просвещенные, особенно дворяне, очень увлекались французскими философами, французской революцией, и вот эта французская революция выпустила на нашу страну исчадие ада – Наполеона. Двенадцать народов напали на Россию и много горя принесли, море крови, слезы, пожары; сердце России – Москва – была сожжена. И опять бедствие на некоторое время сплотило, объединило всех. Уже во время войны дворяне вспомнили, что мужики, оказывается, им братья, а не какие-то их рабы; что у них тоже есть и чувства, и сердце; что у них общая земля. Люди вспомнили о Боге и смогли очень быстро прийти к победе.
Но всегда так бывает, что человек добра как-то не понимает, не чувствует. И опять постепенно зло проникло в среду русского народа, от Церкви начали отходить не только дворяне, но это пошло и дальше, ниже, целые слои общества стали от Бога отрекаться. Тогда Господь попустил как генеральную репетицию революцию в 1905 году, чтобы люди немножко поняли, к чему это все может привести: к братоубийственной стрельбе, к убийству людей в городах и весях без всякого нашествия извне. Но народ не опомнился. Чуть ранее Господь попустил войну с Японией – маленьким островным государством, в котором живет совершенно нехристианский народ. И вот этот народ, крошечный по сравнению с могучей Россией, вышел победителем, русские потерпели безобразное поражение, и пришлось заключить позорный мир.
Но основная масса народа опять никак не вразумилась, не послушала своих пастырей. А тогда пастыри были прекрасные, отец Иоанн Кронштадтский был известен всей России. И Господь попустил еще одну войну – мировую, чтобы все объединились вокруг Церкви и этим прекратили бессмысленную бойню. Люди уже стали гибнуть десятками, сотнями тысяч, но так и не покаялись. И тогда разразилась катастрофа, плоды которой мы пожинаем до сих пор. Был уничтожен цвет нации, уничтожено все, что накопила империя за долгие годы.
Теперь-то мы просто вычерпываем недры той земли, которую Бог нам дал, живем за счет того, что Господь вырастил: за счет леса, нефти, газа. А если бы не было их, то, например, во времена перестройки, когда все производства закрывались, у нас нечего было бы даже и есть, и мы просто бы умерли с голоду. Вот к чему тогда пришли. И это все следствие наших грехов во времена советской антирелигиозной власти.
Но и на протяжении всего 20-ого века, да и данного периода жизни нашего государства Господь тоже нас вразумляет.
Какое было попущено нашествие Германии, страшное дело! И опять на некоторое время народ как-то объединился вокруг своей Церкви, стали больше Богу молиться, стали храмы открывать, а потом снова все пошло по-старому. К шестидесятому году началось такое пьянство, которого не видали еще никогда на Руси, а уж к восьмидесятому стали пить в двадцать раз больше, чем в тринадцатом году. И конечно, все пришло в страшное разорение, потому что на этот путь становиться – это значит все пропивать, все спускать. Вот так некоторые люди и сейчас, доматывают то, что еще у них осталось.
Попущенная Богом страшная катастрофа началась с отречения императора, которого окружали трусы, предатели и изменники и склоняли к тому, что для спасения России ему надо отречься от престола. А государь был очень смиренный, кроткий, богобоязненный. Если бы на его месте оказался его отец Александр III, он бы просто их вышвырнул за шкирку, но Николай Александрович был не такой, у него был характер не Петра I, и он склонился на уговоры: раз просят лучшие представители России, как они себя называли, то для спасения России уж пожертвую собой, пожертвую и троном: хотите – пожалуйста. То есть он повел себя так, как подобает христианину; поступил так, как поступали все святые, как поступил преподобный Сергий. Когда возроптали братья на то, что у него строгий устав, Сергий взял и тихо ушел из того монастыря, который сам создал.
И вот в день отречения императора явилась чудотворная икона «Державная», на которой Матерь Божия изображена как императрица, с жезлом и державою – символами царской власти. То есть этим самым Пресвятая Богородица дала понять всем русским людям, которые еще веровали в Бога, что отныне Она Сама есть Заступница наша, и кто будет к Ней взывать, кто будет Ей молиться, кто будет к Ней обращаться за помощью, того Она будет и спасать, и защищать.
И вот сейчас мы все больше и больше видим, что люди стараются к Богу обращаться: многие стали ходить в церковь, крестить детей с самого рождения, венчаться, ходить на богослужения, исповедоваться, причащаться, восполняя то, что они когда-то не делали; многие вразумляются, начинают интересоваться духовной жизнью. И Господь дал нам ослабу. Мы этого совсем не заслужили, мы за это не боролись, никаких писем не писали, не бастовали, даже особенно и не просил никто. Но, тем не менее, мы видим, что происходят чудеса: открылись многие монастыри, церкви, семинарии духовные.
