С воскресным днем!

08.09.2024

С воскресным днем!

В нынешнем евангельском повествовании изображается крайнее жестокосердие и злоба человеческого сердца относительно ближних наших. С того времени, как люди через грех предались начальнику злобы диаволу, он свил себе в их сердцах прочное гнездо, насадил в них свою адскую злобу, которую и проявляет с тех пор весьма часто в очень грубых, насильственных видах. История человечества полна примеров этой злобы и жестокосердия людей из-за корысти, из-за денег, из-за желания хищнически воспользоваться имением ближнего или из-за оскорбленного самолюбия, из-за дикого каприза, из-за неудовлетворенной страсти — плотской любви, многие и очень часто даже не задумываются над тем, что готовы погубить ближнего, не говоря уже о ссорах, спорах, ругательствах и прочих выражениях злобы человеческой.

Обратим внимание на поступок жестокосердого заимодавца, упоминаемого в евангельском чтении в этот воскресный день. Он должен был сам своему государю огромную сумму, которой никогда бы не смог ему выплатить, и по правосудию должен был быть продан с женой, детьми и всем имуществом, чтобы заплатить хотя бы часть долга. Беда, больше которой трудно вообразить. 

Должник стал умолять царя о прощении — и он был прощен. Кажется, надобно бы помнить такую беспримерную милость и оказать подобную же милость при случае ближнему. Но вот случай представился и показал дурную сторону бывшего должника, его крайнюю злобу и жестокосердие: только что, получив от царя величайшую милость, он встречает товарища, который должен ему незначительную сумму денег, и сразу же набрасывается на него с яростью, душит его и требует: «Отдай мне долг». Тот просит потерпеть. Заимодавец не хочет терпеть и сажает его в тюрьму. Не крайнее ли это жестокосердие? Не крайняя ли бесчувственность и неблагодарность? Со стороны посмотреть, да именно так, в этом заимодавце проявились внутренние пороки его души. А ведь к таким поступкам весьма многие из нас склонны и способны. Мы бываем иногда чрезвычайно круты и требовательны в расправе с нашими ближними, что-либо нам задолжавшими, если предоставляется такая возможность. Да, наша природа крайне быстра на зло и самосуд. Но с нами, христианами, рожденными в купели крещения водою и Духом Святым, усыновленными Богу и получившими от Бога благодать или небесную помощь к совершению всякой добродетели, этого не должно быть: мы должны воспитывать в себе дух кротости, смирения, незлобия, терпения и долготерпения, умеренности во всех поступках. 

А чтобы иметь в себе такое расположение духа, надо помнить об общей человеческой слабости, об общей склонности к грехам, в особенности помнить о своих великих немощах и грехах, и о бесконечном к нам самим милосердии Божием, которое прощало и прощает нам многие и тяжкие грехи за наше покаяние и умоление. Да, уже одно чувство благодарности к Богу и Его бесчисленные к нам милости обязывают нас быть снисходительными и милостивыми к нашим ближним, которые одной плоти и крови с нами и имеют одинаковые немощи, страсти и преткновения. Но величайшим побуждением к снисходительности и кроткому обращению с ближними должно служить, конечно, более всего крайнее снисхождение к нам Сына Божия, нас ради, человек, и нашего ради спасения сшедшего с небес, воплотившегося и вочеловечившегося. Его пример, Его святые заповеди и советы, Его кротость и незлобие к грешникам, Его долготерпение, Его страдания и смерть за всех нас. «Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев», — говорит апостол Иоанн Богослов. Святой апостол Петр наставляет нас: «Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры. Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство». 

Подобно этому щедрому и милостивому Царю поступает с нами, грешниками, Отец Небесный. А мы часто как этот злой раб ничего не хотим извинить ближнему, за то и будем строго наказаны. 

Прощать другим вину – необходимо для нашего спасения. Ведь все мы без исключения грешники. Много тысяч раз каждый из нас оскорблял Бога. Мы утешаемся при этом отеческим снисхождением и милосердием Божиим и надеемся на прощение. И оно действительно дается нам. Бог Сам предлагает его нам. Но Он поставил при этом условия, и если мы не исполняем этих условий, то мы, несмотря на милосердие Божие, умираем во грехах.

Какие это условия? Это – во-первых, вера в Иисуса Христа. Христос пострадал за нас, умер за наши грехи, разорвал рукописание наших грехов. Каждый грех должен был быть наказан, наказание за грех, которого мы, несмотря на все покаяние, не могли бы избежать, перенес на Себе Христос. Этому мы должны верить, и при такой только вере можно надеяться на отпущение грехов. 

Во-вторых, покаяние. Если люди не чувствуют глубокого и искреннего раскаяния, если отвращение ко греху не доводит их до твердой решимости, если в исповедании не смиряются и не открывают своих грехов, – то умирают во своих грехах. 

Наконец, третье условие. Это – прощение, извинение. Ныне чтение Евангельское ясно говорит, что Бог прощает только тем, кто со своей стороны прощает своим оскорбителям. Не прощая нашим оскорбителям их вины, мы, несмотря на веру и покаяние, умираем вогрехах. Как не могут жать, не сеяв, так не могут получить прощения от Бога, не простив другим.   

Был в Александрии один вельможа, который, несмотря на все увещания угодника Божия св. Иоанна Милостивого, не хотел и слышать о примирении со своим врагом. Раз святитель пригласил его в свою домовую церковь к обедне. Вельможа пришел. В церкви никого не было из богомольцев, Сам Патриарх служил, а на клиросе был только один певец, которому вельможа и стал помогать в пении. Когда они начали петь молитву Господню «Отче наш», запел ее и Святитель, но на словах: «хлеб даждь нам днесь» св. Иоанн вдруг замолчал сам и остановил певца, так что вельможа один пропел слова молитвы «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Тут Святитель и обратился непримиримому вельможе и с кротким упреком говорит: «Смотри, сын мой, в какой страшный час и что говоришь ты Богу: “оставь мне, как и я оставляю”. Правду ли говоришь ты? Оставляешь ли?» Эти слова так поразили вельможу, что он весь в слезах бросился к ногам Архипастыря воскликнул: «Все, что ни повелишь, Владыко, все исполнит раб Твой». И исполнил: он в тот же день помирился со своим врагом и от всего сердца простил ему все обиды (Житие Иоанна Милостивого). 

Хороший садовник не только вырывает плевелы, но вырывает их «с корнем». Будем и мы вырывать с корнем ненависть и вражду, и не только прощать ближним, но и забывать обиды.

Также сегодня празднуется образ «Владимирской» Божией Матери празднование которой бывает несколько раз в году (21 мая, 23 июня, 26 августа по ст. стилю). Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа, установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву. В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал Митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему́ оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. В настоящее время, мы все переживаем известные тревожные события в нашей стране. Воспрянем же духом и каждый в лоне своей личной жизни постараемся измениться к лучшему, забудем все обиды, перестанем осуждать налево и направо, всмотримся вглубь своей души, раскаемся пред Господом, станем неотступно ходить в храмы и при этом молить Богородицу чтобы Она помиловала нашу Россию и, как и в прежние времена, Пресвятая Богородица обязательно проявит Свою помощь.