Акафист Воскресению Христову

вкл. . Просмотров: 538

Акафист Воскресению Христову

Акафист Воскресению Христову

АКАФИСТ

Кондак 1

Господь Воинств Неба и земли, победно благодарственное пение приносим Тебе, рабы Твои, в ад Сошедшему и с Собою всех нас воскресившему, и наше избавление празднуя, радостно поём:

Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав! 

Икос 1

Ангел Господень, в вечер субботний в землетрясении великом сошёл с Небес, отвалил камень от дверей гроба Иисусова и сел на нём. От страха задрожали стерегущие и были словно мёртвые. Мы же Воскресшему Живому Богу с мvроносицами поклоняемся и Пасху таинственную благовествуем, воспевая: 

Христос воскрес, и князья адские пали!

Христос воскрес, и устрашились врата адовы!

Христос воскрес, и сокрушились врата медные!

Христос воскрес, и твердыни адовы стали в запустении!

Христос воскрес, и смерть рыдает!

Христос воскрес, и ад вопиет:

Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав! 

Кондак 2

Видя Мария Магдалина, и Мария Иаковлева и Саломия юношу в гробе Иисусовом, одетого в одежду белую и сидящего там, ужасались. Он же говорил к ним: Иисуса распятого ищите. Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его [, что Он воскрес из мёртвых…]:

Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав! 

Икос 2

Разумом человеческим (ограниченным) уразуметь пытаясь, Пётр и другой ученик бежали к гробу и, войдя в него, увидели одни лишь одежды и плат, который был на голове Иисуса, не с ризами лежащий, но особо свитый, на ином месте! Уверовав, ученики воспели с радостью: 

Христос воскрес, и вся тварь радуется!

Христос воскрес, небеса да веселятся!

Христос воскрес, и ликуют вместе с нами Ангелы!

Христос воскрес, и осветилась преисподняя!

Христос воскрес, воспойте с радостью, спасённые от смерти [, из ада]. Пой же Господу вся земля:

Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав! 

Кондак 3

Силою свыше облёк Господь Своих учеников после Воскресения! Они пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус! Когда они пришли, им сказал Иисус: Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам. Они поклонились Ему, возглашая:

Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав! 

Икос 3

Имея в сердце своём любовь к Учителю, Мария Магдалина стояла у гроба снаружи и плакала. И, видя и принимая Восставшего из мёртвых за садовника, спросила: Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Однако неожиданно услышала: Мария, восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. И она идёт и возвещает ученикам: 

Христос воскрес, и жало греховное притупилось!

Христос воскрес, и мир от потопа греховного спасся!

Христос воскрес, и мы от рабства вражьего освободились!

Христос воскрес, и дьявола прельщение упразднилось!

Христос воскрес, «истребив учением бывшее о нас рукописание!»

Христос воскрес, и вся тварь обновилась, зовуще:

Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав! 

Кондак 4

Бурю помышлений сомнительных внутри себя имел Фома, поэтому другим ученикам, сказавшим ему, что видели Господа, возразил: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю», но, когда уверовал, с радостью возопил:

Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав! 

Икос 4

Услышав Фома ученик, видевших Господа, и очами своими желая Того же увидеть, сказал, что сам «если не увижу… не поверю». «После восьми дней пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ»: 

Христос воскрес, Ты Господь мой!

Христос воскрес, Ты Бог мой!

Христос воскрес, и все мы нетление и жизнь приняли!

Христос воскрес, и мёртвые восстали!

Христос воскрес, и избавились осуждения и муки!

Христос воскрес, и жизнь из гроба воссияла нам, поющим:

Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав! 

Кондак 5 

Божества огнём не опалился Фома, ребро Спасителя дерзновенно осязав. Наоборот, он просветился, Бога, на спасение наше воплотившегося и вновь с плотью воскресшего, познав. Поэтому неверием своим блаженный Фома церковную веру утверждает, поэтому все верующие радостно поют:

Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав! 

