С воскресным днем Вас!

15.09.2024

С воскресным днем Вас!

Евангелие в это воскресенье 12 –е по Пятидесятнице, повествует о юноше, который ищет пути жизни и спасения. Он желает быть совершенным, он хочет угодить Богу, он желает благоустроить не одну только земную жизнь тела, но и жизнь духа вечную. Он слышит многое об Иисусе Христе; народ рассказывает о нём, как о необыкновенном Учителе, как о Божественном Посланнике, как о великом Чудотворце; народ убеждён и верует, что Иисус Христос есть Тот Самый Мессия, Спаситель мира, о Котором говорил Господь Адаму и Еве по изгнании их из рая, о Котором, по воле Божией, предрекали все пророки.

И юноша решил обратиться со своими душевными запросами к Господу Иисусу. У евреев того времени было много учителей – законников и книжников; обыкновенно каждый такой учитель старался измыслить что-либо новое, неслыханное, какое-либо наставление особенное, которое отличало бы его от других учителей. Это привлекало к нему последователей, это увеличивало его известность и славу. Юноша ожидал, конечно, что и Спаситель, подобно другим учителям, скажет ему что-либо новое, особенное, какое-либо наставление необычайное. Он спрашивает Иисуса Христа; «Учитель Благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» И получает самый обыкновенный ответ, такой ответ, какой он услышал бы от каждого священника при храме, от каждого простого верующего, от каждого, кто хоть немного читал и знал слово Божие, – ответ, какой он, конечно, слышал от своего отца и от своей матери. Ответ Спасителя гласил: «если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди».

Удивился юноша такому простому ответу; он мог предположить, что Иисус Христос разумеет какие-то особенные свои собственные заповеди, и спрашивает: «Какие же заповеди?» Спаситель перечисляет те самые заповеди десятословия Моисеева, которые известны детям в школах: «Не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать и люби ближнего твоего, как самого себя».

Итак, мы видим из слов Спасителя, что закон Господень всем известен, всем доступен, и что этот закон неизменяем. Что было хорошо вчера, хорошим останется навеки; что было дурно вчера, дурным останется навеки. Изменяется не закон Бога, а воля и разумение человека. До Христа понимали заповеди Господни по букве и по букве их исполняли, а Христос научил понимать их и исполнять по духу, самые же заповеди остались неизменными. И юноша в ответ на наставление и указание заповедей заявил, что он их все исполнил от юности своей. Как потом оказалось, однако, что он их исполнил эти заповеди по букве, а не по духу, он даже, как и многие, не понимал, как их исполнять по духу.  Так, первая и вторая заповеди Божьего закона требуют от человека, чтоб он Богу одному служил, чтобы не делал себе других, ложных и земных богов, чтобы не имел для себя вместо Бога – идолов и кумиров. А юноша имел такой кумир, это – своё богатство. Различно человек относится к богатству: иной сам владеет богатством, не привязывается к нему, не порабощает ему своей души, не заменяет Бога и неба на богатство. Такому человеку богатство не вредно, такой человек из богатства путём милосердия, работы и помощи ближним сделает способ и путь угождения Богу и спасения души. А другой человек, напротив, сам подчиняется своему богатству и является не хозяином его, а сторожем и даже рабом. Такому богатство не во спасение, а в погибель. Такому нужно отказаться от богатства. Трудно это, но нужно и спасительно. Это – то же, что вино: оно невинно, даже полезно иногда для здоровья, но зато преступно пьянство, когда человек начинает злоупотреблять этим вином. Один человек себе господин, и ему можно употреблять вино, он вину не раб, он ему не предаётся. А другой весь отдался вину; испил немного и уже не удержится, и стал пьяным и пьяницей. Такому человеку всякий его друг и благожелатель посоветует совсем не пить. Юноша именно оказался рабом своего богатства. Сердцеведец Спаситель видел это и потому, после заявления юноши о том, что он исполнил все заповеди, сказал ему: «Одного ты ещё не исполнил; если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мной». Что же юноша? Он отошёл от Христа с печалью, потому что у него было большое имение. Этим он показал, что заповедей Господних он настоящим образом не разумел и не выполнял. Кто выше всего ставит Бога, а не людей, небо, а не землю, тот на повеление Господа оставить имение не ответил бы отказом и не заменил бы Христа на богатство.

