С Праздником Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Вас!

21.09.2024

С Праздником Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Вас!

Событие Рождества Пресвятой Богородицы является фундаментом, на котором выстроено спасение человечества.

Вспомним, что первые люди в раю за нарушение единственной заповеди, навлекли на себя проклятие, которое распространилось затем на все человечество. Это проклятие есть самое великое бедствие, какое может быть в человеческой жизни. Вся сила и тягость его для нас заключается в духовном разрыве между Богом и людьми. Поэтому Божественное проклятие и выразилось в изгнании наших прародителей из рая, в лишении их благодати Святого Духа, как внутреннего источника святости и блаженства, и в тех скорбях и бедствиях, вплоть до смерти, которые стали уделом всех людей. Это проклятие переходило и в загробный мир. И там разъединение между Богом и людьми оставалось во всей своей силе. Даже души праведников сходили в ад и были лишены Божественного света и лицезрения Бога, так как двери рая были для них закрыты.

Но не навеки Господь подверг такому наказанию человеческий род. Ему благоугодно было по Своей милости, снять с нас проклятие и вернуть нам райское блаженство. Возможность дарования этих благ всему миру настала с момента Рождества Богородицы. А осуществилась эта возможность, когда воссиявшее от Пречистой Девы Марии Солнце правды, Христос Бог наш, Своими крестными страданиями и смертию разрушил проклятие, наложенное на людей. Вместо проклятия им было даровано благословение Божие и была возвращена внутренняя благодать Святого Духа, как Божественная сила к исполнению спасительных заповедей. А от исполнения последних люди опять стали испытывать райское блаженство, или Божественную радость (Ин. 15:10–12). И так как смерть была уничтожена в пречистом теле Христа Его крестною смертию, то она перестала быть для нас страшной. Напротив, для истинных последователей Господа смерть стала вожделенной, так как она соединяет их со Христом для вечной блаженной жизни.

Все это божественное домостроительство св. Церковь и заключила в следующих словах настоящего праздничного тропаря: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней, из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный».

Как видим, здесь избавление от клятвы поставлено на первое место в числе других спасительных благ, дарованных нам Христом. И это понятно, так как прежде чем даровать эти блага людям и через них соединить нас с Богом, надо было устранить проклятие, которое препятствовало этому единению. Как только клятва была разрушена, так стала изливаться на людей вся Божественная любовь в ее разнообразных и дивных проявлениях.

Но вот на что мы должны с вами, обратить здесь особенное внимание. То Божественное проклятие, от которого избавил нас Господь Своею крестною смертию, может опять вернуться к нам. Еп. Феофран Затворник, объясняя слова Ап. Павла: «Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва» (Гал. 3:13), говорит, что клятва всегда следует за нами по пятам, и мы вновь можем оказаться под проклятием, если будем нарушать спасительные заповеди.

Этого мало. Мы можем подпасть более тяжкому проклятию, чем то, какое наложено было Богом на первых людей. Оно произошло в силу нарушения ими Божественной заповеди. А мы, отвергая заповеди своими тяжкими грехами, тем самым попираем Кровь нашего Спасителя и, по словам Ап. Павла, второй раз распинаем Христа. Таким образом, мы подпадаем сугубому проклятию: и за нарушение Божественных заповедей и за попрание Крови Христа Спасителя. Поэтому, если мы не будем соблюдать заповеди, то после смерти нашим уделом будут самые тяжкие адские мучения.

Какой же следует из всего этого спасительный для нас вывод? Если через нарушение заповедей мы вновь подпадаем проклятию, и притом такому ужасному, то ясно, как свято и неуклонно мы должны их исполнять.

Не будем оправдывать нарушение нами заповедей немощами человеческого естества. Мы имеем в себе с момента крещения внутреннюю возрождающую благодать Святого Духа, эту несокрушимую и всемогущую силу. Поэтому каждый из нас вместе с Ап. Павлом может сказать: «Вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе» (Флп. 4:13). Не будем в свое оправдание указывать на внешние тягостные условия жизни, именно, на великие скорби, которые, как никогда, мы переживаем с вами ныне. Да, эти скорби слишком тягостны, так как они являются признаком страшного времени, близкого ко второму пришествию Господа. Еще иеросхимонаху о. Амвросию, великому старцу Оптиной пустыни, было открыто Богом, что мы переживаем страшное, последнее, седьмое лето.