Икос 5

Видя Иисуса воскресшего, ученики испугались, думая, что видят духа. Иисус же желая убедить их, показал им руки и ноги и рёбра Свои. Потом немного печёной рыбы и сотового мёда попросил и поел. После они, уверовав и страх свой и печаль свою, отложив, в радости воспели: 

Христос воскрес, грехи и немощи взял на Себя, а нам даровал прощение!

Христос воскрес, и ад ослеплён был блистанием Божества Его!

Христос воскрес, и тьма разрушена, и мрачные демоны отогнаны!

Христос воскрес, и истлевшее страстями человеческое естество обновилось!

Христос воскрес, и беззакония все наши очистил (простил)!

Христос воскрес, и мы все, в нетление облачась, песнь Ему победную приносим:

Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав! 

Кондак 6 

Вестников по Воскресении Твоём в мiр посылая, богоносных апостолов Твоих, дунув, говорит им: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Даже и до сего дня во всём мире члены церкви, от грехов освобождаемые, славят непрестанно Твоё милосердие и душами чистыми в радости поют:

Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав! 

Икос 6

Воссиял свет Твоего Воскресения, Христос, и во мрачных местах ада! Прощение и избавление благовествуя, Многомилостивый Христос, душам от века там содержащимся. Тобою ото лжи человекоубийцы, освобождаемы, радующиеся к свету Твоему устремляемся, поющие: 

Христос воскрес, и наши узы греха разорваны!

Христос воскрес, и вместо тени смерти – жизнь вечная!

Христос воскрес, и силы смерти уже не могут удержать человека!

Христос воскрес, и мучителя дерзость постыжена!

Христос воскрес, и рай вместо жизни в аду возвращён!

Христос воскрес, и мир воспевает Тебя:

Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав! 

Кондак 7 

Желая падшему Адаму послужить, Спаситель наш, на земле родился, и на земле того [Адама] не найдя, даже в ад сошёл ища [Адама], и, встретив Тебя внизу, в преисподних земли, со всеми спасаемыми поём:

Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав! 

Икос 7

Новой жизни начало положил Ты, Господи, Твоим славным Воскресением. Древнее теперь всё прошло: и ад и смерть, и власть дьявола. Свободна теперь вся тварь через познание Твоей Истины! Прежде омрачённые, ныне как дети Божии, ликуем и поём: 

Христос воскрес, бездну милости и щедрот излив на род наш!

Христос воскрес, в ров ниспадших нас вознёс наверх с Собою!

Христос воскрес, и мы от сетей демонских избавились!

Христос воскрес, и горесть греха в сладость райской жизни переменилась!

Христос воскрес, и некогда умерщвлённые ожили!

Христос воскрес, и нас возвёл в прежнее достоинство и мы взываем:

Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав! 

Кондак 8

Идя с Клеопою и Лукою в селение, отстоящее стадий шестьдесят от Иерусалима, и не узнан был ими, огорчён был, Спаситель, неверию их и несмышлёности, сказал: «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное [о Нём во всём Писании, и воспели:

Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав! 

Икос 8

Всего Себя, Бога истинного и человека совершенного, преподал (изъяснил), Спаситель, двум ученикам Твоим в Эммаусе, когда взял хлеб, благословил и, преломив и дал им. Тогда открылись у них глаза, узнали Тебя, Ты же невидим стал им, и воззвали: 

Христос воскрес, и жизнь воцарилась!

Христос воскрес, и дьявола лесть обличилась (стала видна)!

Христос воскрес, и жертва идолам прекратилась (теперь мы не служим идолам).

Христос воскрес, и вся земля приносит Ему жертву хваления!

Христос воскрес, и мы, вкусивши некогда запретного плода, ныне вкушаем пищу вечную!

Христос воскрес, и мы радости вечной приобщаемся, поющие:

Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав! 

Кондак 9

Все Ангелы, Христос наш Спаситель, Твоё Воскресение поют на небесах! Сподобь и нас на земле чистым сердцем в веселии воспевать:

Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав! 

Икос 9 

Оратор всемирный и учитель народов Павел богоглаголивый, словно труба, вопиет: Христос воскрес из мёртвых, «Он – начаток, первенец из мёртвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут». Поэтому Воскресение Христово увидя, в радости воспоём: 

Христос воскрес, и князь мира сего низвержен!