Путь нарушения заповедей Господних – это путь погибели. Всё на свете имеет свои законы. Если тело перестать питать, оно умрёт; если весной и летом не дать земле тепла и света, всё омертвеет, и жизнь прекратится; если в песок не положить извести и цемента, из песка одного не построить дома. Даже звери имеют своего рода законы, а муравьи и пчёлы в этом отношении представляют пример труда, терпения, повиновения.

Заповедь Господня для людей – это питание души; без них душа будет мучиться голодом, отойдёт от Бога и умрёт для жизни в Боге. Заповедь Господня для людей – это тепло и свет жизни; без них всё умрёт, всё погибнет, всякая жизнь замрёт и расстроится. Заповедь Господня для людей – это связь их общежития; без них люди, как песок, рассыплются и не построят жизни семейной, общественной и государственной; без них люди окажутся хуже зверей и скотов и неминуемо погибнут. И для жизни земной, и для жизни вечной заповеди Божии – путь счастья и спасения. Трудно их исполнять? Да, трудно тому, кто не любит Бога, не любит и ближних. Но это уже не здоровый человек, а немощный, больной. Всем же вообще людям свойственно искать Бога, искать Его закон, стремиться познать Его волю, Его заповеди. Без этого человек чувствует себя одиноким сиротой в мире и существом несчастнейшим. Таким ищущим Бога – Бог Себя и Свою волю открыл и открывает в Своих святых заповедях. Им легко и отрадно по любви и усердию исполнять волю Божию, ибо они не рабы, а дети Бога, не по принуждению и насилию, а свободно служат Богу своею жизнью. Им Спаситель говорит: «Иго Моё благо, и бремя Моё легко» (Мф. 11:30), – и они это чувствуют и испытывают в своей жизни.

Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюдай заповеди. Ты их знаешь. Полюби их; но и полюбить можешь, конечно, только, тогда, когда будешь на деле их соблюдать и исполнять.

Как раз, сегодня, нам в великий пример исполнивших Заповеди Господни, воспоминаются преподобные отца Антоний И Феодосий Киево-Печерские.

Летопись о них вкратце гласит так: Преподобный Антоний Печерский, основатель русского монашества, родился в 983 году, в городе Любече, в Черниговской губернии, и назван Антипою. С детства возлюбив Господа, он пошел на святую Афонскую гору и принял монашество с именем Антония. В тесной пещере, иссеченной в скале над морем, он начал вести строгую жизнь. Но потом Бог повелел игумену, постригшему Антония, отпустить его в Россию. Игумен исполнил это повеление и, прощаясь, сказал Антонию: «благословение святой горы да будет над тобою». В Киеве Антоний обходил монастыри, основанные греческими иноками, но не видя в них строгого общежития, водворился над берегом Днепра, близ Берестова, загородного села великого князя. Здесь он уединился в пещеру, ископанную священником Иларионом, впоследствии митрополитом киевским. Стали приходить к Антонию ревнители благочестия, кто за благословением, кто с желанием подвизаться вместе с ним. Пришедший к нему священник Никон постригал приходящих. Когда к Антонию собралось до 12-ти братий, он поставил для них игуменом Варлаама, сына княжеского боярина, а сам переселился в другую пещеру, в 100 саженях от первой. Она послужила началом ближних пещер. Когда Варлаам перешел, по приказанию великого князя, в другой монастырь, Антоний поставил в игумены преподобного Феодосия и благословил братию на построение малой деревянной церкви над пещерами. Потом, на уступленной великим князем горе, иноки построили новую церковь и, поставив келлии, оградили их стеною. Так основался «монастырь Киево-Печерский», привлекающий множество богомольцев со всех концов России. Господь прославил Антония даром чудес, и хотя он, по смирению, хранил этот дар в тайне, но слава его возрастала. С умножением иноков явилась нужда построить обширную каменную церковь. Вскоре чудеса показали им, что Господь благословляет построение церкви. Над местом постройки видели, по ночам, необычайный свет. Из Царьграда пришли четыре зодчих, которых прислала Сама Пресвятая Дева Мария. Она в чудном видении явились им во Влахернском храме и дала денег и местночтимую икону Успения. Место для постройки указал Антонию Сам Бог, и великий князь охотно уступил это место. Благословив основание каменного храма, Антоний скончался 90 лет от роду, в 1073 году по Р. Хр. Он был погребен в той же пещере, в которой скончался; но мощи его сокрыты от взора человеческого. Итак на примере сонма святых, мы легко можем убедиться что тот человек, который любит Бога и исполняет Его заповеди уже здесь, на земле получает благодатный мир и покой своей душе, а в веке грядущем нескончаемую радость и счастье, которую никто у него не отнимет.