Но если бы даже Господь продлил нашу жизнь до появления антихриста и до второго Своего пришествия, то и скорби того времени, как бы они ни были велики, не должны помешать нам неуклонно соблюдать Божественные заповеди. Напротив, эти скорби должны укрепить наш дух еще бóльшею бодростью и силою в служении Христу. Имея в виду великие мировые бедствия пред самым вторым Своим пришествием, Господь говорил ученикам: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21:28). Что тяжкие скорби должны быть источником утешения для истинных последователей Христа, об этом свидетельствуют слова Ап. Павла: «По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2Кор. 1:5). Ясно, что скорби, и даже самые великие, не могут нам помешать исполнять заповеди Божии, не могут препятствовать нам любить Христа. Вот почему тот же великий Апостол сказал: «Кто ны разлучит от любве Божия: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или мечь?.. ни смерть, ни живот... ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем» (Рим. 8:35:38–39).

Поэтому будем, безоговорочно и неуклонно соблюдать Божественные заповеди. Нам всегда окажет в сем святом деле помощь Свою Господь Спаситель, так как Ему угодно было дать нам отрадное обетование в словах: «Се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20). С нами всегда наша первая Предстательница и Помощница, Пречистая Дева Мария, Которая и родилась для дарования всему миру нескончаемой вечной радости. Она всю силу Своего молитвенного дерзновения направляет к превращению наших печалей в радость, и в очах Ея никогда не потеряют своей ценности ни один скорбный сердечный вздох наш, ни одна наша слеза.

С этим сознанием и с этою надеждою будем всегда прибегать к всемогущему и материнскому предстательству Пречистой Девы Марии в таких словах церковного песнопения: «Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко благая, на помощь нас верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя». Аминь.

Совсем недавно, 14 сентября, было начало нового церковного года, а сегодня Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы — первый двунадесятый праздник наступившего нового года. В таком положении дел нет ничего удивительного: непосредственная история нашего спасения началась с Рождества Божией Матери, и для христиан вполне естественно в самом устроении годичных богослужебных кругов видеть возможность для христианского назидания, естественно и видеть в нём один из образов присутствия Господа Иисуса Христа в нашем мире.  

Поэтому 21 сентября каждого года во время церковного Богослужения мы становимся участниками события, которое не только изменило ход человеческой истории, но которое имеет отношение к каждому конкретному человеку. Событие это — рождение Девы Марии, Богородицы. В этот день торжественные службы, посвященные Рождеству Богородицы, проходят во всех православных храмах. 

 Согласно преданию, родителями Девы Марии были благочестивые супруги Иоаким и Анна из царского рода Давида. Мария родилась у них, когда им обоим уже было далеко за шестьдесят. До этого всю жизнь они надеялись на появление ребёнка и неустанно молились об этом. 

 Во времена, когда жили Иоаким и Анна, ради рождения ребёнка закон разрешал бездетным парам даже развод. Однако супруги на это не пошли, хоть и прекрасно понимали, что на чашу весов поставлена их репутация в глазах окружающих. Супруги продолжали усердно молиться Богу, уповая на чудо. И однажды им явился Ангел и возвестил о рождении Дочери - Марии. 

 Сюжет чудесного рождения Девы Марии нашёл отражение и в художественной литературе. Вдохновенные строки посвятил этому событию поэт и философ Райнер Мария Рильке в своём стихотворении «Рождение Марии»: 

 О, какое нужно было самообладаньеангелам, чтобы до времени униматьпеснопенье, как сдерживают рыданье,зная: в эту ночь для Младенца родится Мать.Ангелы летали, ангелы таили, где помещалосьИоахимово жилище; издалекаАнгелы чувствовали: там в пространстве сгущалосьнечто чистое, хоть нельзя приземляться пока.Суета была неуместна под этим кровом;изумлённая соседка шла через двор,а старик в темноте мычать не давал коровам,потому что такого не было до сих пор. 

