12.01.2025
С неделей по Рождестве Христовом!
В этот воскресный день Церковь через Евангелие воспоминает страшное событие: убиение 14000 Вифлеемских младенцев. Два события, совершившиеся почти одновременно, но совершенно противоположные: Рождество Христа-Богомладенца и неповинная смерть вифлеемских младенцев! Одно - в высшей степени радостное, другое - поразительно прискорбное. Одно показывает всю беспредельную любовь и благость великого Бога, другое - всю злобу и жестокость человека.
Трудно было бы поверить, что Ирод, царь иудейский, совершил такое страшное злодеяние, если бы оно не подтверждалось не только евангельской, но и языческой историей. Как он мог решиться на такой поступок? Волхвы, или мудрецы Востока, руководимые чудной звездой, приходят в Иерусалим и спрашивают: «Где есть рождейся Царь Иудейский, видехом бо звезду Его на востоце?» Вопрос смущает Ирода и весь Иерусалим, ожидавший пришествия Мессии. Первосвященники и книжники иудейские, к которым обратился Ирод с вопросом о месте рождения Христа, отвечали, что по предсказанию одного из пророков Христос должен родиться в Вифлееме. Если бы Ирод мог рассуждать сколько-нибудь здраво, он понял бы, что тут совершается нечто сверхъестественное. Эта звезда, указывающая на родившегося Младенца, это древнее пророчество о месте рождения Его ясно свидетельствовали, что таким образом действует Сам Бог. А что можно сделать против Всемогущего Бога? Но Ирод не рассуждает, он слепотствует: он решается на борьбу с Богом, решается погубить Богомладенца. Из-за чего же все это? Из одного опасения, что родившийся Христос может лишить его, Ирода, царского престола в Иудеи. Но даже если так предположить, но ведь Христос еще Младенец, и много пройдет времени, пока Он возрастет, а Ирод уже стар и может умереть гораздо раньше, как и случилось в действительности. Но Ирод не рассуждает, а слепотствует: он решается погубить Богомладенца. Как же он замышляет исполнить свое намерение? Сначала он собирается совершить это обманом, тайно: он просит волхвов на обратном пути из Вифлеема прийти к нему в Иерусалим и рассказать, где они найдут Христа, обещаясь сходить как будто бы на поклонение Новорожденному царю иудейскому. Но когда волхвы, вразумленные свыше, не вернулись в Иерусалим, тогда Ирод без колебания действует открыто. Он повелевает умертвить всех младенцев, возрастом до двух лет, в Вифлееме и его окрестностях, надеясь таким образом умертвить Христа-Младенца. Страшное преступление совершено, четырнадцать тысяч невинных жертв пало, а цель Ирода не достигнута. Богомладенец спасен чудесным бегством в Египет.
Но почему бежит Жизнодавец от смертного человека? Неужели вопрос этот нельзя было решить быстрее и проще? Разве не мог Бог, Владыка жизни и смерти, повелеть ангелу взять душу царя Ирода, вместо того чтобы повелевать Иосифу бежать от Ирода даже в Египет? Мог всемогущий Бог сделать и это; но чего бы Он этим достиг? Вероятно, больше удовлетворил бы наш поверхностный человеческий разум, но урезал бы премудрый план нашего спасения. Как бы открылась в Евангелии ужасная искаженность человеческой природы неисчислимым множеством грехов, как бы обнаружилась необходимость человеческого спасения чрез непосредственное действие Божие, если бы Бог в ту ночь помешал злому умыслу Ирода, умертвив последнего? Как стала бы очевидна и для самых слепых из слепцов духовных яма греховная, в которую упало человечество, удалившись от Бога истинного как Вождя, если бы Самому Богу не пришлось бежать от людей?
Итак, как только первые прибывшие издалека поклонники, волхвы с Востока, отошли из Вифлеема, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Ангелы Божии непрестанно бдят и несут службу возле Божественного Младенца, да не случится с Ним никакого зла. Они, служившие Ему от сотворения мира в бессмертном Царстве, служат Ему и ныне в царстве смертном. Вот, и ангелы сходят к людям и живут близ людей, но они невидимы и в нашем смысле бесплотны. ("Более, нежели людей, стыдись ангелов, коих вокруг нас много, и удаляйся от всякого постыдного дела". Прп. Нил Синайский. Мысли. См. Добротолюбие.) И когда они являются людям как телесные, их явление продолжается краткое время и их явленное небесное тело - не как наше земное тело, которое можно ранить или убить. Между тем, Христос родился в настоящем земном теле, которое можно ранить и убить. Потому и бежит Он от меча, чтобы мы познали, что Он был истинный Человек, а не призрак, как думали некоторые еретики. Отсюда - бесчисленные явления ангелов, отсюда - их усердное бдение и неусыпная стража над Ним как над слабым Младенцем.
