С воскресным днем!

01.12.2024

С воскресным днем!

После того, как два брата подошли ко Господу и попросили Его разделить между ними их имение, Господь решил сказать в назидание притчу сию: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих? Хотя он и вообще был богат, у него вырос такой урожай, что он не знал, куда собрать плоды, видимо потому, что все амбары были у него переполнены. Глядя на свои поля, покрытые колосящейся пшеницей; на свои сады и виноградники с ветвями, отяжелевшими и склонившимися к земле от плодов – богач не поднял глаз к небу и не воскликнул радостно: «Слава Тебе и хвала, Всевышний и Всемилостивый Боже! 

Ты Своею силою и премудростью вызвал из сырой земли подобное изобилие! Ты Своим солнцем влил сладость во все плоды земные! Ты всякому плоду дал дивный вид и особый вкус! Ты стократно вознаградил мой малый труд надо всем этим! Как милостив Ты к рабу Своему, щедрыми руками Ты излил Свои блага на его лоно! О предивный мой Господи, научи и меня сими Твоими благами обрадовать братиймоих и соседей моих! Дабы и они вместе со мною радовались и в благодарении хвалили и славили всесвятое имя Твое и несказанную Твою милость!» Нет: вместо того чтобы вспомнить о Подателе таковых даров, он прежде всего беспокоится, где он эти дары разместит и в чем будет хранить. Как вор, который, когда найдет на дороге кошелек с деньгами, не думает, ни откуда кошелек, ни чей он, но прежде всего беспокоится, как бы его спрятать! В действительности и этотбогач есть настоящий вор. Он не мог бы утверждать, что все это обилие плодов является результатом его личного труда (и вор трудится, когда совершает кражу) или результатом его умения и интеллектуальных усилий (и вор использует свое умение, часто гораздо более совершенное, чем у землепашца и сеятеля). Богач не приложил и не мог приложить никаких усилий, чтобы светило солнце, шел дождь, дули ветры, рождала земля. А это суть четыре главные стихии, делающие, по милости Божией, возможным плодоношение трав и деревьев. Поэтому и этотобильный урожай не принадлежит ему ни из-за его ничтожных трудов, ни по правусобственности, так как он не является хозяином ни солнца, ни дождя, ни ветров, ни земли. Обильный урожай есть дар Божий. 

Как безобразно будет выглядеть человек в глазах всех окружающих, если примет от кого-либо подарок и не поблагодарит, и даже не посмотрит на дарящего, но сразу поспешит спрятать подаренное в надежном месте! Порядочный нищий, получив корку черного хлеба, благодарит дающего. А этот богач, при таком обилии жатвы, не поблагодарил Бога ни единой мыслью, ни единым словом, даже ни единой радостной улыбкой при виде такого чуда и такой благодати Божией. Вместо молитвы, вместо благодарности, песнопения Богу и радости сердечной он сразу же начинает мучиться, беспокоясь о том, как бы ему собрать все это богатство и разместить его так, чтобы ни одно зерно не досталось птицам небесным и ни одно яблоко – соседям-беднякам. 

И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. Вот что является главным трудом неразумного! Вместо того чтобы уничтожить в себе ветхого человека и создать нового, он вкладывает все свои силы в разрушение старых и создание новых житниц, новых амбаров и хуторов. Если и на следующий год он получит столь богатый урожай, то снова примется беспокоиться и трудиться над расширением старых или созданием новых житниц. И так из года в год его житницы будут становиться все более широкими и новыми, а душа – все более узкой и ветхой. И его старая пшеница будет гнить, как и его душа. Его будет окружать зависть, на него будут сыпаться проклятия. Так бедняки с завистью будут смотреть на его богатство, а голодные будут проклинать его за скупость и эгоизм. И, таким образом, его богатство будет способствовать и его гибели, и гибели его соседей. Его душа погибнет из-за скупости и эгоизма, а души его соседей – из-за зависти и проклятий. Видите, как безумный человек может употребить дар Божий и на свою, и на чужую погибель! Бог дал ему богатство как благословение, на спасение и ему, и его соседям, а он делает его и своим, и их проклятием. Святитель Иоанн Златоуст советует всем, которые в состоянии прислушаться к совету: «Насытился ли ты – вспомни об алчущем. Утолил ли ты жажду – вспомни о жаждущем. 

