04.11.2024
С Праздником в честь Казанской иконы Божией Матери, и Днем народного единства!
Земное время неумолимо идет вперед и также идет история нашей святой Руси. Воспоминание Церковных праздников заставляет нас оглядываться в глубину веков, а вспоминая, анализировать вновь и вновь события тех далеких лет. Нынешний праздник установлен св. Церковью Российской в благодарность Пресвятой Богородице за избавление Ею царственного града Москвы и всего нашего отечества от нашествия врагов и окончательной гибели в тяжкую годину горя народного, известную в истории под именем «смутного времени». Это было в начале ХVII века. Наступившее после пресечения царственного рода Рюриковичей междуцарствие, неизбежное в таких случаях расстройство гражданского порядка, происки врагов внешних и внутренних, – все это довело Россию до такого плачевного положения, что не было почти никакой надежды на спасение.
К довершению государственного бедствия, самое сердце России – Москва находилась в руках врагов. В это тяжелое время нашлись среди русских людей достойные граждане, которые употребили все усилия, чтобы спасти отечество от гибели. С берегов Волги потянулись к Москве ратники ополчения, готовые положить душу свою за благо родины. Но не на свою – человеческую силу, не на ратное искусство уповали воины: всю свою надежду возлагали они на помощь небесную, на силу молитв, на заступничество пред Богом Пресвятой Богородицы, икона Которой – и именно чудотворная икона Казанская – сопутствовала ополчению. И надежда не посрамила: когда войско стояло под стенами Московского кремля, ставшего теперь из твердыни города защитою для врагов его, преподобный Сергий, молитвенник за землю русскую, явился во сне томившемуся в плену у врагов святителю Арсению и объявил, что Господь, по молитвам Богородицы, в следующий же день низложит врагов. Предсказание сбылось: действительно, на другой день, 22 октября 1613 года, к неописанной радости русских людей, кремль был взят, враг изгнан, Россия была спасена. Благодарные предки наши установили ежегодно праздновать этот незабвенный день, посвятив его в честь Пресвятой Богородицы.
Вот история нынешнего праздника. Не трудно вывести отсюда для себя урок и назидание. Будем прежде всего помнить, что Пресвятая Богородица есть наша «Заступница Усердная”, как величает Ее св. Церковь. Иначе и быть не может: какою Она была в земной своей жизни – милосердой, любвеобильной, такою осталась, конечно, и по Своем Успении. И слово Божие говорит, что любовь не имеет конца, николиже отпадает; прекратятся откровения и пророчества, уничтожится дар языков, и самый мир кончится, а любовь переживет века и самое время (см. 1Кор. 13:8 и д.). Та, Которая послужила величайшей тайне спасения людей через любовь Божию, Та, Которая подвинулась на ходатайство за бедных хозяев брачного пира в Кане Галилейской, когда у них было такое сравнительно малое горе – недостача вина, – неужели Она, Сама испытавшая в земной своей жизни величайшей скорби, оставит людей в скорбях и нуждах без помощи и покровительства? И Божественный Сын Ее, так любивший Ее на земле и на кресте в предсмертных муках заботившийся об устроении Ее земного благополучия, неужели не будет внимать молению Матери там, на небе? Нет, по учению непогрешимой учительницы нашей – Церкви, много может моление матернее по благосердию Владыки! Недавно еще праздновали мы день блаженного Успения Богородицы и тогда вспоминали, как Она, явившись сонму апостолов Христовых, Сама изрекла утешительное для всех людей и всех времен обетование, что не оставит мира и по успении своем.
Недавно мы торжествовали и другой праздник – Покрова Божией Матери, и тогда видели и самое исполнение Ее обетования. А нынешнее празднество не убеждает ли нас в том, что не только отдельные лица, но и целые царства пользуются милостями и заступлением Богоматери? В этом отношении особенно счастливо наше отечество, Русь православная. Нынешний праздник – ведь всероссийский праздник, потому что вся Россия в тяжелую годину своей жизни признала Ее, Богородицу, своею спасительницею и неспроста именно сегодня установлен праздник «День народного единства».