Христос воскрес, и трепещет преисподняя!

Христос воскрес, и «поглощена смерть победою!»

Христос воскрес, и ад пленён был державою Твоею!

Христос воскрес, и освободились мы от адовых уз!

Христос воскрес, и мы (пребывающие в аду), вечных мук избавившись, сынами воскресения явились и поём:

Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав! 

Кондак 10 

Ради спасения людей от рабства врага (дьявола), распятие и смерть претерпел, Господь, погребён был, в третий день воскрес. Поэтому Ангел, сияющий в гробнице, благовествует жёнам, возвещая:

Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав! 

Икос 10

Третий раз по Воскресению явился Иисус на море Тивериадском ловящим рыбу Симону Петру, и Фоме, и Нафанаилу, и сыновьям Зеведеевым и двум другим из учеников Его и, как Владыка всего, повелевает; закиньте сеть по правую сторону лодки, и слово тотчас стало делом, и рыб множество великое [было поймано], и трапеза необычайная готова на земле. Так и нас ныне мысленно насладиться ею удостой, Господи, воспевающих: 

Христос воскрес, и дана Ему власть на небе и на земле!

Христос воскрес, и Царство Божие настало!

Христос воскрес, и Тело Его, как Хлеб Жизни, все мы принимаем!

Христос воскрес, и Кровь Его, как Источника Бессмертного, вкушаем!

Христос воскрес, и Адам, освобождён, с нами ликует!

Христос воскрес, и Ева, от уз избавлена, радуется, взывая:

Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав! 

Кондак 11

Покаяние принёс Пётр после Твоего воскресения. Трижды он отрёкся от Тебя, и трижды же и исповедовал: «Господи! Ты всё знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя!» Трижды (поэтому) и услышал от Тебя сладчайшее на пасторство призвание: «паси овец Моих!». Поэтому и поёт:

Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав! 

Икос 11

Света Податель, словно солнце, воссиял в третий день из гроба и всё просветил светом истинного богопознания. Поэтому пребывающие во тьме неверия и сомнения уверуем с апостолами, ибо вот Господь, и не вопрошаем ныне: «Кто Ты?», но воскресшего Тебя славя, в радости зовём: 

Христос воскрес, и всех нас просветил Воскресением Своим!

Христос воскрес, и свет вечный воссиял, во тьме и тени смертной, сидящим!

Христос воскрес, и всем верным даровал таинственно осеняющее свыше Духа сияние!

Христос воскрес, и духовные глаза прежде слепых открылись!

Христос воскрес, и мы Отца света познали!

Христос воскрес, да обратятся все отвергающие Господа славы и с нами да воспоют:

Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав! 

Кондак 12 

Благодатью Твоей каждому человеку указывая наилучший путь спасения, Христос говорит Симону Петру: «когда состаришься, то прострёшь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведёт, куда не хочешь, давая разуметь, какою смертью Пётр прославит Бога». Возлюбленному же ученику (Иоанну) повелел пребывать, «покуда не придёт». Потому, если и разлучились апостолы, но, связанные союзом любви, согласно воспевали:

Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав! 

Икос 12

Воспеваем Твоё тридневное Воскресение, Христе, радуемся Твоему непреложному обещанию. Ты обещался неложно с нами быть до кончины века, от всякого зла избавляя и к вечной жизни направляя. Поэтому славя Тебя воспеваем: 

Христос воскрес, и мы от всякого зла избавляемся!

Христос воскрес, и нас одесную Отца с Собою посадил!

Христос воскрес, и нас причастниками вечной славы Своей соделал!

Христос воскрес, и некогда сокрушивший праотца сильный враг сокрушён!

Христос воскрес, и мы, прежде изгнанные с Ангелами, водворимся!

Христос воскрес, и с Собою всех нас воскресит, зовущих:

Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав! 