Согрелся ли ты – вспомни о мерзнущем. Живешь ли ты в палатах высоких и богато украшенных – введи в них и бездомного. Повеселился ли ты на пиру – развесели скорбного и печального. Оказали ли тебе честь как богачу – посети и ты убогих. Вышел ли ты радостным от своего князя – обрадуй и всех своих слуг. Если ты будешь к ним милостив и снисходителен, то и сам будешь помилован, когда душа твоя разлучится от тела».

Но алчный богач, о котором идет речь в Евангельском чтении, думал не только о том, как расширить свои житницы и собрать все плоды со своего имения. Что же он собирается делать после этого?

Пусть он скажет об этом сам: и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Как может душа есть и пить? Тело, а не душа ест и пьет собранное в поле. Да богач и думает о теле, когда говорит о душе. Его душа настолько срослась с телом и настолько ему уподобилась, что он с нею знаком по одному лишь названию. Невозможно более ясно выразить пагубный триумф тела над душой. Душа не питается пищею тленной, а он ей предлагает такую. Душа тоскует по своему Небесному Отечеству, где находятся ее житницы и ее родники, а он ее приковывает к земле, да еще и обещает, что будет держать ее, таким образом прикованную, много лет. Душа радуется Богу, а он и не упоминает имени Божия. Душа насыщается правдой и милостью, а он и не помышляет о том, чтобы с помощью своего богатства сотворить правду и милость бедным, несчастным и убогим людям вокруг себя. Душа жаждет чистой небесной любви, а он подливает масла в огонь страстей и его смердящим дымом окуривает душу. Душа требует своих нарядов; ее наряды суть «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание», как говорит апостол. Он же обряжает ее в пьянство, объедение, блуд и тщеславие. Как не умереть душе, придавленной тяжким трупом плоти? 

Но безумие богача проявляется еще и в том, что он считает себя господином времени и жизни. Так как, вот, он собирается есть и пить много лет. И что же, отвечает ему на это Бог:

Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Безумный, зачем ты мыслишь не разумом, а чревом? Как не в твоей власти был день твоего рождения, так не в твоей власти и день твоей смерти. Господь возжег свечи земной жизни, когда ему было угодно: Господь погасит их, когда захочет. Как богатство не могло приблизить час твоего прихода в мир, так оно не сможет и отдалить час твоего ухода из мира. От тебя ли зависит восход и заход солнца? От тебя ли зависит дуновение ветра? Так же не от тебя зависит и срок твоей жизни на земле! И так же не от тебя зависит существование твоих житниц и винных погребов, твоих загонов и хлевов. Все это Божия собственность, как и твоя душа. Каждый день и каждый час Господь может отнять у тебя Свое и отдать другому. Все это принадлежит Ему еще при твоей жизни, будет принадлежать и после твоей смерти. В Его руках твоя жизнь и твоя смерть. К чему ты говоришь о многих будущих годах? Твоя жизнь рассчитана до минут, человек. И твоя последняя минута может быть отсчитана уже сегодня. Потому не пекись о завтрашнем дне: что тебе есть, что пить и во что одеться; но более, много более, пекись о том, с какою душою предстанешь пред Богом, своим Творцом и Владыкой. «Ищи прежде Царства Божия, ибо оно есть пища твоей души» (Мф. 6:31–33).

Притчу сию Господь завершает словами: Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. Что же с ним бывает? Внезапно он расстается со своим богатством, а его душа – с телом. 

Богатство достается другим, тело предается земле, а душа идет в места, более черные, чем могила, где плач и скрежет зубов. Ни одно доброе дело не встретит его в Царстве Небесном, чтобы душа его могла получить там место. Его имя не найдется написанным в Книге Жизни и не будет ни известно, ни названо среди блаженных. Он принял свою плату на земле, и его душа не увидит Божиих небесных сокровищ.