Но мы должны свои молитвы усилить, потому что идет СВО! Когда человеку тяжело, когда он на фронте, или ему оторвало ногу, или он в бою, или в плену… Или в мирной жизни: у кого болит что-то, или умер любимый сын, тогда у него молитва глубокая, сильная, со слезами! Будем же стараться без этих тяжелых обстоятельств усиливать наши молитвы! И Пресвятая Богородица будет слышать нас и защищать, помогать!
Сейчас мы живем в пору доброго отношения к Церкви. Но мы можем с вами, братья и сестры, оказаться недостойными этого дара, вот в чем дело. Потому что когда человеку хорошо, когда ему спокойно, когда его никто не жмет, не обижает, он как-то расслабляется, перестает Богу молиться, и постепенно огонек угасает. А раз угасает, то Господь это долго терпеть не будет.
Вот Россия до резолюции была вся покрыта храмами, а все храмы – покрыты золотом. И было триста пятьдесят тысяч священников, и полмиллиона монахов, и тысяча сто монастырей – мы даже не можем представить такую цифру. Пятьдесят тысяч храмов, пятьдесят семинарий. Это же сколько там было профессоров! А сколько, значит, книг! Сколько библиотек! А в каждом храме сколько икон! А сколько облачений! И ведь все Господь отнял, буквально в течение нескольких лет гражданской войны и послереволюционного периода - это как пшик кончилось, потому что это все было дутое…
Ведь Богу-то не нужны ни золото, ни мрамор, ни обилие свечей, ни богослужения торжественные. Нет, Богу нужно только одно, Он так и говорит: сыне, дай Мне твое сердце. Господь хочет, чтобы сердце человека принадлежало Ему!
Поэтому мы должны в своем сердце никогда от Бога не отрекаться, а быть Ему верными во всем, в каждой малейшей заповеди. И если мы будем вот так проводить свою жизнь христианскую, тогда и внешняя наша жизнь тоже процветет; а если будем только храмы строить, да украшать, да только все внешнее творить, а внутри себя будем вести совсем не христианскую жизнь, то Господь опять, в который раз все отнимет. И это окажется уже раз последний, потому что по пророчеству духовных людей известно, что да, будет и служба в Успенском соборе, и Россия вся воспрянет, и храмы множество будут открываться, и начнут много людей к вере приходить. Вот мы живем как раз в этом рассвете, а потом настанет конец, потому что это будет уже последний всплеск. Это мы совершенно отчетливо видим, понимаем и чувствуем.
И насколько это окажется глубоко, насколько будет широко время этого благодатного периода, который мы не знаем, сколько продлится – может быть, сто лет, может быть, двести, может быть, тысячу, а может быть только еще пять лет, – этого мы совершенно не знаем, это все сокрыто у Бога. И как, может быть, ни странно звучит, но зависит это только от нас с вами и больше ни от кого, потому что Господь сказал про Своих учеников: «Вы – соль земли»!
Поэтому пока мы с вами являемся этой солью, пока мы солены, мы осаливаем весь этот мир и предохраняем его от гниения. А если наше благочестие дутое, если наше христианство пустое, если в церкви-то мы благочестивы, а в душе у нас мрак и грязь, если в домах своих мы не можем даже мир сохранить, не можем семьи свои напитать благочестием, то тогда это возрождение никакого смысла не имеет. Поэтому мы, братья и сестры, должны с вами трудиться духовно еще более усиленно, еще больше стараться молиться, никак не расслабляться. Пусть наша радость по поводу того, что идет сейчас для Церкви мир и благоденствие, не кружит нам голову, а оставляет нас трезвыми, в сознании нашего недостоинства таких милостей Божиих, и подвигает нас на труд духовный для того, чтобы эти благие дни продлить!
Сказано: не стоит село без праведника. Если хотя бы один человек в нем Богу угождает, это село будет стоять ради него. Почему мир еще до сих пор не погиб? Вы думаете, Господу Богу приятно смотреть на всю эту порнографию, на всю эту злость, на все это пьянство? Думаете, приятно Богу смотреть, как люди перед телевизором всякую ерунду слушают, мозг свой сериалами и ток шоу засоряют? Ходят к гадалкам, экстрасенсам и астрологам, которые абсолютно все служители дьявола… Бог для чего кровь проливал, чтобы люди порчу на себя наводили, сами лезли в пасть к дьяволу? Нет. Но Господь терпит. Почему терпит, почему не прихлопнет всю эту бесовщину, весь этот блуд, пьянство, воровство, матерщину, весь духовный развал по всему миру? Только ради тех людей, которые пока еще стремятся к истине. А стремящихся к истине можно встретить только в храме, больше нигде. Потому что истину в книгах не найдешь, ее можно только непосредственно сердцем воспринять через церковные таинства.