Кондак 13

О Пасха великая и священнейшая, Христе Иисусе, Спаситель наш, благодарно исповедуем спасительную великую милость Твою, вот и снова сподобил нас недостойных вкусить радости Светлого Воскресения Твоего. Удостой нас совершеннее приобщаться Тебя Сладчайшего в безвечерний день царствия твоего, и с Ангелами и всеми святыми во веки веков поём радостно:

Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав!

(Трижды) 

Затем читается 1‑й Икос и 1‑й Кондак  

Икос 1

Ангел Господень, в вечер субботний в землетрясении великом сошёл с Небес, отвалил камень от дверей гроба Иисусова и сел на нём. От страха задрожали стерегущие и были словно мёртвые. Мы же Воскресшему Живому Богу с мvроносицами поклоняемся и Пасху таинственную благовествуем, воспевая: 

Христос воскрес, и князья адские пали!

Христос воскрес, и устрашились врата адовы!

Христос воскрес, и сокрушились врата медные!

Христос воскрес, и твердыни адовы стали в запустении!

Христос воскрес, и смерть рыдает!

Христос воскрес, и ад вопиет:

Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав!  

Кондак 1

Господь Воинств Неба и земли, победно благодарственное пение приносим Тебе, рабы Твои, в ад Сошедшему и с Собою всех нас воскресившему, и наше избавление празднуя, радостно поём:

Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав! 

Молитва 

Слава Тебе, Господи Иисусе Христе, Боже мой, что опять сподобил меня недостойного, прошедшего путь святого поста, поклониться Божественным Страстям Твоим и видеть всерадостный день преславного Воскресения Твоего из гроба, в этот день освободил пребывающих очень давно в аду связанные души праведных. Той Божественной свободы духа и плоти, дражайший Спаситель мой, и я желаю, да освободи меня, связанного многими грехами, и да сотвори воссиять живоносному свету Воскресения Твоего в мрачной душе моей: вижу бесчисленные щедроты и невыразимое человеколюбие Твоё, ибо не только от небытия в бытие меня привёл, и образом Твоего подобием украсил, всей земной твари владыкой поставил меня, но и павшего затем (меня) с высоты и врагу поработившегося, не оставил, но, искупив меня бесценною Кровью Твоей, благодатью крещения наделил меня, да обрету утерянное достояние. Я же, окаянный, задержан (повержен) был умом плотским, обратился вспять и снова сделался рабом греха и страстей, пока один за другим не погубил все дары благодати Твоей. И ныне не знаю, что делать: но вспоминая слова пречистых уст Твоих, ибо не пришёл (Ты) призвать праведников, но грешников к покаянию, и я, как один из них, с верою и смирением прихожу к Живоносному Гробу Твоему не ароматы и благовонное мvро принеся (ибо я нищ и нет у меня благих дел), но надеясь обрести в нём прощение грехов моих и обновление нечистой жизни моей. Призри на меня, кающегося и служить Тебе желающего, и не отринь от благодати Воскресения Твоего! Живоносною смертью Твоей и погребением умертви мои лютые страсти, чтобы жил я словно мёртвый и погребённый для мира сего [так!]. Преславным воскресением Твоим воздвигни мою душу, умерщвлённую грехами, и оживи совесть, ибо она нужнее всего в мире. Вознесением Твоим отторгни меня от суетных и душетленных благ земных, и вложи в меня небесную мудрость, но чтобы не для себя жить и угождать, но Тебе, Господу и Богу моему, служа и трудясь, как я сподобился поклониться Воскресению Твоему на земле, так да сподоблюсь видеть Тебя, дражайшего Искупителя моего, и на Небесах, увенчанного славой за принятие крестной смерти, и, встав по правую руку Твою, с архангелами и ангелами, и со всеми искупленными Тобой братьями моими, вечно пою Тебе: Аллилуйя. 