О, как страшна внезапная, наглая смерть! Когда человек думает, что твердо стоит на земле, земля может неожиданно разверзнуться и поглотить его, как Дафана и Авирона (Чис. 16:32). Когда забывший Бога весельчак готовится веселиться еще долгие и долгие годы, сходит огонь и попаляет его, как Содом и Гоморру. Когда человек полагает, что он хорошо обеспечил свое положение и перед Богом, и перед людьми, вдруг он падает бездыханен, как Анания и Сапфира (Деян. 5:1). Наглою смертью грешник вредит и себе, и своим родным; себе, ибо умирает без покаяния; родным, ибо своей смертью наносит им неожиданный удар и оставляет свои дела не приведенными в порядок. Блажен, кто пред смертью болеет, терпит муки и страдания. Этим ему предоставляется случай и возможность еще раз сознательно окинуть взглядом всю свою жизнь; рассмотреть и пересчитать свои грехи; принести покаяние за все сотворенное зло, возрыдать ко Господу и очистить душу слезами, и вымолить у Него прощение; и самому простить всех, кто оскорблял его и вредил ему при жизни; благословить всех друзей и всех врагов; дать детям наставления бояться Бога, помнить о смертном часе и заблаговременно обогащать свою душу верою, молитвой и милостыней. 

Взгляните, как умирали угодники Божии и праведники в Ветхом Завете: Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф, Моисей и Давид. Все они перед смертью болеют, и в болезни их уста не разлучаются от имени Божия. Все они оставляют добрые заветы своим потомкам и благословляют их. Такова естественная смерть праведника. Но вы скажете: а разве многие праведники не погибали на войне внезапно? Нет. Праведники никогда не умирают наглою смертью. Они постоянно готовятся к смерти и каждый день ожидают расставания с этой жизнью. В сердце своем они непрестанно каются, исповедаются Богу и прославляют имя Божие. Так поступают праведники, живя в мире и благоденствии; тем более они так поступают на войне, в напастях и искушениях. Вся их жизнь есть постоянное приготовление к смерти. Потому они никогда и не умирают внезапно. 

Готовиться к смерти и означает в Бога богатеть. Так лишь истинно верующие в Бога и в иную жизнь подготавливаются к смерти, то есть к иной жизни. Безбожники никогда не готовятся к смерти: они готовятся к тому, чтобы жить на земле как можно дольше. Потому они боятся даже думать о смерти, а еще менее стараются в Бога богатеть. Тот же, кто готовится к смерти, готовится к жизни вечной. А каково это приготовление к жизни вечной, известно каждому христианину. Мудрый человек каждый день укрепляет свою веру в Бога, защищает свое сердце от неверия, сомнений и злобы, как мудрый хозяин защищает свой виноградник от вредных мошек и саранчи. Мудрый человек печется о том, чтобы каждый день исполнять заповеди Божии через дела всепрощения, милосердия и любви. Так он в Бога богатеет. То, что ему милее и драгоценнее всего, мудрый человек не держит в житницах и корзинах, но предает в руки Божии. Это – его душа, величайшее его богатство, единственное богатство, которое не истлевает и не умирает. Каждый день мудрый человек рассчитывается с сей жизнью и готов лечь и умереть с твердою верой, что оживет и предстанет пред лицем Божиим. («Думай сам в себе и говори: я не пребуду в мире сем дольше сегодняшнего дня – и во веки не согрешишь пред Богом» Прп. Антоний Великий). 

Нет ничего легкомысленнее, чем слова: «Хоть бы мне умереть внезапно, чтобы и не почувствовать своей смерти!» Так говорят безумцы и безбожники. Кто из апостолов, святителей или других угодников Божиих умер во сне? Или был поглощен землей? Или попален огнем? Кто из них покончил жизнь самоубийством? Потому люди мудрые и набожные говорят: «Да будет воля Божия!» Лучше годами болеть, быть покрытым коростой и корчиться в судорогах, чем умереть наглою смертью без покаяния. Так как и муки в этом мире проходят быстро, как и радости. 