Поэтому как мы с вами ни грешны, но мы все являемся избранниками Божиими. Он нас избрал для того, чтобы от нас спасение пошло дальше. Хотя мы и немощные, и многого не понимаем, и грешим постоянно, но тем не менее мы все-таки веруем, мы все-таки каемся, мы все-таки надеемся на прощение!
И надо нам стараться быть потверже, помужественнее в отношении самих себя, быть более верными Богу; стараться изо всех сил показать образ благочестия, чтобы Господь, хотя бы глядя только на нас, радовался. А то ведь, когда Он ходил по земле, Он говорил: Мне негде приклонить главу, – хотя Он и пришел к Своему народу, который ждал Его не одну тысячу лет. А теперь единственный большой православный народ остался только здесь, на Руси, больше нигде нет.
И вот Господь на одного смотрит, хочет у него в сердце главу приклонить – а он водку пьет; другой к чужой жене пошел, третий кого-то сейчас грабит, а ведь тоже крещеный, мать когда-то его крестила, бабушка, может, в церковь водила. Тогда Господь опускает взгляд на храм Божий. Много храмов на Руси за последние года открылось – несколько тысяч. И смотрит Господь: а что в храмах? А в храмах тоже часто не хватает у людей любви…
Иногда приедешь в какую-нибудь деревню: в храм-то ходят человек пятнадцать, но и там мира нет. Даже диву даешься: бывает, люди на одном клиросе поют, служат одному Богу, и все равно и зависть, и обиды, и нет смирения, и постоянные друг против друга козни. Господь сказал: когда приду на землю второй раз, найду ли веру на земле? И мы должны эту веру в сердце иметь, чтобы Он нас нашел, чтобы Он нас собрал, чтобы Он нас спас! Вот к этому мы все призваны!
За молитвы Пресвятой Богородицы о нас, грешных, сейчас для Церкви мир. Но это мир только от внешних обстоятельств. Это не значит, что дьявол уснул, вышел на пенсию или уехал к себе на дачу отдыхать. Нет, все остается по-прежнему, борьба идет, только она меняет свои формы. Дьявол старается человека прикупить, обмануть, соблазнить. Сколько обманутых православных у телевизоров смотрят этих врагов рода человеческого, эти разлагающие сознание передачи!
Все упирается в то, кому человек верует и чему. Как Господь сказал: «Кто от истины, тот слушает слова Божии». А если человек соблазняется на то, что предлагает ему сатана, то он уже не от истины и, если даже и в церковь ходит, он все равно пропащий, потому что вот антихрист пришел, а он к нему в лапы, прямо сам, добровольно. Ему же никто к затылку ружье не ставит, как раньше, лет девяносто назад: приставят к затылку дуло и спрашивают: «Ну, как, голубчик, есть Бог?» – «Есть». Пух, и все, очень просто. А здесь никто не заставляет, сам человек идет, как кролик в пасть удава. Сам, сам смотрит блудные фильмы, сам читает всякую желтую прессу, сам детям разрешает смотреть вредоносные ролики в интернете. Почему? Потому что это зараза... Если б был человек от истины, он бы это все отверг с гневом, а слушал бы только слово Божие. А ему слово Божие говоришь – он начинает сомневаться, не верит, оно не ложится ему на душу, потому что отец-то его уже не Бог… Он внутренне уже давно от Бога отрекся, поэтому и слово Божие в него не проникает.
Но в нас-то слово Божие проникло. Это же тоже чудо из чудес! Разве нас так воспитывали? Некоторые говорят: меня воспитали так, что я в Бога не верил. Но с нами вот это чудо произошло, Господь нам даровал веру. И надо ее возгревать, надо заповеди Божии исполнять, надо себя на молитву понуждать, надо в храм все время ходить, стремиться к святому причастию, стараться все время изучать слово Божие, исправлять всю свою жизнь для того, чтобы Господь в нашем сердце поселился, чтобы мы вот это избранничество свое не потеряли!
А глядя на нас, может быть, и еще кто-то захочет такой жизни: и деточки наши, и внуки, и соседи; может быть, не все, но кое-кто. Ведь Бог есть огонь. Если этот огонь разгорится в нашем с вами сердце, он пойдет и дальше. Но если он в нашем сердце потухнет, тогда и мир весь потухнет, он уже не сможет существовать. Понимаете, поэтому это зависит от нас с вами, от всех православных христиан, которых на самом деле очень мало. Крещеные-то все, еще немного времени пройдет – и венчаться будут все. Но это еще ничего не значит, потому что для Бога важно, принадлежит ли наше сердце Ему!
Поэтому надо нам стараться этому учиться. Учиться тому, чтобы самих себя, и друг друга, и всю нашу жизнь отдать Христу Богу! И тогда покров Пресвятой Богородицы всегда будет над нами!