Сегодняшнее письмо хотелось бы посветить притчи, рассказанной Господом нашим Иисусом Христом о Царстве Небесном, о прощении долгов, о прощении обид! 

🌿 *Евангелие от Матфея 18: 23–35* 🌿

18.23. Сказал Господь такую притчу: Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;

18.24. когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;

18.25. а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить;

18.26. тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу.

18.27. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

18.28. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.

18.29. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе.

18.30. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

18.31. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее.

18.32. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;

18.33. не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?

18.34. И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

18.35. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его. 

🌿 *Как мы относимся к нашим близким, так к нам относится Отец наш Небесный* 🌿

У нас часто воспринимают только одну сторону этой притчи, которую Господь рассказал: продолжение слов Господа о том, что если вы не будете прощать ближним их согрешения, то и вам не простит их Отец ваш Небесный. 

Это о должниках. Как у некоего князя или царя был среди его подданных один должник, который задолжал огромную сумму денег. 

Сам по себе интересен момент: человек занимал у него, занимал, а хозяин, возможно, даже понимая, что должнику будет трудно отдать, все же давал в долг. А потом, когда сумма долга накопилась, он вызывает его и говорит: "Ну, все, все сроки прошли, давай рассчитываться с долгами". 

А у того нечем было отдать. 

Тогда хозяин говорит: "Ну, раз так, то по законам того времени продадим тебя, твою жену, детей и всю семью в рабство, и все имущество твое продадим, чтобы хотя бы часть долгов покрыть". 

И этот должник пал к ногам хозяина и стал умолять: "Потерпи на мне, пожалуйста, потерпи. Я буду работать в три смены, все отдам".  

Он так умилительно и слезно просил, что хозяин сжалился и сказал: "Ладно, я понимаю, что ты все не отдашь, не отработаешь, но раз уж ты так умоляешь, прощаю тебе весь долг. Иди, ты мне ничего не должен". 

Представляете, человек, которому грозило потерять все — семью, имущество и свободу, вышел в полном шоке от такого счастья. И что он сделал дальше? Вспомнил, что ему кто-то должен три рубля. Побежал, схватил должника и начал душить, требуя: "Отдай мне мои три рубля!" 

Тот тоже пал ему в ноги и умолял: "Прости, сейчас не могу, потерпи немного, я отдам". 

Но первый не стал ждать, повел его и бросил в долговую тюрьму. 

Были тогда такие тюрьмы долговые. Кстати, и в Российской империи они существовали, если не до революции, то до конца XIX века. Там должник сидел, пока родственники не соберут денег, чтобы отдать долг и выкупить его. Вот и этот попал в такую тюрьму: "Не выйдешь, пока не отдашь три рубля". 

Общие знакомые, которые всё это видели и знали, что этому человеку только что простили миллионы, возмутились. Они пошли к царю и сказали: "Ты знаешь, тому, кому ты миллионы простил, он за три рубля человека в тюрьму бросил". 