А в мире ином нет ничего временного и преходящего, но все вечно: и радости, и муки. Значит, лучше немного помучиться и поболеть здесь, чем мучиться там. Потому что там и мера мук, и мера радости несравненно больше. Да будет воля Божия! Так мы молимся Всевышнему Богу, чтобы наглая смерть не похитила нас в наших грехах и беззакониях, но да помилует Он нас, как помиловал царя Давида и дарует нам прежде конца покаяние. Пусть по милости Своей подаст нам знамение приближения нашей смерти, чтобы мы могли, поспешив, совершить еще какое-нибудь доброе дело и спасти душу свою от огня вечного. Да напишутся и наши имена в Книге Живых, и да будут и наши лица среди праведников во Царстве Христа Бога нашего. Ему же подобает честь и слава, со Отцем и Святым Духом – Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

 

С первым днем зимы Вас! С предвкушением предстоящих зимних праздников: Рождества Христова и Нового года! 

Сегодняшнее наше письмо хотим посветить одной очень душе полезной притче, рассказанной Иисусом Христом нам в предостережение.

Притча о богаче и нищем Лазаре.

Эта притча написана в Евангелие от Луки, глава 16: 

«Жил один богатый человек. Он одевался в самую дорогую и изысканную одежду и каждый день устраивал великолепные пиры. А у его ворот лежал нищий по имени Лазарь. Он был весь покрыт язвами и был бы рад даже объедкам, падающим со стола богача. Собаки подходили и лизали его язвы. Но вот нищий умер, и ангелы отнесли его к Аврааму. Умер и богач, и его похоронили. В аду, где богач терпел мучения, он как-то поднял глаза и увидел вдали Авраама, а рядом с ним Лазаря. Он позвал: «Отец мой Авраам, сжалься надо мной и пошли Лазаря, чтобы тот обмакнул в воду кончик пальца и охладил мой язык, потому что я ужасно мучаюсь в этом огне». Но Авраам ответил: «Дитя, вспомни, что ты получил в своей жизни доброе, а Лазарь получал только плохое. Сейчас же он здесь получает утешение, а ты страдаешь. И кроме того, между нами и вами – огромная пропасть, так что даже если бы кто и захотел отсюда пойти к вам, он не смог бы, и никто оттуда не может перейти к нам». Богач сказал: «Тогда прошу тебя, отец, пошли Лазаря в дом моего отца. Ведь у меня пятеро братьев, пусть он предупредит их, чтобы и они не попали в это место мучений». Авраам ответил: «У них есть Моисей и Пророки, пусть их слушают». «Нет, отец Авраам, – сказал богач, – вот если бы кто-то из мертвых пришел к ним, тогда бы они покаялись». На это Авраам ему ответил: «Если они Моисея и Пророков не слушают, то даже если кто-то воскреснет из мертвых, их и это не убедит»». 

Важно понимать, что, как говорит Господь в притче о богатом и Лазаре, страдать будет каждый, кто собирает себе сокровище земное, а не для Бога, не для Вечности. 

Вот есть вполне себе приличный мужик. Работает. Не пьет. Может быть, даже не курит. Но... от футбола его не оторвёшь. Как только чемпионат — всё, никто не подходи: ни дети, ни жена, все отстаньте сейчас. О чём это говорит? О том, что его сокровище там, на футбольном поле. 

А для кого-то это сериалы. Для кого-то это высокое искусство. Человек болеет, если он не сходил в театр, если он не сходил на оперу или на балет. То есть для него это не просто эстетическое удовольствие и обогащение души способностью чувствовать и выражать свои чувства, но нечто большее. 

Возможно, Вы встречали таких вот заядлых театралов, которые просто обязательно ходят во все театры, знают там каждого актёра, кто в каком спектакле сейчас играет, кто с кем живёт, кто развёлся. Человек, для которого эта театральная жизнь становится главным сокровищем. Туда лежит жизнь такого человека. 

Для кого-то это алкоголь. Сейчас много разных химических средств, которые можно курить, которыми можно колоться, которые можно пить, лизать — всё что угодно. Но суть одна и та же: человек посредством этих химических препаратов входит в неестественное состояние ума и души и получает такое вот химическое удовлетворение, удовольствие, которое в народе просто называют кайфом. И для него кайф становится счастьем. Истинного счастья человек не знает, но душа просит счастья. Вот, пожалуйста, есть кайф.  

Хорошо, там не кайф, а вино. Хорошо, не вино — кино. Хорошо, не кино — всё что угодно. Собирание материальных благ или материальных, пусть не ценных для других, но ценных для тебя, каких-нибудь пробок, исторических бутылок кока-колы с момента её создания. Кто только чего не собирает. И это становится его сокровищем. 

