От всей души поздравляем Вас с Праздником Входа Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим, в Русской традиции называемый Вербным воскресением!
13.04.2025
От всей души поздравляем Вас с Праздником Входа Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим, в Русской традиции называемый Вербным воскресением!
С великим духовным торжеством, подобно древнему Израилю, празднует новый Израиль, то есть христиане, нынешний праздник.
Но во время самого торжественного входа Господня в Иерусалим мы видим не одну радость и торжество. Господь плакал во время ликования народа о горестной судьбе Иерусалима, готовившегося вскоре отвергнуть Мессию своего.
Мало того, Израиль даже боялся уверовать во Христа как духовного Царя, имевшего разрешить сердца людей от уз страстей земных Своим Крестом и страданиями, в лице своих вождей он объявил: «Если оставим Его (Христа) так, то все уверуют в Него, и придут римляне и овладевают и местом нашим, и народом» (Ин.11:48), то есть более всего эти вожди боялись, что Израиль, уверовав во Христа, потеряет земное свое царство, должен будет отречься от обладания тем, что его сердцу наиболее любезно.
Подобно древнему Израилю, не легкомысленно ли было, и наше духовное ликование в день сей? Осмыслили ли мы духовное торжество нынешнего праздника теми помышлениями о Кресте и страданиях, какие занимали Самого Господа, входившего в Иерусалим? Та ли вера в победную силу Христовых страданий поднимала и радостью наполняла наш дух, которая побуждала пророка восклицать: «Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщиИерусалимля! Се, Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй», – спасаяйстраданиями Своими, «кровию завета» Своего? Помышляли ли мы о том, что хотя и дух Самого Христа был исполнен победного торжества при мысли о наступившем времени прославления Сына Человеческого, но путь к этой славе Он указал в Своих страданиях, сказав: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24), что лишь путем «возненавидения» себя, то есть своих земных пристрастий, мы можем испытать истинное духовное торжество Христово и только следуя за Христом путем страданий можем «войти в радость Господа своего». Мы настолько поставили удовольствие земное правилом своей жизни, что иногда едва ли не его только ищем, да и в самом храме начинаем сильно тяготиться пребыванием в нём, не испытывая непрерывного, хотя бы и чисто земного удовольствия. Конечно, милостив Господь, Он не лишает духовного утешения веры никого из нас при всей привязанности нашей к земным удовольствиям.
Со времени выхода Спасителя на проповедь, начала Его общественного служения это была четвертая Пасха. Совсем скоро Господу нашему предстояло пострадать за род человеческий, претерпеть распятие и умереть за людей на кресте. Конечно же, Сын Божий знал об этом, говорил о приближающихся событиях Своим ученикам. После того как Он на глазах у множества людей воскресил из мертвых уже четыре дня пребывающего во гробе Лазаря, Своего верного последователя и близкого друга, Спаситель удалился за Иордан. Но вот Он возвращается в Иерусалим, зайдя предварительно в Вифанию, где посещает дорогой для Его сердца дом: Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был одним из возлежащих с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. За трапезой к Лазарю, естественно, было приковано особое внимание, потому что люди находились под впечатлением его предивного воскресения.
Но тут Мария, сестра Лазаря, совершает действие, которое не всеми присутствующими было воспринято однозначно. От недавнего погребения ее брата оставался фунт драгоценного мира, которым помазывали тела усопших. И вот Мария, взяв этот благовонный состав, помазала ноги Господа и благоговейно и смиренно отерла их своими волосами. Преисполненная признательности к Господу, так она совершила обычный у иудеев обряд гостеприимства. Дело в том, что в Палестине было принято, когда дорогой и почтенный гость входил в дом, омывать ему ноги и помазывать голову, а иногда и одежды благоуханным маслом. По словам Святителя Иоанна Златоуста, Мария по сравнению со своей сестрой всегда была «более духовною». Мирские хлопоты и заботы она ставила ниже благоговейного почтения к Божественному Учителю и духовного совершенствования. И потому она приступила к Спасителю не как к человеку, а как к Богу. Мы видим, что Христос не стал удерживать ее, не возражал против совершаемого ею действия. Это значит, что поступок Марии был Им принят и угоден Богу. Зато как восприняли ее действие окружающие?
Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? И тут же евангелист Иоанн Богослов поясняет: сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик, и носил, что туда опускали. Деньги для Иуды заменяли все. Мы знаем, что за деньги продал он Божественного Учителя. Сейчас же вопросом своим Иуда высказывал непочтительность к Господу, так как, по его утверждению, драгоценному миру можно было бы найти более достойное применение, чем воздание почестей Христу. Одновременно в этом вопросе чувствуется и злоба, и зависть: почему не его, Иуду, так уважительно принимают в этом доме?! Видимое же попечение о нищих есть не что иное, как ярко выраженное фарисейство, желание выставить перед другими людьми свое мнимое благочестие и доброту. На самом же деле им двигали сребролюбие и жажда наживы.