 Преподобный Иоанн Дамаскин в одной из своих проповедей на Рождество Пресвятой Богородицы говорит о том, что путь к главнейшему из чудес — воплощению Самого Бога — обязательно должен был начаться с чуда. Чудо Рождения Пресвятой Богородицы у бездетных, к тому же очень пожилых супругов, говорит ещё и том, что бездетность, как и любое другое несчастье, постигающее человека — вовсе не означает, что Бог проклинает его за какие-то страшные грехи. Достаточно вспомнить ещё один сюжет Нового Завета — исцеление Христом слепого с рождения человека. На вопрос учеников о том, за чьи грехи он страдает, свои собственные или его родителей, Христос ответил: ни за свои, ни за родителей, но лишь для того, чтобы в нём проявилась Слава Божья. Именно это и случилось, когда Христос исцелил его. Подобно этому, пример святых супругов Иоакима и Анны красноречиво свидетельствует о том, как порой нечто, кажущееся нам горем, лишением и катастрофой, на самом деле приобретает совершенно иной смысл. 

 Узнать подробности событий, связанных с сегодняшним праздником Рождества Пресвятой Богородицы, нам позволяют дошедшие до наших дней письменные источники, датируемые в основном вторым веком. В частности, об этом рассказывает «История Иакова о рождении Марии». Однако о том, что в событиях, связанных с приходом Мессии, будет участвовать женщина и мать, упоминается уже в самых ранних пророчествах Ветхого Завета. К примеру, в Книге Бытия говорится о том, что «семя жены сотрёт главу змия». То есть, Тот, Кто победит грех, родится именно от земной женщины. В книге пророка Исаии сказано об этом ещё более прямо: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына...». Рождество Пресвятой Богородицы является началом исполнения древнейших пророчеств о приходе Мессии. 

 О смысле праздника размышляли самые авторитетные церковные мыслители, святые отцы Церкви. По их мнению, чудесное рождение Девы Марии у супругов, бывших до этого бесплодными, тоже имеет важное символическое значение. К примеру, преподобный Иоанн Дамаскин писал о том, что женская природа Анны, которой предстояло произвести на свет Богоматерь, просто не дерзнула проявить себя до положенного времени. 

 Преподобный Андрей Критский в «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» подчеркивает непостижимое соединение в этом событии Божественного и человеческого: «Вот праздник Рождества Девы, и с ним обновление человеческого рода. Дева рождается и готовится быть Матерью Царя всех — Бога. Дева становится посредницею между величием Божества и ничтожеством плоти». Наш современник, митрополит Сурожский Антоний, назвал события Рождества Богородицы и саму Деву Марию «Мостом между Небом и землёй и Дверью, раскрывающейся в Небо». 

 Можно с уверенностью говорить и о том, что Рождество Пресвятой Богородицы и последовавшее за ним почитание Божией Матери резко изменили сложившееся до этого события отношение к женщине в обществе. 

 Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии — один из самых древних Богородичных праздников. Точное время его появления определить весьма сложно. Первые сведения о празднике мы встречаем у Константинопольского Патриарха Прокла, жившего в V веке. Примерно в это же время упоминает о празднике и святитель Иоанн Златоуст. А Палестинское предание гласит, что святая Елена ещё в IV столетии построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. 

 Согласно историческим свидетельствам, праздник Рождества Пресвятой Богородицы возник изначально в греческой Церкви, а уже потом появился на Западе, в Риме. Запись о Рождестве Богородицы, датированная 492 годом, была обнаружена в требнике папы Римского Геласия. 

 Существует любопытное предположение о том, что дату праздника Рождества Пресвятой Богородицы христиане Греции установили в противовес Олимпийским играм, которые проходили именно в это время, и, как известно, посвящались языческим богам. 