Царь тоже возмутился и сказал: "Я тебе сколько простил? Немереное количество! А ты за три рубля человека мучить стал? Отдаю тебя истязателям, будешь мучиться, пока не отдашь все до последнего". 

Логика истории понятна: как мы относимся к нашим близким, так к нам относится Отец наш Небесный! 

🌿 *Бог есть любовь, и все, что Господь совершает с нами, — это проявление Его божественной любви* 🌿

Если смотреть по Ветхому Завету, Бог предстает грозным, Он наказывает целые народы, стирает их с лица земли. Если они уже извратились, как в Содоме и Гоморре, Он может наказать их смертью и болезнями. Такое представление о грозном ветхозаветном Боге существует и сейчас, в том числе у многих православных. 

Однако те, кто действительно религиозно грамотные православные, понимают логику действий Бога в этом мире: Бог есть любовь, и все, что Господь совершает с нами, — это проявление Его божественной любви! 

Но для того чтобы это понимать, нужно, во-первых, ходить в церковь, читать Евангелие, изучать духовную литературу, развиваться по-христиански и иметь личный практический опыт общения с Богом — через молитву, причастие, участие в богослужениях и так далее. 

🌿 *В чем суть долгов наших перед Богом и перед ближними?* 🌿

Долг — это есть человеческие грехи, человеческие страсти, которые у одного их больше, у другого их меньше. Но они человека обрекают на то, что если человек не успевает в этой земной жизни покаяться и покаянием и делами милосердия, молитвой эти грехи покрыть, то есть умолить Царя Небесного, чтобы Он простил. 

Что значит простил? Взял вот так вот, смыл как тряпочкой, смахнул и освободил. Душа исцелилась от страдания, которое она обрекает себя вот этими грехами, долгами. Как в «Отче наш»: «И прости нам долги наши».

Какие наши долги? Наши долги — это наши грехи, это наши страсти. Даже вот в переводах на русский язык часто употребляется: «И прости нам не долги, а прости нам грехи наши, как мы прощаем должникам нашим». 

Что значит прости? Это слово «остави», славянское. «Остави нам долги наши» — это буквально греческий изначальный текст молитвы «Отче наш». Он переводится как «развязывать, освобождать», вот как раба пускают на свободу: его выводят, развязывают наручники, снимают их с него, и говорят: «Иди, свободен». И он, освобожденный от этих наручников, идет, и он свободен. 

Освобождение от грехов, как от уз, как от мучения, как вот в этот зиндан, вот в эту вот яму тебя бросили тюремную, ты там мучаешься, тебе огрызки кидают, ты ими питаешься, под себя там ходишь, и вот в этом кошмаре находишься, в кошмаре, который ты сам создал в собственной душе своими страстями…! Завистью — начал кому-нибудь завидовать, и вот у тебя там внутри этот ад начался, который тебя мучает. Обида — обиделся на кого-то, эта обида к зависти прибавилась, и тебя уже двое там мучают в душе. Разозлился на кого-то, разгневался — теперь гнев туда добавился, и начинают тебя мучить. То есть все наши греховные страсти — они и есть те долги, которые обрекают нас на мучение вот в этой долговой тюрьме, вот этой преисподней нашей собственной души, наполненной страданием от наших страстей. 

🌿 *Бог освободит нас от мучения страстей ровно настолько, насколько мы готовы прощать нашим обидчикам их обиды, нанесенные нам* 🌿

Простить, то есть освободить, развязать, освободить нас вот от этого мучения страстей, может только Господь. 

И в случае, если мы, как в Евангелии в этом эпизоде, предстанем перед Ним, раскаемся и скажем: «Господи, я каюсь, я понимаю, что я должник просто невозвратный, мне нечем расплатиться за все блага, за Твою любовь, которую Ты мне даешь. Я всю жизнь вредил себе и другим людям и превратил свою жизнь в ад. Господи, прости меня, освободи меня», — Господь прощает всякого искренне кающегося. 

