21.11.2024
С Праздником Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных!
Из Слова Божия мы видим, что Ангелы непрестанно служат нашему спасению вместе со святыми людьми Божиими, даже более о нем радуются и заботятся, чем сами люди. Рождается Христос, и вместо людей, не узнавших часа пришествия к ним Спасителя их, даже не принявших Того, Кто «к своим пришел», Ангелы славословят рожденного Богомладенца чудною песнью, теперь и нами с духовным восторгом повторяемою: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Крещается ли Христос и после крещения побеждает диавола в пустыне, опять не видим людей, которые помогали бы Христу, искушаемому в Его подвиге; вместо людей, которые потом, желая подражать подвигу Христову, уходили целыми толпами в пустыни, теперь опять одни Ангелы служат Христу. Страждет ли Христос в саду Гефсиманском, когда душа Его скорбит смертельно и Он молится до кровавого пота, опять нет около Него людей соскорбящих, лишь Ангел укрепляет Его; даже ближайшие ученики Петр, Иаков и Иоанн спят тяжелым сном, по слову еще ветхозаветного псалмопевца о Христе: Поношение сокрушило сердце Мое, и Я изнемог, ждал сострадания, но нет его, – утешителей, но не нахожу (Пс. 68, 21). Правда, Петр хочет поднять меч в защиту Христа, когда настал час Ему предану быть в руки грешников, но не такой помощи искал Христос, страждущий от людей, имея возможность для избавления Своего иметь более, нежели двенадцать легионов Ангелов. И свидетелями славного воскресения Его являются одни Ангелы, они благовествуют о воскресении разбежавшимся от страха ученикам и забывшим все глаголы Его.
А в нашей жизни как непрестанны и превосходны действия Ангелов! Ведь они постоянно желают проникнуть в тайну нашего спасения, они, как хранители, окружают каждого из «малых сих», они радуются о каждом грешнике кающемся более, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии; для них Господь устрояет трапезу духовного веселия как для друзей Своих ближних, когда кто-либо из людей, подобно блудному сыну в притче, мертв был и ожил, пропадал и нашелся. Из них Господь хочет составить единую с нами Церковь – земную и небесную, сделать нас друзьями и сожителями Ангелов.
Для этого Он и сошел на землю, чтобы взять на рамо Свою заблудившуюся овцу – человеческий род и соединить ее с Ангелами, восполняя людьми лики Ангелов, отпадших вместе с сатаною. И вот, несмотря на такое близкое и непрестанное участие Ангелов в деле нашего спасения, исполненное столь великой и заботливой любви, мы так мало их замечаем. Между тем святая Церковь напоминает нам о них непрестанно. Не только нынешний светлый праздник и иные учредила она для особенного прославления Небесных Сил, но и каждый день внушает нам разные моления Ангелам, каждый понедельник особенно назначает для их прославления и для испрошения молитвенного их ходатайства. Очевидно, будучи плотью, очень мы вперяем свои очи телесные, приковываем очи самого сердца лишь к земному и видимому; оттого о небесных силах бесплотных забываем и молитвенного их ходатайства и помощи, которые они как слуги, забывающие свое небесное величие и славу, готовы являть нам, почти не просим.
Сегодня, прославляя их, мы должны, в первую очередь, брать с них пример – пример с их любви к Богу, пример с их ревности по Богу, пример с их смирения пред Богом и осознания своего места в этом мире, которое каждому определил Господь. Война вечна со времени падения денницы, и войны происходят не только среди людей. Войны бывают и духовные, как это было с Архангелом Михаилом и денницей, как это происходит и доныне, так как жизнь каждого человека есть тоже война, где поле битвы – сердце человеческое. Как сказал апостол Павел: “наша брань не против крови и плоти, но против… духов злобы поднебесных” (Еф. 6, 12).
Действительно, деннице не нашлось места на небе. Он был низвергнут оттуда Архангелами Божиими. На небе места ему не нашлось, но здесь, на земле, зачастую ему находится место в сердцах людских. И когда люди, будучи соблазненными теми или иными предложениями, поворачиваются в его сторону, они, тем самым, отворачиваются от Самого Бога.
Поэтому мы должны брать пример с Архангела Божия Михаила и с его воинства небесного, которое по своей любви, по своей ревности, по своему смирению непрестанно печется о славе Божией.
Так и мы, православные христиане, подобно Архангелу Михаилу, должны иметь девиз в своей жизни: “Никто, кроме Бога”. Как говорят святые отцы, если Бог у нас будет на первом месте – за что и боролся Архангел Михаил, – тогда все остальное будет у нас на своем месте. Если мы в своей жизни будем ставить на первое место Бога, думать о Его воле, о том, как было бы угодно Ему, тогда действительно все, что происходит вокруг нас, и все то, как мы устраиваем свою жизнь, будет происходить по воле Божией.
Подобная вера в помощь небесную как бы невольно усиливается у тех, кто добровольно становится лицом к лицу со смертию, как, например, наши воины, полагающие жизнь свою за Веру, Отечество. Для них, отрешившихся от привязанностей к земной жизни, очевиднее знамения небесного заступления, они с большей верой читают приведенные слова псалма, которыми сохраняются от многих опасностей, ведущих к неминуемой смерти. Итак, если и мы, здесь оставшиеся, отстранимся, хотя бы подобно воинам нашим, от тех крепких уз, которые сплетаем себе чрезмерным пристрастием к благам и удовольствиям земным, если отложим, как и они, беспечность и вооружимся на подвиг борьбы с омрачающими дух наш плотскими пристрастиями, то узрим явственнее и небесное заступление нашего отечества ангельскими воинствами, и непрестанное воинствование их с нами, подвизающимися на земле, желающими восприятьсветлость духов праведников совершенных, на небесах вместе с Ангелами.
Помоги нам, Господи, по молитвам всего воинства небесного, быть достойными воинами Христовыми. Не зря в Таинстве Крещения каждого человека именуют “воином Христа Бога нашего”. Подобно воинству небесному, каждый христианин должен себя в этом мире ощущать воином Христа Бога нашего, с ревностью нести свой крест и на первом месте иметь Бога в своей жизни. Тогда мы будем иметь надежду на вечное спасение, потому что вместе с ангельским небесным воинством, рано или поздно представ пред Богом, по Его милости, молитвами и предстательством Небесных Сил бесплотных, каждый из нас будет иметь надежду сподобиться вместе с ними прославлять Царя Небесного в Его Царствии. Аминь.