Но Господь защитил перед всеми действия Марии: оставьте ее, она сберегла это на день погребения Моего; ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. Эти слова Спасителя не совсем были тогда понятны Его ученикам, потому что, по любви своей, они отказывались, не хотели верить в скорую смерть Господа. Но настоящее событие – помазание ног Христа миром – момент великий, пророческий. Сама того не осознавая, Мария предрекла приближающуюся жертву Божественного Агнца, закланного за грехи человеческие. Кроме того, этими словами Спаситель подчеркивает, что милосердие к нищим есть постоянный и несомненный долг каждого христианина.
Множество чудес совершил Господь, но ни одно не вызывало у вождей иудейских такой ярости, как недавнее удивительное воскрешение Лазаря. Они пребывали в ярости от величия и несомненности совершённого чудесного действия, жаждали расправы не только над Спасителем, но и над Лазарем. Но именно это чудо и явилось причиной такой торжественности входа Господа в Иерусалим. На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Разговоры и слухи о воскрешении Лазаря, безусловно, дошли и до иерусалимцев. Их взволновало, что благословенный Чудотворец входит в город. От искренности сердца и естественности порыва они решили воздать Учителю из Назарета должные почести. Никто не руководил действиями простых людей. Эта встреча не была подготовлена заранее, просто души человеческие возликовали от величия славы Божией и несомненности чудес. Взяв в руки пальмовые ветви, по восточному обычаю, народ встречал своего Царя, встречал Мессию, Который, по их мнению, и должен был воцариться в Израиле. Люди ликовали, думая, что именно сейчас начинается земное царствование Господа, но они не понимали, что Царство Божие на земле уже пришло, наступило, восторжествовало в душах, исповедающих Христа. Опять столкнулось материальное и духовное, временное и вечное, земное и небесное.
Посмотрите, ведь и само вхождение Господне в Иерусалим было необычно и несло в себе глубокий смысл: Иисус же, нашедши молодого осла, сел на него, как написано: не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Именно так о Мессии пророчествовали ветхозаветные книги. Под Сионом всегда разумелся город Иерусалим и Ветхозаветная Церковь. Что же касается объяснения выражения дщерь Сионова, то оно говорит о Новозаветной Церкви, созидавшейся Господом. Только по прошествии определенного времени ученики Христа поймут символичность входа Господня в Иерусалим и пророчества об этом событии древних писаний. Сейчас же ликование народа было вызвано, как уже говорилось, чудом воскрешения Лазаря, молва о котором не сходила с уст иудеев: потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
Давайте еще раз духовными очами посмотрим на описываемые евангелистом Иоанном события. Вот мы с вами вместе с Господом пребываем в Вифании, в доме воскрешенного Лазаря, и видим, как Мария возливает на ноги Спасителя дорогостоящее миро. Мы слышим упрек Иуды и внешне возмущаемся его вопросу. А внутренне? Разве не бывает и в наших сердцах ропота, когда мы видим жертвы, приносимые благочестивыми людьми в дар Богу? Разве строительство и благоукрашение храмов не вызывает порой иудиного вопроса: зачем такие траты? А ведь это происходит лишь потому, что по-прежнему на первое место ставим мы земное, а не духовное, думаем о плотском, а не о благодати.
Торжественно, по-царски совершался вход Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим. С великой радостью встречал Спасителя иудейский народ.
Казалось, что все эти люди, расстилавшие перед грядущим Сыном Божиим свои одежды и пальмовые ветви, навсегда уверовали во Христа как в обетованного Мессию. Но что же произошло дальше? Буквально через несколько дней те же люди в оголтелой ярости станут кричать: Да будет распят! Кровь Его на нас и на детях наших (Мф.27:23, 25). Воззрим же внимательно на собственные души: разве пример отступления иудейского народа не напоминает наше малодушие, нетвердость в вере, нестойкость в убеждениях? Ведь и мы, движимые общественным, а не самостоятельным мнением, в едином порыве толпы порой склонны то возносить кого-то до небес, то низвергать до бездны. Как изменчиво, обманчиво и противоречиво бывает общественное мнение! Мы весьма охотно осуждаем, не менее охотно приговариваем, мня себя справедливыми судьями. Но, скажите, кто определил степень этой справедливости, кто уполномочил нассебя оправдывать, а других судить?
Наконец, из этого Евангельского чтения поучимся у иерусалимских жителей и паломников выражать свою радость при встрече с Господом, потому что на момент, описанный в Евангелии, они действительно радовались и действительно ликовали. Постилая свои одежды на пути Спасителя, люди выражали готовность всю жизнь посвятить на служение Царю Израильскому. Подражая им, и мы с вами воплотим радость Богообщения в дела милосердия и любви, в сострадание ближним, в веру и благочестие. Сбросим с себя все то, что загрязнено грехами нашими, оденемся в одежды правды, добра и духовной чистоты.