Об Акафисте

Акафист Воскресению Христову, как и Акафист Владимирской иконе Божией Матери атрибутируются Патриарху Сергию во вступительной статье М. Козлова к этому изданию Акафистника. Это произведение представляет собой молитвенную поэму, составленную с соблюдением обычной для Акафиста конструкции, однако присутствие некоторых особенностей позволяет говорить о сильном влиянии тенденций возрождения литургической жизни, которые были озвучены на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Акафист Воскресению Христову состоит не из 25, а из 26 строф, которые, как обычно, носят название кондаков и икосов. Икос, как и обычно в Акафисте, делится на две части. Первая – повествовательная, раскрывающая священную историю евангельских событий; вторая – прославительная, состоящая из 6 херетизмов и рефрена. Рефреном Акафиста является тропарь Пасхи, и поэтому все 6 херетизмов во всех 12 икосах начинаются с возгласа «Христос Воскресе». Особенностью Акафиста является тождество рефрена икосов и рефрена кондаков, в отличие от других произведений этого жанра, где все кондаки, кроме 1, оканчиваются рефреном «Аллилуйя». Такое единство рефрена кондаков и икосов приближает Акафист Воскресению Христову к древним многострофным кондакам, от которых он отличается лишь присутствием постоянных 3 пар херетизмов. Частое, почти непрерывное звучание радостного приветствия «Христос воскресе» объединяет акафист с пасхальным богослужением, где это воскресное благовестие почти не умолкает.

Каждая строфа Акафиста начинается с традиционных «акростишных слов», отталкиваясь от которых Святейший песнописец прославляет спасительное событие Воскресения Христова. При внимательном чтении становится заметно, что повествовательная часть икоса очень сильно зависит от текста воскресных утренних евангелий и иногда почти дословно повторяет их. Так, 2 кондак связан со 2 утренним евангелием (Мк. 16:1–8); 2 икос – с 7 евангелием (Иоанн 2:1–10); 3 кондак – с 1 евангелием (Мф. 28:16–20); 3 икос – с 8 евангелием (Иоанн 20:11–18); 4 кондак и 4 икос, а также 5 и 6 кондаки связаны с содержанием 9 воскресного евангелия (Лк. 24:36–53); 10 и 11 икос связаны с 10 (Иоанн 21:1–14), а 11 и 12 кондаки – с 11 воскресным утренним евангелием.

Только 9 икос перефразирует не евангельский, а апостольский текст, цитируя слова св. ап. Павла из 1 послания к Коринфянам (1 Кор 15:20–22).

Из этой чреды почти дословного следования новозаветному тексту выпадает строфа, надписанная «ин кондак 3». Она начинается с обычного для 3 кондака слова «Силою…», но содержит не повествование о событиях Воскресения Христова, а мольбу о воскресении души, истлевшей от греха, подобно воскресению Лазаря. Этот кондак единственный во всём Акафисте посвящён событию, воспоминаемому не в Пентикостарионе, а в Постной Триоде. Такие отличия позволяют сделать предположения о более позднем составлении ещё одного 3 кондака.

Также в Акафисте ясно чувствуется зависимость от ранних молитвенных текстов. 1 кондак является перифразом величания Фоминой Недели; в херетизмах 2 икоса слышны мотивы 1 песни пасхального канона, а заканчиваются они возгласом 1 библейской песни; 3 икос дословно приводит припев к 9 песни пасхального канона; 6 икос перекликается с 1 тропарём 5 песни пасхального канона; 11 икос перекликается с ирмосом 5 песни 2 гласа; 9 кондак полностью является почти дословным перифразом воскресных стихир на стиховне 6 гласа, а 13 кондак развивает мысль 2 тропаря 9 песни пасхального канона. Кроме этого в херетизмах и повествовательной части икосов встречается огромное количество слов и фраз, встречающихся в воскресных песнопениях Октоиха и Цветной Триоди.

Принимая во внимание всё вышесказанное, Акафист Воскресению Христову можно рассматривать как великолепную компиляцию новозаветных текстов и воскресных песнопений. Компилятивным характером Акафиста объясняется отсутствие ритмической организации текста и рифмы, т.к. в русских богослужебных книгах они отсутствуют.

Анализируя гимнографическое наследие Святейшего Патриарха Сергия, можно увидеть прекрасное молитвенное творчество, полное глубоких и искренних религиозных чувств и воодушевления, изливающихся из сердца великолепного богослова, прекрасного знатока православного богослужения, истового молитвенника и пастыря-духовника.