С Воскресным днем Вас! Об исповеди

02.02.2025

С Воскресным днем Вас! Об исповеди

Со следующего воскресения вся православная церковь и мы в ней начнем готовиться к Великому посту! 
Начнутся приуготовительные недели. 
В этом году 2 марта - прощеное воскресенье, и сам Великий Пост начинается с понедельника, с 3 марта.
Поэтому со следующего воскресенья начнутся подготовительные чтения Евангелия, чтобы настроить православных верующих на благой лад Великого поста, ведущего к радости Пасхи!
И мы в преддверии начала подготовки к Великому посту хотели бы посветить это письмо одному из самых важных аспектов духовной жизни христианина - исповеди!
Святой Иоанн Златоуст писал: «Я желаю, чтобы ты приступал к исповеданию не от отчаяния, но с благой надеждой и, с корнем вырвав отчаяние, оказал противоположную ему ревность.»
И еще от него же: «Бог требует от тебя признания не для того, чтобы наказать, но чтобы простить, не для того, чтобы Ему узнать грех твой - разве Он и без этого не знает? - но для того, чтобы ты узнал, какой долг Он прощает тебе. Он хочет показать тебе величие Своей благости для того, чтобы ты непрестанно благодарил Его, чтобы ты был медлительнее на грех и ревностнее к добродетели.»!
Традиционно многие православные христиане именно Великим постом хотят впервые или же в очередной раз принести на Таинство Покаяния - исповедь за всю свою жизнь!
Это не является правилом Церкви, это делают христиане по собственному желанию, если таковое есть.
Как же готовить исповедь за всю жизнь?

1. Берете тетрадку и, начиная с детских лет, выписываете в нее все свои греховные дела, которые помните. Делать это нужно так, как подсказывает совесть. Многие мелочи можно и не писать, но, если совесть укоряет, то лучше напишите.
2. Есть грехи, которые хочется скрыть, или написать о них, избегая постыдных подробностей. Лучше постыдиться на исповеди, чем после нее чувствовать себя обманутым лукавым дьяволом.
3. Отдаете тетрадку в храме священнику на исповеди, а далее уже не Ваше дело. Господь смотрит не на то, как внимательно священник прочитал, а на то, честно ли вы все раскрыли Ему (Господу)!
Если священник даже невнимательно прочтет (что будет плохо для самого священника), Вы от этого никак не пострадаете, и помощь, покой и радость от Бога все равно придут в Вашу душу!
Да благословит Вас Господь!
И простит Вам грехи сотворенные словом, делом или помышлением!

Нет греха непрощенного Богом, есть только грех нераскаянный!
Да пребудет со всеми нами прощение во всех грехах наших раскаянных! 
И помощь, и милость Божья! 
Аминь! 

Бо́же и Го́споди все́х, вся́каго дыха́ния и души́ имы́й вла́сть, еди́н исцели́ти мя́ моги́й! Услы́ши моле́ние мя́, окая́ннаго, и гнездя́щагося во мне́ зми́я наи́тием Всесвята́го и Животворя́щаго Ду́ха умертви́в потреби́. И мене́, ни́ща и на́га вся́кия доброде́тели су́ща, к нога́м свята́го моего́ отца́ (духо́внаго) со слеза́ми припа́сти сподо́би, и святу́ю его́ ду́шу к милосе́рдию, е́же ми́ловати мя́, привлецы́. И да́ждь, Го́споди, в се́рдце мое́м смире́ние и по́мыслы бла́ги, подоба́ющие гре́шнику, согласи́вшемуся Тебе́ ка́ятися; и да не в коне́ц оста́виши ду́шу еди́ну, сочета́вшуюся Тебе́ и испове́давшую Тя́, и вме́сто ми́ра избра́вшую и предпоче́тшую Тя́. Ве́си бо, Го́споди, я́ко хощу́ спасти́ся, а́ще и лука́вый мо́й обы́чай препя́тствием быва́ет: но возмо́жна Тебе́, Влады́ко, су́ть вся́, ели́ка невозмо́жно су́ть от челове́ка. Ами́нь.