Посмотрите по лицу всей земли русской: сколько есть чудотворных икон Ее, – знамения ее милости, всероссийскою Церковью чтимых, сколько есть икон местно чтимых в каждой отдельной области, почти в каждом отдельном городе! И то обстоятельство, что в редком, редком доме на Руси не найдется иконы Богоматери, не свидетельствует ли о том, что русский православный человек опытом познал, из бесчисленных благодеяний Богоматери познал, какую великую Заступницу рода христианского имеет он в Пречистой Деве? Оттого-то, когда русское воинство ополчалось на врага и шло на смертный бой за веру православную, за Царя и отечество, оно всегда имело при себе в залог побед Пречистый лик Царицы Небесной, Оттого-то, когда в какой-либо области наступало общественное бедствие, везде, по собственному начинанию православного населения, поднимались иконы Богородицы, обносились вокруг городов и сел; народ успокаивался, и самая болезнь прекращала или ослабляла свое губительное действие. Из всего сказанного, не следует ли с очевидностью, что мы должны чтить Пресвятую Деву, обращаться к Ней со своими мольбами и нуждами? Ей вверяли они свою жизнь, на Нее одну надеялись, Ее защите и покровительству доверяли они безопасность своих жилищ, сохранность семейств, целость своего достояния, когда, вызываемые обязанностями службы и долгом воинского звания, уходили на борьбу со врагом.
Мы – дети Ее, удел Ее. Будем помнить это, будем обращаться к Ней с нашими молитвами. Но не забудем и того, что не одно внешнее поклонение честной Ея иконе, – возжжение свечей, пение пред ней молебнов в домах и храмах, обнесение ее вокруг города по улицам по площадям, – не одна словесная молитва к ней, Заступнице рода христианского, не одно посвящение имени Ее главного храма в городах служит условием для получения Ее милости и благоволения. «Сыне, даждь Ми твое сердце», – требует Господь (Притч. 23:26). Матерь Господа Иисуса Христа не может покровительствовать врагам Сына Ее; следовательно, для получения Ее благоволения прежде всего нужна вера в Спасителя нашего, любовь к Нему. Матери Господа нашего Иисуса Христа не могут быть близки те, кто не исполняет Божественных заповедей Сына Ее; следовательно, нужна жизнь по вере, любовь к Богу деятельная, которая, как известно, выражается главным образом в любви к ближнему – к человеку, созданию Божию. Поэтому и произнесен грозный приговор апостолом: «Если кто скажет, что Бога любит, а ближнего своего ненавидит, тот лжет” (1Ин. 4:20).
Пресвятая Дева Мария не может считать близким Себе по духу и того, кто не выражает своей любви и почитания к Ней подражанием Ее боголюбезным добродетелям: Ее вере в Бога, надежде и любви к Нему, Ее необыкновенному терпению, смирению, кротости, милосердию, трудолюбию, любви к молитве, к чтению и слушанию слова Божия. Вот в чем выражается истинное Ея почитание, вот над кем милостиво простерт Ее покров, или, по выражению песни церковной, «источает нам нескудные милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от всяких бед и зол благонравные и богобоящиеся рабы своя» (конд. праздн.). Итак, чти икону Богородицы, покланяйся, лобызай ее, торжествуй светло дни праздников ее: это Ей угодно, это душеспасительно, заповедано св. Церковью, завещано нашими благочестивыми и боголюбивыми предками, но в то же время угождай Ей и жизнью своею, которую располагай по заповедям Ее Сына, почитай Ее исправлением души и сердца, а в случае падения, возможного для человека, искренним покаянием пред Богом и чистосердечным намерением исправиться. А без этого, без богобоязненности, без преуспеяния в добродетелях, не может быть и речи о духовной к Ней близости; тщетны будут наши мольбы, напрасны надежды и самое празднество сегодняшнее наше, будет только укором для нас, будет свидетельствовать только о том, как далеки наши дела, наша жизнь, наше нравственное состояние от звания христианского. Не услышим ли мы тогда грозных слов Господа, обращенных некогда к народу еврейскому через пророка: «Праздников ваших и жертв ваших ненавидит душа моя»? (Ис. 1:14). И не сбудется ли тогда над нами слово нашего Спасителя: «Не всяк, глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в царство небесное»? (Мф. 7:21).