Хощет бо Ирод искати Отрочате, да погубит Е. Ангел говорит в будущем времени. Это значит, что Ирод еще ничего реально не предпринял против живаго Младенца. Но Ирод постоянно носит в сердце страх от Младенца и в мыслях - намерение убить Его. Никто на земле еще не знает о намерении Ирода. Но для Бога помыслы человеческие естьоткрытая книга, которую Он читает легко и ясно. Лишь единый Бог знает, что замышляет Ирод против Иисуса. Он единый может и открыть тайну, заключенную в злодейском уме Ирода. Он и открывает ее чрез Своего ангела Иосифу, и Иосиф послушно берет Младенца и Матерь Его и идет в Египет.
Да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего (Ос.11:1). "Посылается Он в Египет и потому, что Вавилон и Египет более всего в целом мире горели пламенем бесчестия. Потому из первого Он посылает волхвов, а во второй идет Сам, желая и первый, и второй направить на путь истины. Этим Он учит также и нас, что верные должны с самого начала ожидать страданий". Зигабен. Феофилакт.)
Итак, видите, как ослепляют человека страсти и делают его безрассудным, а иногда и бесчеловечным. Научимся же побеждать свои страсти, по словам святого апостола Павла, распинать свою плоть со страстьми и похотьми. Не дадим им усиливаться в нас так, чтобы они возобладали над нами и увлекли нас по своему слепому произволу. Будем заботиться, чтобы даже в минуты тяжких искушений сохранить рассудок, освещающий нам ту пропасть, в которую мы можем устремиться: от многих падений и грехов мы удержались бы, если бы после искушений умели возвышаться мыслью, могли опомниться и осмотреться.
Много лет прошло с того несчастного времени, когда земля Израилева огласилась воплем и оросилась слезами несчастных матерей, однако нужно признаться, что и теперь есть ироды с их преступными замыслами и злодеяниями, и вопли Рахили не умолкают, слезы ее не высыхают. Рахиль - это Церковь Божия, а ироды - враги ее. Господь основал на земле Свою Церковь для спасения людей, для чего даровал Церкви все спасительные средства, как-то: Свое учение, благодатные таинства и совершителей их - духовных пастырей. В течение всей истории Церкви и поныне проявляются и умножаются ироды и враждуют против спасительного для людей дела Божия. Это различные раскольники, сектанты и все те, кто не признает ни Бога, ни бессмертия души, ни вечной жизни. Они самим делом отвергают все заповеди Божий, постановления Вселенских соборов и все учения Святой Православной Церкви - учения Духа Святого и своими соблазнами губят слабых последователей Господа Иисуса Христа. Не являются ли новыми младенцами Рахили те, которые пали и падают от рук новоявленных иродов - матерей-детоубийц, падают через аборты или, что еще хуже, сами становятся иродами?.. И плачет, горько плачет новая Рахиль, Святая Церковь Православная, о страшной погибели ее чад и не может утешиться, ибо многие погибают временно и вечно.
Но какие бы усилия не употребляли новые ироды к явному и тайному погублениюнемощных чад новой Рахили - Святой Церкви, им никогда не удастся разрушить то дело Божие, которое поручено Церкви ее божественным Основателем и которое она творила, творит и будет творить до скончания века. Однако коварство современных иродов погубляет души многих слабых чад Церкви и причиняет глубокую скорбь ее материнскому сердцу. Не допустим же облечь нас или детей наших в их пропитанную ядом одежду. Не огорчим нашу любвеобильную Мать - Святую Церковь Православную своими грехами, беззакониями, равнодушием к вере и спасению или следованием по стопам новых иродов. Будем верными чадами Святой Церкви и, согрешая по немощи, будем поспешать к нашему Ходатаю и Спасителю, чтобы получить через духовников от Него прощение наших грехов и очищение. Тогда зло не возобладает над нами, не доведет нас до того, до чего довело Ирода. И мы в состоянии будем, при помощи Божией, отразить нападки и лукавства новых иродов, духовно исправиться и вступить на путь благочестия, чтобы достигнуть вечной жизни. Аминь.