А с Матерью Божией ничего не страшно: ни голод, ни тягота, ни болезни, ни войны и никакие страдания!
Аминь.
"Избранней Предвечным Царем, превышшей всякаго создания Небесе и земли Царице, пришедшей иногда во Влахернскую церковь на молитву, достойное поклонение с благодарением приносяще, яко во тьме сущии, под Твой светящийся омофор с верою и умилением прибегаем. Ты же, яко имущи державу непобедимую, от всяких нас бед свобождай, да зовем Ти:
Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором!"
Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы, глас 4
Днесь благове́рнии лю́дие све́тло пра́зднуем/ осеня́еми Твои́м, Богома́ти, прише́ствием,/ и к Твоему́ взира́юще Пречи́стому о́бразу, уми́льно глаго́лем:/ покры́й нас честны́м Твои́м Покро́вом,/ и изба́ви нас от вся́каго зла,/ моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,// спасти́ ду́ши на́ша.
Перевод: В сей день мы, правоверные люди, торжественно празднуем, осеняемые Твоим, Богоматерь, пришествием; и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим Покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наши».
Кондак Покрова Пресвятой Богородицы, глас 3
Де́ва днесь предстои́т в це́ркви,/ и с ли́ки святы́х неви́димо за ны мо́лится Бо́гу,/ А́нгели со архиере́и покланя́ются,/ апо́столи же со проро́ки ликовству́ют:// нас бо ра́ди мо́лит Богоро́дица Преве́чнаго Бо́га.
Перевод: Сегодня Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо за нас молится Богу. Ангелы со архиереями поклоняются, Апостолы же со пророками ликуют: ибо за нас молит Богородица Предвечного Бога.
Молитва Пресвятой Богородице в праздник Покрова
О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода вы́шних сил, Небесе́ и земли́ Цари́це, гра́да и страны́ на́шея Всемо́щная Засту́пнице! Приими́ хвале́бно благода́рственное пе́ние сие́ от нас, недосто́йных раб Твои́х, и вознеси́ моли́твы на́ша ко Престо́лу Бо́га Сы́на Твоего́, да ми́лостив бу́дет непра́вдам на́шим, и проба́вит благода́ть Свою́ чту́щим всечестно́е и́мя Твое́ и с ве́рою и любо́вию покланя́ющимся чудотво́рному о́бразу Твоему́. Не́смы бо досто́йни от Него́ поми́ловани бы́ти, а́ще не Ты уми́лостивиши Его́ о нас, Влады́чице, я́ко вся Тебе́ от Него́ возмо́жна суть. Сего́ ра́ди к Тебе́ прибега́ем, я́ко к несомне́нней и ско́рой Засту́пнице на́шей: услы́ши нас, моля́щихся Тебе́, осени́ нас вседержа́вным покро́вом Твои́м, и испроси́ у Бо́га Сы́на Твоего́: па́стырем на́шим ре́вность и бде́ние о душа́х, градоправи́телем му́дрость и си́лу, судия́м пра́вду и нелицеприя́тие, наста́вником ра́зум и смиренному́дрие, супру́гом любо́вь и согла́сие, ча́дом послуша́ние, оби́димым терпе́ние, оби́дящим страх Бо́жий, скорбя́щим благоду́шие, ра́дующимся воздержа́ние, всем же нам дух ра́зума и благоче́стия, дух милосе́рдия и кро́тости, дух чистоты́ и пра́вды. Ей, Госпоже́ Пресвята́я, умилосе́рдися на немощны́я лю́ди Твоя́; разсе́янныя собери́, заблу́ждшия на путь пра́вый наста́ви, ста́рость поддержи́, ю́ныя уцелому́дри, младе́нцы воспита́й, и при́зри на всех нас призре́нием ми́лостиваго Твоего́ заступле́ния, воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя и просвети́ серде́чныя о́чи на́ша ко зре́нию спасе́ния, ми́лостива нам бу́ди зде и та́мо, в стране́ земна́го прише́льствия и на стра́шнем суде́ Сы́на Твоего́; преста́вльшияся же в ве́ре и покая́нии от жития́ сего́ отцы́ и бра́тию на́шу в ве́чней жи́зни со А́нгелы и со все́ми святы́ми жи́ти сотвори́. Ты бо еси́, Госпоже́, Сла́ва Небе́сных и Упова́ние земны́х, Ты по Бо́зе на́ша Наде́жда и Засту́пница всех, притека́ющих к Тебе́ с ве́рою. К Тебе́ у́бо мо́лимся, и Тебе́, я́ко Всемогу́щей Помо́щнице, са́ми себе́ и друг дру́га и весь живо́т наш предае́м, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание Покрова Пресвятой Богородицы
Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим Покро́в Твой святы́й:/ Тя бо ви́де святы́й Андре́й на возду́се,// за ны Христу́ моля́щуюся.