Перевод: Боже, Господь всего живого и каждой души, Кто один только может исцелить меня. Услышь мои жалкие слова и уничтожь вросший в меня корень зла наитием Всесвятого и Животворящего Духа. И помоги мне, растерявшему все добродетели, со слезами, склонившись, подойти к духовному моему отцу и настрой его благочестивую душу на милосердие, чтобы он помиловал и простил меня. И дай, Господи, сердцу моему смирение и добрые помыслы/чувства, подобающие решившемуся раскаяться перед Тобою грешнику. И душу, пошедшую за Тобою и послушавшуюся Тебя, выбравшую Тебя, а не мир сей, не отвергни на исходе жизни. Ибо Ты, Господи, знаешь, что я хочу спасения, хотя моя лукавая жизнь и препятствует этому, но все то, что невозможно нашими силами, возможно для Тебя, Владыка.
Аминь.

Как быстро мчится время. Только закончился Рождественский пост, еще свежи воспоминания радости о Рождении Спаса миру, о Крещении Господнем, но вот Церковь в это 32-е воскресение по Пятидесятнице уже начинает напоминать о Великом посте Евангельским повествованием о Закхее. Он, как говорится в Евангелии, был мытарь, то есть сборщик податей и налогов. А мытари были люди черствые, жестокие и, исполняя свои обязанности, часто отнимали у бедного еврея последнюю лепту. А Закхей был старшим между мытарями, поэтому можно судить, до чего дошел этот человек, беспощадно обирая людей и постепенно заглушая в себе все добрые, быть может, задатки. И все-таки, несмотря на это, душу Закхея посещала иногда какая-то тоска по иной, неведомой и светлой жизни, тоска о чем-то далеком, но родном душе человека – тоска о Боге, которого он, Закхей потерял своей грешной жизнью.

Услышав, что Господь, направляясь в Иерусалим, будет проходить недалеко, он хочет посмотреть на Христа, но так как Закхей был мал ростом, а Христос всегда ходил окруженный массой народа, ему не было никакой возможности увидеть Господа. Тогда Закхей, забывая все приличия этого света, забегает вперед, к тому месту, где должен пройти Христос, и, как шаловливое дитя, забирается на высокую смоковницу только для того, чтобы увидеть Божественного Учителя, о Котором он слышал так много чудесных рассказов. И Господь, зная душевное состояние Закхея, приблизившись и посмотрев на него, взглянув в самую душу, говорит: «Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме».

И когда Господь посетил дом этого грешного мытаря, тот почувствовал трогательную любовь, и в неземном восторге и благодарности, которые слились в нем в одно покаянное чувство, припадая ко Христу, воскликнул: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и если кого чем обидел, воздам вчетверо». И Господь, видя такое покаяние грешника и такую любовь, которые открылись в дотоле дремавшей черствой душе, говорит Закхею: «Ныне пришло спасение дому сему».

Вдумаемся, почему Иисус Христос зашел в дом к Закхею, а не к другому кому-нибудь из жителей Иерихона? Конечно, не потому, что Закхей был в городе важный и богатый человек, важнее, может быть, и богаче других, а потому что Закхей был человеком грешным. И роптавшие тут именно потому и роптали, что Иисус Христос зашел к человеку грешному. И Сам Иисус Христос после сказал роптавшим, что потому именно и зашел, что Закхей был грешником.

Что это значит? В городе Иерихоне грешников было, без сомнения, много, но такого, каким был Закхей, не было. Да, прочие грешники не считали себя грешниками, а Закхей считал, сознавал себя грешником. Он не смел и попросить Иисуса Христа к себе в дом, потому что считал себя грешником, недостойным того, чтобы Иисус Христос зашел к нему в дом, хотя желал этого от всей души и потому-то принял с радостью. Итак, вот чем Закхей привлек к себе внимание Господа Иисуса Христа и благодать Его спасительную: тем, что сознавал себя грешным человеком, погибающим, считал себя грешнее всех в городе.