Сокровищем человека могут быть и эмоциональные переживания, переживания сильных чувств, переживания этих сильных эмоций, получаемых, например, на рок-концерте.  

Христос таким людям не нужен. Им не нужно спасение. Им не нужна любовь, чистота, святость — то, ради чего христиане стремятся соединиться с Христом и произвести в себе эти изменения, чтобы приобрести состояние чистоты, ясности ума, святости, радости, любви. 

Но апостол Павел говорит: «Всё мне можно, но не всё полезно. Всё мне можно, но ничто да не обладает мною». Да НЕ стану я рабом ни той же самой водки, ни той же самой рок-музыки, ни того же самого футбола, ни той же классической музыки, симфонической, замечательной. 

Да не буду я рабом никого, кроме Божественной любви, которой христианин стремится предать себя всячески, открыть свою душу и впустить в себя эту Божественную любовь! 

Если мой Владыка — это Бог-Любовь, если я раб этой Божественной Любви, если все мои мысли, чувства, дела, принятие решений продиктованы Божественной Любовью, и Божественная Любовь действует во всех моих словах, делах, поступках, мыслях, молитвах — вот это и есть быть рабом Божиим! 

Это счастье — стать истинным рабом Божиим, истинным носителем Царства Божия в себе, о котором говорил нам Христос, что Царство Божие внутри вас есть. То есть, когда внутри нас царствует Бог, который есть любовь! 

Пусть вот эта Божественная любовь, чистота и святость будут для нас единственным и главным нашим сокровищем, которое мы будем в клети своего сердца, вот в этом сундучке из плоти и крови, хранить и преумножать! 

А остальное… Не важно, что мы имеем в этой земной жизни. Важно только одно — с чем и куда мы выйдем из этой земной жизни, причём не зная, когда и в какой момент, как тот евангельский богач, которому было сказано: «Безумный, в эту ночь душу твою возьмут из этой жизни в вечность».

Аминь. 

Молитва св. Иоанна Кронштадтского 

О, кро́ткий и смире́нный се́рдцем Тво́рче, Жизнода́вче, Искупи́телю, Корми́телю и Храни́телю на́ш, Го́споди Иису́се! Научи́ Ты́ на́с любви́, кро́тости и смире́нию Ду́хом Твои́м Святы́м и укрепи́ на́с в си́х достолюбе́знейших Тебе́ доброде́телях, да не надмевают на́шего се́рдца да́ры Твои́ бога́тыя, да ни мни́м мы́, что́ мы́ пита́ем, довольствуем и поддерживаем кого́-ли́бо: Ты́ – о́бщий все́х Кормилец – питаешь, довольствуешь и хранишь; все́ под крылами Твоея́ бла́гости, щедро́т и человеколю́бия дово́льствуются и поко́ятся, а не под на́шими, и́бо мы́ са́ми име́ем ну́жду укрываться в те́ни крыл Твои́х, – ка́ждое мгнове́ние на́шей жи́зни. На́ши о́чи устремлены к Тебе́, Бо́гу на́шему, я́коже о́чи ра́бв руку́ госпо́дий, о́чи рабы́ни в руку́ госпожи́ своея́, до́ндеже уще́дриши на́с. Ами́нь. 

Перевод: О, кроткий и смиренный сердцем Творец, Податель жизни, Искупитель, Управитель и Хранитель наш, Господи Иисусе! Научи Ты нас любви, кротости и смирению Духом Твоим Святым и укрепи нас в этих столь дорогих Тебе добродетелях, да не надмевают нашего сердца дары Твои богатые, да не возомним мы, что мы насыщаем, обеспечиваем и поддерживаем кого-либо: Ты – всеобщий Благодетель – питаешь, обеспечиваешь и охраняешь; все под крылами Твоей благости, милосердия и человеколюбия довольствуются и покоятся, а не под нашими, потому что мы сами имеем нужду укрываться в тени крыл Твоих, – каждое мгновение нашей жизни. Наши очи устремлены к Тебе, Богу нашему, как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабыни – на руку госпожи её, доколе не помилуешь нас (Пс.122:2). Аминь.