 А вот в католической традиции, несмотря на почти столь же раннее упоминание, праздник не имел ни общего распространения, ни торжественной службы вплоть до 13 века, когда, по преданию, один благочестивый человек несколько лет подряд в ночь под одно и то же число слышал с неба пение ангелов. Ему было видение о том, что ангелы радуются, потому что в эту ночь произошло Рождение Девы Марии. После этого папа Римский отдал приказ, чтобы и на земле Рождение Святой Девы торжественно праздновалось именно в этот день. 

 На праздник Рождества Пресвятой Богородицы, как и во время других торжеств, посвящённых Деве Марии, священники облачаются в одежды голубого цвета. Этот цвет символизируют небесную чистоту и непорочность Божией Матери. Православная и католическая церковь по-разному понимают природу этой чистоты. В середине 19 века папа Пий Девятый безо всяких оснований, которые могли бы быть подкреплены Священным Писанием или преданием Церкви, провозгласил догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Под догматом в Церкви понимается положение вероучения, объявляемое непреложной истиной, не подлежащей сомнению. Суть догмата папы Пия Девятого заключалась в том, что Богородица с самого момента её зачатия Иоакимом и Анной уже была вне власти первородного греха, иными словами, имела уже другую природу, отличную от обычной, человеческой. 

 Догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии повлиял на богослужебную жизнь католической церкви. 8 декабря отмечается праздник Непорочного зачатия — один из главных праздников в католическом церковном календаре. 

 Утверждая, что Дева Мария, подобно Христу, была зачата непорочно, католики по сути отвергают тесную и таинственную взаимосвязь человека и Бога. Православная же церковь признаёт, что Богородица при своём рождении и после него имела человеческую природу. Она Сама, как и все люди, нуждалась в искупительной жертве Иисуса Христа. 

 О влиянии Рождества Богородицы на все последующие, и даже предшествующие ему события мировой истории, говорит другое важное богослужебное песнопение — кондак празднику. Вот как он переводится на современный русский язык: «Пречистая, святым Твоим Рождением Иоаким и Анна освободились от бездетства, а Адам и Ева от смертного тления. Его празднуют и Твои люди, избавленные от осуждения за грехи, восклицая Тебе: бесплодная рождает Богородицу и Питательницу жизни нашей». 

В день празднования Рождества Пресвятой Богородицы в православных храмах во время литургии звучит хорошо знакомый любому воцерковлённому человеку отрывок из 10-й и 11-й глав Евангелия от Луки: 

Глава 10. 

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 

39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. 

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. 

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 

42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.  

Глава 11. 

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! 

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.   

У нас крайне мало достоверных исторический сведений о Божией Матери. Всё, что мы знаем о Её Рождестве, — мы знаем из не вошедших в Новый Завет книг. Да, мы доверяем церковному осмыслению этого события, но при этом у нас нет возможности выйти за установленные канонами и традицией рамки: скажем, мы не можем во время литургии в храмах прочитать тот отрывок из апокрифического Протоевангелия Иакова, который повествует о празднуем ныне событии Священной Истории. Безусловно, что любой верующий человек видит в таком положении дел не какую-то нелепую случайность, требующую немедленного и радикального исправления, а волю Божию и Самой Пречистой Девы. Когда мы практически во все посвящённые Божией Матери праздники слышим в храмах во время литургии одно и то же евангельское чтение, которое ни слова не говорит о Самой Богородице, то мы не можем не поражаться величию смирения Пречистой Заступницы рода человеческого.     

Церковь верует, что Божия Матерь сознательно уклонялась от какой бы то ни было славы и известности, Она всегда была в тени других людей — Своего Сына и Его учеников, Она сумела сделать так, что абсолютное большинство информации о Ней носит косвенный характер, и у критически настроенных людей эти сведения вызывают сомнения. Однако в таком положении дел нет ничего нового и удивительного: ведь и Христово Воскресение точно так же вызывает сомнение и недоверие. Поверить и сердцем принять церковное учение и о Воскресении Христовом, и о Божией Матери может лишь тот, кто хотя бы попытается в смирении уподобиться Господу и Пречистой Богородице, именно об этом нам сегодня говорит отрывок из Евангелия от Луки: блаженны те, кто слышит Христово слово и исполняет Его.     