Так, Иисус Христос Сам приходит спасать того человека, который считает и сознает себя грешником.

Вот давайте и посмотрим на себя со стороны, отчего это Спаситель редко приходит нам на мысль, редко бывает в доме души нашей? Это оттого, всего больше, что мы не сознаем себя грешниками, не сознаем, что для нас, для нашего спасения нужна помощь Спасителя. Мы считаем себя грешниками, но такими, что и без благодати Божией спастись от грехов своих можем, считаем себя такими больными, что у нас болезнь наша может пройти сама собой, без особенного пособия врача. Нет, болезни телесные некоторые могут проходить и без особенного попечения врача, при помощи своих домашних средств, а из грехов ни один не простится нам без благодати Господа нашего Иисуса Христа; грехи прощать может только один Бог.

Так вот, покаяние нам нужно для того, чтобы почувствовать присутствие Божие, исправить душу, подготовить ее к встрече Христа и именно оно открыло двери сердца у Закхея. Вспомните, что происходит у нас, когда мы ждем какого-нибудь дорогого или именитого гостя. Обычно когда ждут такого гостя, то дома все моют, вытирают образа, готовят, наконец, обед или какое-нибудь угощение, чтобы с честью принять его.

И с нашей душой надобно поступать так же. Конечно, душу нельзя омыть водой, которой мы моем тело, но омыть ее можно слезами о своих согрешениях, а если нет слез, то печалью сердечной, и сокрушением, и непрестанным покаянием. Вот это покаяние будет первым моментом в деле нашего приготовления к принятию Бога в наши души.

Далее, в доме чистят иконы, а мы должны обновить образ Бога и святых в своем сердце чтением Священного Писания и житий святых, так как человека, когда он видит перед собой образцы христианского совершенства, влечет к подражанию. Ему представляется вся его прежняя жизнь, греховная, темная, и он стремится мыслями к иной, святой, тихой и радостной, жизни во Христе Иисусе.

Потом мы должны зажечь лампады. У нас лампадой будет обращение к Богу, мы должны вспомнить Его заповеди и проводить их в жизнь. И пророк Давид говорит: «Светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим».

Наконец, мы должны приготовить обед Господу, Этим обедом будут у нас добрые дела. Будем стараться избегать ссор, не будем тщеславны, если кому-либо завидуем, то надо побеждать зависть добрым отношением и всяким благожелательством по отношению к тому человеку. По силе возможности будем помогать тем, кто нуждается в нашей помощи, так как в этом и будет исполнение любви к Богу и ближним, как и Закхей, делая доброе дело, отдал половину имения нищим. Будем таким образом готовить свою душу к принятию Господа, исправляя ее покаянием и верой в Бога, и приобретать любовь добрыми делами.

Итак, пусть внутренний чертог наш будет украшен так, чтобы достойно принять дивного Гостя, Который говорит, по словам Иоанна Богослова: «Се, стою у двери и стучу». И когда готова будет душа наша, мы сразу почувствуем, что вошел Господь Иисус Христос, ибо Он одарит тогда душу необычайной благодатью Духа Святого и водворит в ней мир и покой. И будем надеяться, что если мы примем Христа в сердце, то Он примет нас в Свое блаженное Царство, пребывающее во веки веков. Аминь.

(Святой Климент Римский свидетельствует, что Закхей впоследствии стал спутником св. апостола Петра, и вместе со святым Первоверховным апостолом проповедовал в Риме, где и принял при Нероне мученическую кончину за Христа. По-христиански: величайшим добром заплатил он римлянам за чуть-чуть было не совершенное ими ему величайшее зло. В гордую столицу некогда соблазнивших и поработивших его римлян, заставивших его отречься от всей святыни души своей, приходит он, освобожденный и возрожденный благодатью Человеколюбца Господа нашего, и приносит Риму не проклятие, а благовествование, отдавая за то и самую жизнь свою.)