Итак, назидательные примеры истории да будут и нам уроками в собственной жизни. Предки наши в тяжелые невзгоды отечества всегда воссылали молитвенный глас – как бы едиными устами – к ходатаице за христианский человеческий род – Пречистой Деве Марии и всегда получали по ее молитвам пред Единородным Сыном желаемые милости. Можем ли мы не подражать им? Всегда во всех радостных случаях жизни да будет она единственною хвалою в ваших молитвенных прославлениях, а в горести и печали – единственным прибежищем и утешением. Много может моление Матернее ко благосердию Владыки. Предки наши всякие успехи в своих делах не приписывали себе, своим собственным силам, потому что «аще не Господь созидает дом, всуе трудишися», – и мы всякое доброе дело, содеянное нами, должны приписывать водительству Господню, ибо Он сам говорит, что во всем проявляется Его воля, а не наша.
Также они, получив милость от Господа, возблагодарили Его всенародно и потомкам своим заповедали творить такожде, и всегда, а особенно ныне, в день общих благодарений, устами и сердцем прославлять Господа за благодеяния, оказанные нашему отечеству в смутное время, – восхвалим и мы Заступницу нашу пред Богом, постоянную, неусыпную ходатаицу за нас у Господа. Моление Матернее пред ее единородным Сыном избавило наше отечество от супостатов, еретиков, сохранило веру православную в былые времена, так и ныне будем молить Богородицу о избавлении нашей святой Руси от неприятеля и раздоров, чтобы снова воцарился мир и покой как на всех Русских землях, так и во всем мире. Пресвятая Богородице, спаси нас! Аминь.
Пресвятая Богородица, увидев свой первый портрет, написанный апостолом и евангелистом Лукой с натуры, сказала: «На этом образе, на этом изображении будет благодать моя и сила»!
Вот это благословение Божией Матери на всех святых иконах, ее изображающих, пребывает!
В подготовлении сегодняшнего письма к этому двойному Празднику захотелось посмотреть видеозаписи проповедей священнослужителей прошлых лет, которые в качестве подборки выдает интернет.
И Божьим промыслом была послана к просмотру и прослушиванию проповедь Митрополита Арсения Святогорского, транслировавшуюся православном телеканалом Союз.
Для нашего письма мы напечатаем эту проповедь, а далее внизу дадим ссылку, если будет у Вас желание, Вы сможете ее послушать и увидеть, как ее говорил Митрополит Арсений:
«Мне вспомнился случай. Можно рассказывать случаи прочитанные по книгам, но я хочу рассказать о случае своей священнической практики, когда я служил еще в Красном Лимане приходским священником. И пришла одна из соседок, которую я знаю. Она не ходила в храм, хотя всегда здоровалась при встрече, ну как обычно человек молодой того времени - начала девяностых, не воцерковленный, по-видимому, добрый сам по себе.
И вот я увидел ее на службе, когда она стояла и плакала. И после службы она подошла и попросила поговорить. «И как мне поблагодарить Божию Матерь?» - сказала она.
Я говорю: «Ну, благодарственный молебен можно служить Царице Небесной, да.»
Она: «Я хотела бы благодарственный молебен отслужить перед иконой Казанской Божьей Матери.»
«А что же за причина Вашей благодарности? Потому что так я не особо видел Вас в храме.» Так-то мы встречались и знакомы были.
И она рассказала, со слезами рассказала, случай: она работала на бензозаправке, и обычно по смене они сдавали остатки топлива, которое осталось в баках, и расписывались, передавая смену друг другу. Ну как обычно, это делалось формально,
машинально…, там пришли, расписались, пошли… Но оказалось, что ночью кто-то слил весь бензин из баков, и на неё повесили огромную сумму, и ей грозило уголовное дело, суд!
У нее было трое детей, она понимала, что она не виновата, но она не знала, как доказать свою невиновность. Дежурила она, в ее смену было слито топливо, и уже суд был назначен. И она плакала дома, молясь за своих детей, за свою судьбу перед иконой Казанской Божьей Матери. И вот, как она говорит: «Я в слезах вся легла на кровать и после молитвы вдруг уснула. Уснула глубоко, и мне приснился сон, когда явилась Божья Матерь, на руках держала младенца Христа Спасителя, Которой был абсолютно голенький, ни во что не одет. И я так с состраданием, как любая мать сказала: «Божья Матерь, да что ж Он голенький?»
А Она говорит ей: «Там у соседей на бельевой веревке висит марля, сушится.
Ты ту марлю возьми, пойди, укради и дай Мне запеленать младенца.»