Вообще, всё Священное Писание говорит нам, что в конечном итоге Бог благосклонен к смиренным и кротким, к тем, кто не думает о себе, но думает об исполнении заповедей. Писание обильно наполнено примерами жизни таких людей, много подобных примеров мы находим и в житиях святых. Но есть и тот пример, который выше всех прочих: пример Пречистой Девы.     

Дай Бог, чтобы он нас вдохновил, и чтобы наступивший церковный год стал для нас годом радости, подобной той, которую испытали святые праведные Иоаким и Анна тогда, когда на свет появилась их долгожданное Чадо — Пресвятая и Пречистая Дева Богородица Мария!        

Аминь!  

Тропарь Рождества Пресвятой Богородицы, глас 4

Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во,/ ра́дость возвести́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,// и, упраздни́в сме́рть, дарова́ нам живо́т ве́чный.

Перевод: Рождество Твое, Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш; и, отменив проклятие, Он дал благословение и, упразднив смерть, даровал нам жизнь вечную. 

Кондак Рождества Пресвятой Богородицы, глас 4

Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства,/ и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая,/ во святе́м рождестве́ Твое́м./ То пра́зднуют и лю́дие Твои́,/ вины́ прегреше́ний изба́вльшеся,/ внегда́ зва́ти Ти:// непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и пита́тельницу Жи́зни на́шея.

Перевод: Иоаким и Анна от поношения за бездетность и Адам и Ева от тления смертного освободились святым Твоим рождеством, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, от осуждения за грехи избавленные, восклицая Тебе: «Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашей!» 

Молитва в день Рождества Пресвятой Богородицы

О, Пресвята́я и Богоизбра́нная Де́во, Влады́чице на́ша Богоро́дице, Небеси́ и земли́ Цари́це, на ра́дость и утеше́ние всему́ от безпло́дных и безча́дных роди́телей Бо́гом дарова́нная! Роди́вшися Бо́жиим промышле́нием, Ты разреши́ла еси́ непло́дствие ро́ждшия Тя, и ны́не непло́дное се́рдце мое́ плодоно́стно сотвори́ предста́тельством Твои́м у Престо́ла Вседержи́телева, непло́дствовати же соде́лай мя злы́ми де́лы, гнелы́ми словесы́ и нечи́стыми помышле́ньми. О, Всеблаже́нная, да явлю́ся ча́до Бо́жие, доброде́телей благопло́дие при́сно принося́щее. Ты утоли́ла еси́ Пречи́стым Рождество́м Твои́м плач прама́тери на́шея Е́вы, и пра́ведныя роди́тели Твоя́ изба́вила еси́ поноше́ния безча́дства, и ны́не утоли́ плач и воздыха́ния многоболе́зненныя и грехолюбо́вныя души́ моея́ и изба́ви всех нас поноше́ния злосмра́дных дел на́ших, страсте́й безче́стия и от вся́кого порабоще́ния вра́жескаго. Наипа́че же да́руй нам, Пресвята́я Богоро́дице Де́во, во всесве́тлый день Рождества́ Твоего́ чи́стым се́рдцем разуме́ти и па́мятовати, с коли́кою ра́достию и благодаре́нием непло́дная утро́ба святы́я пра́ведныя А́нны ноша́ше Тя, да и мы не то́чию словесы́, но наипа́че де́лы свои́ми вы́ну бу́дем со умиле́нием серде́чнем прославля́ти Тя, вопию́ще: Сла́ва прише́ствию Твоему́, Чи́стая. Сла́ва Рождеству́ Твоему́. Сла́ва де́вству Твоему́, Ма́ти Безневе́стная. Ку́пно же с Тобо́ю сподо́би нас непреста́нно сла́вити и велича́ти Всесвяты́й Плод Твой, Сло́во воплоще́нно, во чре́ве Твое́м неопа́льно носи́мо, Ему́же сла́ва подоба́ет, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. 

Ами́нь.