При встрече с Господом Иисусом Христом люди срезали пальмовые ветви, постилали их на дороге махали ими в воздухе, выражая свое ликование при виде долгожданного Царя. Сподобимся же и мы так встречать Сына Божиего, уподобим всю нашу жизнь свежей зеленой пальме, приносящей великолепные духовные плоды, благоугодные Богу и ближним нашим. Народ израильский при встрече с Господом в приветственных криках выразил всю глубину своих чувств. Будем же и мы всегда славословить Бога, воспевать Его в молитвах и песнопениях, вести себя в жизни так, чтобы сами мы были достойны этой благословенной встречи – встречи Царя Небесного. Но при этом вовек не откажемся от истинной радости, от полноты Божественной любви и не уподобимся иудейскому отступничеству, даже если за это нам будут обещаны самые вожделенные земные блага. Господь вошел в Иерусалим не для собственной славы, а для того, чтобы добровольно претерпеть крестные страдания. Этим Он, Спаситель наш, дал всем любящим Его пример величайшего самоотвержения. Через страдания, распятие и смерть, через подвиг, совершаемый для спасения других, Господь вступил в славу Свою. И мы, стремящиеся приобщиться к Божественной славе, должны быть готовы к самопожертвованию, должны достойно противостоять своим грехам, страстям, беззакониям, порокам, победить в себе гордость, тщеславие, самолюбие. И искать для себя не того, что с человеческой точки зрения необходимо нам, нашей плоти, а того, что угодно Богу и нужно для спасения души.
Заканчивается еще один святой Великий пост… Но что есть вся наша жизнь? Разве не непрестанная Четыредесятница, полная трудов и подвигов, духовной борьбы и воздержания, покаяния и исправления? Впереди – Страстная седмица время воспоминания страданий Господних. Сын Божий входит ныне в Иерусалим. Люди ликуют, но сердце Спасителя преисполнено глубокой печали. О погибающих проливает Сын Божий драгоценные слезы Свои. Не о нас ли с вами плачет Господь?! Есть ли в наших душах та неизреченная любовь к Господу, которая позволит нам достойно встретить и провести страшные и святые дни грядущей Страстной седмицы? Совлечем же с себя одежды греха и благоговейно поднесем Спасителю цветущие ветви нашей истинной православной веры и христианской надежды на будущую вечную жизнь. Исповедуем Господа нашего Иисуса Христа не только Царем мира видимого и невидимого, но и вечным Царем душ и сердец наших. Как утверждает преподобный Симеон Новый Богослов, «Господь – световидный Источник бессмертного потока. В этом Источнике омываются водой, текущей от Него, очищаются душевно и телесно от всякого осквернения и начинают сиять как светила и как лучи солнца все те, которые любят Его от всей души».
Миновала пятница - последний день Великого поста. Наступила затем вчера Лазарева Суббота, а сегодня - Вербное воскресенье, Праздник Входа Господня в Иерусалим!
С завтрашнего дня, с понедельника, начнется Страстная Седмица (Страстная неделя на современном языке). Это время особой молитвы - время быть рядом со Христом!
Сегодня мы вспомним очень важное событие -Вход Господень в Иерусалим.
Что же такое для христиан Иерусалим внутренний и Иерусалим Небесный?
Говоря о спасительном значении для христианина Входа Господня в Иерусалим, святые отцы не устают подчеркивать, что это событие имеет самое прямое отношение к каждому из нас. Ведь любой христианин призван духовно сделаться тем святым градом, в который – властно и спасительно – входит через посредство нашей церковной жизни Сам Господь.
Вместе с тем каждый верующий, на протяжении всего своего земного существования, должен стремиться к вступлению в Небесный, в Горний Иерусалим. Путь сюда невозможно найти вне Христа. Более того: лишь один Христос и может указать нам дорогу, а также ввести нас в пределы Своего духовного града.
Итак, тот Иерусалим, в который входит Христос, есть, по убеждению святителя Игнатия (Брянчанинова), «образ благочестивой души». Как уверен святитель Игнатий, именно о таком духовном входе Господа в человеческую душу и говорится в ветхозаветном псалме: Возмите врата, князи, ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы (Пс. 23: 7). Согласен со святителем Игнатием и автор гомилии, приписываемой святителю Епифанию Кипрскому, который в праздник Недели Ваий настойчиво призывает всех христиан: «отверзем Царю входы душ…»
В этом смысле каждому из нас надлежит сделаться, по выражению святителя Феофана Затворника, «подлинным Христоносцем и Богоносцем». Причем мы должны, сначала очищаясь от грехов путем покаяния, а затем принимая в Себя Христа посредством Евхаристии, Причастия Его Телу и Крови, стремиться оставаться таковыми постоянно, чтобы не уподобиться иудеям, которые поначалу кричали осанна, а спустя несколько дней – распни, распни Его! Следует твердо и надежно хранить в себе вступающего в нас Христа, делаясь для Него, обитающего в нашей душе, святым градом, чистым и неприступным – для враждующих сил – Иерусалимом.