Соответственно, если мы просим у Бога прощения и избавления от долгов, от собственных страстей, которые обрекают нас на мучение, очищения от них — мы должны помнить, что Бог освободит нас ровно настолько, насколько мы готовы прощать нашим обидчикам их обиды, нанесенные нам. 

Если мы способны также сказать: «Брат, я всё понял, я сам человек, я сам склонен к падениям, грехам, обидам. Я понимаю, что ты тоже не выдержал, попал в искушение, обидел меня. Всё, брат, я тебя прощаю, все твои долги. Ты мне ничего не должен», — тогда и от Господа мы услышим: «Ты прощен. Войди в радость Господа своего, в вечное Небесное Царство любви»!

Аминь. 

Отче наш, Иже еси на небесе́х!
Да святится имя Твое, да прии́дет Царствие Твое,
да будет воля Твоя, яко на небеси́ и на земли́.
Хлеб наш насущный да́ждь нам дне́сь;
и оста́ви нам до́лги наша, якоже и мы оставляем должнико́м нашим;
и не введи нас во искушение, но изба́ви нас от лукаваго.
Яко Твое есть Царство и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. (Мф.6:9-13 и Лк.11:2-4). 

По-русски:
Отче наш, Который на небесах!
Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. 

Молитва о прощении грехов

Влады́ко Христе́ Бо́же, И́же страстьми́ Свои́ми стра́сти моя́ исцели́вый и я́звами Свои́ми я́звы моя́ уврачева́вый, да́руй мне́, мно́го Тебе́ прегреши́вшему, сле́зы умиле́ния; сраствори́ моему́ те́лу от обоня́ния Животворя́щаго Те́ла Твоего́, и наслади́ ду́шу мою́ Твое́ю Честно́ю Кро́вию от го́рести, е́юже мя́ сопроти́вник напои́; возвы́си мо́й у́м к Тебе́, до́лу пони́кший, и возведи́ от про́пасти поги́бели: я́ко не и́мам покая́ния, не и́мам умиле́ния, не и́мам сле́зы уте́шительныя, возводя́щия ча́да ко своему́ насле́дию. Омрачи́хся умо́м в жите́йских страсте́х, не могу́ воззре́ти к Тебе́ в боле́зни, не могу́ согре́тися слеза́ми, я́же к Тебе́ любве́. Но, Влады́ко Го́споди Иису́се Христе́, сокро́вище благи́х, да́руй мне́ покая́ние всеце́лое и се́рдце люботру́дное во взыска́ние Твое́, да́руй мне́ благода́ть Твою́ и обнови́ во мне́ зра́ки Твоего́ о́браза. Оста́вих Тя́, не оста́ви мене́; изы́ди на взыска́ние мое́, возведи́ к па́жити Твое́й и сопричти́ мя́ овца́м избра́ннаго Твоего́ ста́да, воспита́й мя́ с ни́ми от зла́ка Боже́ственных Твои́х Та́инств, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и все́х святы́х Твои́х. Ами́нь. 

Молитва о прощении грехов Иоанна Златоуста

Ве́рую, Го́споди, и испове́дую, я́ко Ты еси́ вои́стинну Христо́с, Сын Бо́га жива́го, прише́дый в мир гре́шныя спасти́, от ни́хже пе́рвый есмь аз. Еще́ ве́рую, я́ко сие́ е́сть са́мое пречи́стое Те́ло Твое́, и сия́ е́сть са́мая честна́я Кровь Твоя́. Молю́ся у́бо Тебе́: поми́луй мя, и прости́ ми прегреше́ния моя́, во́льная и нево́льная, я́же сло́вом, я́же де́лом, я́же ве́дением и неве́дением, и сподо́би мя неосужде́нно причасти́тися пречи́стых Твои́х Та́инств, во оставле́ние грехо́в, и в жизнь ве́чную. Ами́нь.