И она ответила Божьей Матери: «Божья Матерь, я в жизни чужой вещи никакой не взяла и никогда ничего не крала, как же я могу украсть у соседей пойти ту марлю?..»
И тогда Божия Матерь улыбнулась и сказала: «Раз ты никогда ничего не воровала, что ты переживаешь? Ты не виновата, я тебе помогу!»
На утро, когда она встала, владелец заправки пришел к ней просить прощения. Был найден вор, который слил, подставивши ее, бензин, бензин из емкостей топлива. Ее оправдали! Суда не было!
И она на всю жизнь стала прихожанкой Храма. Божия Матерь ответила на ее материнскую молитву, на ее скорбь, на ее беду вот таким деятельным участием, и таким простым примером успокоила ее душу и совесть!
Что самое интересное, когда она рассказала: «Когда я проснулась и вышла во двор, и заглянула через забор к соседям, на их бельевой веревке висела, сушилась марля!»
Братия и сестры, вот такие моменты в жизни многих людей православных, которые можно рассказывать до бесконечности! И которые говорят о особом попечении о нас Царицы Небесной, о любви, Ее материнской заботе!»
Вот такая добрая проповедь была рассказана Митрополитом Арсением!
Затем захотелось узнать подробнее о Митрополите Арсении Святогорском, тк ранее ничего о нем не слышали…
Открываем Википедию, и оказывается, что он Митрополит Украинской Православной Церкви, родом из России. Рожденный в Карелии, выросший в Воронежской области, в 1992 году закончил Московскую Духовную Семинарию, и был направлен на служение в Донецкую область, там же летом 1992 года был пострижен в мантию (принял монашество), и сразу же определен вторым священником к Петропавловскому храму города Красный Лиман Донецкой области.
6 мая 1993 года был переведён в число братии новооткрытого Святогорского монастыря, назначен на должность благочинного.
20 января 1995 года назначен наместником Святогорского монастыря с возведением в сан игумена и вручением жезла.
В том же 1995 году к празднику святой Пасхи возведён в сан архимандрита.
10 ноября 2005 года постановлением Священного Синода Украинской Православной Церкви определено быть епископом Святогорским, викарием Горловской епархии.
С 24 января 2007 года он стал викарием Донецкой епархии.
19 декабря 2010 года возведён в сан архиепископа.
17 августа 2015 года возведён в сан митрополита.
25 сентября 2023 года назначен викарием Киевской митрополии с сохранением прежнего титула.
А 24 апреля 2024 года задержан представителями СБУ и по сей день находится в заключении в СИЗО города Днепра (Днепропетровска)!
Официально ему вменяют подозрение по ч. 2 ст. 114-2 УК Украины (распространение информации о перемещении, движении или расположении ВСУ, при возможности их идентификации на местности)… (написано в Википедии)
Но на самом деле сейчас творится очень страшное в Украине! Можно сказать гражданская война… Когда правительство бывшего президента Порошенко искусственно создало новую Церковь в Украине - ПЦУ (Православная Церковь Украины), которая полностью поддерживается государством, точнее теми политиками, кто сейчас у власти, и осуществляет гонения в отношении истинной Церкви - УПЦ (Украинская Православная Церковь), которая до СВО была Московского Патриархата. Отбираются храмы! Избиваются и сажаются в тюрьмы священники УПЦ, особенно те, кто родом из России или учился и служил в России, были отняты храмы Киево-Печерской Лавры, где теперь ПЦУ проводит концерты, творятся бесчинства, принимаются законы о запрете УПЦ…
Все это напоминает времена страшных репрессий и гонений на священнослужителей в 20е -30е годы прошлого столетия. Когда их заключали в тюрьмы, отправляли в ссылки, расстреливали, закрывали и разрушали храмы…
Что-то немыслимое происходит!
Но священство и люди остаются верны своей Церкви и вере!
Это какой-то совершенно новый опыт испытаний…
УПЦ сейчас в ужаснейшем положении, но Дух Божий да не оставит ее!
Давайте в День Народного единства помолимся за скорейшее примирение и единение всех людей! А особенно братьев во Христе! Всех православных христиан! Чтобы народы объединялись!
Чтобы Господь укрепил и помог всем, кто безвинно и за веру находится в местах лишения свободы, претерпевает сложные испытания!