И тогда мы действительно сможем – легко и победно преодолевая ограничения законов времени и пространства – сделаться верными Христу участниками того хора, что искренне славил Господа две тысячи лет назад во время Его Входа в Иерусалим. Мы будем тогда держать в своих руках финиковые ветви, как знамения победы над диаволом. Мы сами окажемся теми одеждами, которые расстилали перед Христом прославляющие Его люди: ведь, по словам святителя Софрония, раз Господь Сам говорит о Себе Я есмь путь (Ин. 14: 6), это означает, что мы должны разостлать по Нему, как по спасительному Пути, всю нашу жизнь – с ее самыми различными и сложными обстоятельствами, трудностями, скорбями, радостями, духовными поисками, молитвенными воздыханиями, покаянными порывами, церковной жизнью, делами милосердия и воздержания, христианскими трудами… В конечном же итоге – и в этом сравнении нет ничего обидного – мы должны стать и теми, на кого воссядет Христос: сделаться подобными тому ослику, на котором Господь въехал в Иерусалим. Как говорит об этом святитель Феофан Затворник, нам следует, вспоминая о событии того Входа Христа, «прославлять Господа, благоволившего воссесть и на нас по постланным поверх нас одеждам апостольский учений, воссесть воцарением над душами нашими».
При этом Господь не просто восседает на нашей душе, но и на ней движется.
Куда? Конечно же, в тот самый Горний Иерусалим, в который мы все призваны – в Нем, с Ним и Его силой – войти…
Некогда вместе с Господом в Иерусалим вступил и маленький, тихо и размеренно идущий ослик, на котором восседал Христос. Слова приветствия, крики осанна, лес пальмовых ветвей относились совсем не к нему. Ослик терпеливо шел вперед – еще совсем молодой, нетвердыми шагами, сгибаясь под тяжестью восседавшего на нем Человека. Правда, ему под копыта бросали яркие разноцветные одежды, но он вряд ли относил их на свой счет. Может быть, ему удавалось ухватить немного зелени с тех ветвей, что держали в руках люди, славившие его Седока: но это, пожалуй, все, что могло ему тогда достаться… И все же он – смиренно и безропотно пройдя весь свой нелегкий и долгий путь – достиг его конца и вступил в священный град Давида, в Иерусалим. И неся тогда на себе своего Наездника, он пришел вместе с Ним к самым дверям того Храма, где обитала и являла Себя верующим Сила и Слава Божия…
Конечно же, образная параллель между осликом, на котором ехал Господь, и христианской душой довольно условна и может показаться наивной и неубедительной. Однако святым отцам этот образ оказывается очень близок и дорог. Ведь ослик – смирное и кроткое животное, а к чему, как не к смирению и кротости, призывается христианская душа? Потому-то автор гомилии, приписываемой святителю Амвросию Медиоланскому, развивая эту символическую параллель, говорит, обращаясь ко всем христианам: «Ныне» в нашей духовной жизни этого молодого осленка «заменяет всякая праведная душа; на ней Господь… входит в Иерусалим тогда, когда, обитая в душах наших, возбуждает в них отвращение от мира и любовь к Небесному Отечеству».
А продолжающий ту же мысль святитель Феофан Затворник призывает каждого христианина: «понудим себя удержать Его [Христа] на себе до тех пор, пока Он, нами носимый, нас, носящих Его, введет в Иерусалим Небесный, как Носящий всяческая»…!
Аминь.
Тропарь на Вход Господень в Иерусалим, глас 1
О́бщее воскресе́ние/ пре́жде Твоея́ стра́сти уверя́я/ из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же./ Те́мже и мы, я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще,/ Тебе́ Победи́телю сме́рти вопие́м:/ оса́нна в вы́шних,// благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.
Перевод: В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя, из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, держа символы победы, Тебе – Победителю смерти воззовем: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!» (Пс.117:25-26)
Ин тропарь на Вход Господень в Иерусалим, глас 4
Спогре́бшеся Тебе́ креще́нием, Христе́ Бо́же наш,/ безсме́ртныя жи́зни сподо́бихомся воскресе́нием Твои́м,/ и воспева́юще зове́м:/ оса́нна в вы́шних,// благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.
Перевод: Погребенные с Тобой в крещении, Христе Боже наш, мы бессмертной жизни удостоились воскресением Твоим, и в песнях восклицаем: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!»