Давайте будем все вместе молится о здравии Митрополита Арсения Святогорского, раз промыслом Божьим мы узнали о нем и его нынешнем положении временно заключенного!
Да пребудет с нами единство народа, единство братьев и сестер во Христе и помощь Пресвятой Богородицы, чей Казанский образ мы сегодня благодарим и празднуем избавление Москвы и России от поляков в 1612 году!
Аминь.
Тропарь, глас 4
Засту́пнице усе́рдная,/ Ма́ти Го́спода Вы́шняго,/ за всех мо́лиши Сы́на Твоего́ Христа́ Бо́га на́шего,/ и всем твори́ши спасти́ся,/ в держа́вный Твой покро́в прибега́ющим./ Всех нас заступи́, о Госпоже́ Цари́це и Влады́чице,/ и́же в напа́стех и в ско́рбех, и в боле́знех обремене́нных грехи́ мно́гими,/ предстоя́щих и моля́щихся Тебе́ умиле́нною душе́ю/ и сокруше́нным се́рдцем,/ пред пречи́стым Твои́м о́бразом со слеза́ми,/ и невозвра́тно наде́жду иму́щих на Тя,/ избавле́ния всех зол,/ всем поле́зная да́руй,/ и вся спаси́, Богоро́дице Де́во:// Ты бо еси́ Боже́ственный покро́в рабо́м Твои́м.
Перевод: Заступница усердная, Матерь Господа Всевышнего, за всех молишь Ты Сына Твоего, Христа Бога нашего, и содействуешь спасению всех, под мощный Твой покров прибегающих. Всех нас защити, о Госпожа, Царица и Владычица, пребывающих в напастях, и скорбях, и болезнях, обремененных грехами многими, предстоящих и молящихся Тебе с умиленною душою и сокрушенным сердцем, пред пречистым Твоим образом со слезами, и имеющих твердую надежду в Тебе на избавление от всех зол. Всем полезное даруй и всех спаси, Богородица Дева, ибо Ты – Божественный покров рабам Твоим.
Кондак, глас 8
Притеце́м, лю́дие, к ти́хому сему́ и до́брому приста́нищу,/ ско́рой Помо́щнице, гото́вому и те́плому спасе́нию, покро́ву Де́вы,/ ускори́м на моли́тву и потщи́мся на покая́ние:/ источа́ет бо нам неоску́дныя ми́лости Пречи́стая Богоро́дица,/ предваря́ет на по́мощь, и избавля́ет от вели́ких бед и зол// благонра́вныя и богобоя́щияся рабы́ Своя́.
Перевод: Прибегнем, люди, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы; поспешим на молитву и подвигнемся на покаяние: ибо источает нам неоскудевающие милости Пречистая Богородица, спешит на помощь и избавляет от великих бед и зол благочестивых и богобоязненных рабов Своих.
Молитва
О, Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице! Со стра́хом, ве́рою и любо́вию пред честно́ю ико́ною Твое́ю припа́дающе, мо́лим Тя: не отврати́ лица́ Твоего́ от прибега́ющих к Тебе́, умоли́, Милосе́рдая Ма́ти, Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, Го́спода Иису́са Христа́, да сохрани́т ми́рну страну́ на́шу, Це́рковь же Свою́ святу́ю непоколеби́му да соблюде́т и от неве́рия, ересе́й и раско́ла да изба́вит. Не и́мамы бо ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я наде́жды, ра́зве Тебе́, Пречи́стая Де́во: Ты еси́ всеси́льная христиа́н Помо́щница и Засту́пница. Изба́ви же и всех с ве́рою Тебе́ моля́щихся от паде́ний грехо́вных, от наве́та злых челове́к, от вся́ких искуше́ний, скорбе́й, боле́зней, бед и от внеза́пныя сме́рти; да́руй нам дух сокруше́ния, смире́ния се́рдца, чистоту́ помышле́ний, исправле́ния грехо́вныя жи́зни и оставле́ние прегреше́ний, да вси, благода́рне воспева́юще вели́чия и ми́лости Твоя́, явля́емыя над на́ми зде на земли́, сподо́бимся и Небе́снаго Ца́рствия и та́мо со все́ми святы́ми просла́вим пречестно́е и великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание
Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ от него́же истека́ет благода́тная по́мощь// всем, с ве́рою притека́ющим к нему́.